Реклама

Главная - Визы
Троицкое предместье: история и современость. Троицкое предместье. Интересные объекты и истории Немига троицкое предместье
  • Месторасположение: ул.Богдановича
  • Год строительства: XVII-XIX века; XX век
  • Стиль: классицизм, эклектика

Карта Троицкого предместья

Фотографиии Троицкого предместья

Троицкое предместье - живописный средневековый квартал на берегу реки Свислочь в самом центре Минска. Уютные улочки, стилизованные домики с черепичными крышами в Троицком предместье стали одним из главных символов столицы, представляющую сегодня часть исторической реконструкции Минска.

Немного истории

Название предместья происходит, скорее всего, от Троицкого костела , основанного великим князем Ягайло. Кстати, это был первый католический храм в Минске. Другая версия свидетельствует о существовании топонима "Троицкая гора" , от которого и получило название предместье. Поселение Троицкая гора возникло в ХII-ХIII вв. на возвышенности у реки Свислочь. В древние времена предместье было торговым центром, где пересекались дороги из Вильно, Полоцка, Смоленска, Могилева, а с конца ХVI века здесь располагалась крупнейшая торговая площадка города - Троицкий рынок.

Предместье было застроено деревянными домиками, в которых жили ремесленники, торговцы, крестьяне и военные. Древняя планировка предместья исчезла в начале XIX в. после большого пожара и восстановлена уже в камне. В 30-60-е годы ХХ века были разрушены отдельные строения предместья и целые улицы. В 1980-х и начале 2000-х годах были проведены реставрационные работы по воссозданию архитектурного облика Минска.

Троицкое предместье сегодня

В 2004 году была начата историческая реконструкция Троицкого предместья, которое с течением времени было включено в комплекс Старого города. После реставрации она превратилась в естественный музей под открытым небом, где можно увидеть здания каменной застройки XIX века. В 2009 году сквер, где несколько веков назад находился рынок, получил историческое название Троицкая гора. Здесь же расположен построенный в 1930-е годы Национальный академический театр оперы и балета Беларуси.

Что посетить и куда зайти? Top-10 Must-See

Троицкое предместье - это туристическая мекка беларуской столицы, где можно увидеть, как выглядел Минск несколько веков назад, а также познакомиться с культурным наследием Минска. Итак, представляем Вам Top-10 Must-See .

Гостиная Владислава Голубка

Троицкое предместье представляет в себе небольшой музейный островок. И первым таким объектом является филиал музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси под названием "". Хотите узнать о театральной жизни XX в., а также судьбу и интересные факты из жизни первого Народного артиста БССР В.Голубка, тогда Вам в "Гостиную Владислава Голубка".

В музее истории беларуской литературы Вас ждет погружение в классическую литературу Беларуси. Вы узнаете, как начинали молодые поэты и писатели, среди них отдельно хочется выделить имена таких славных беларуских сынов, как Василь Быков и Максим Танк, Владимир Короткевич и Рыгор Бородулин . Среди них уникальные коллекции рукописей, мемориальные вещи беларуских писателей, фотографии, редкие книги, документы, этнографические материалы и художественные произведения беларуских скульпторов и художников.

Дом-музей имени Максима Богдановича

Литературный дом-музей имени Максима Богдановича расскажет о короткой, но очень плодотворной жизни поэта. Расположен музей не случайно в предместье. Дело в том, что именно в доме мущея и родился будущий талантливый поэт. В Минск Максим Богданович вернулся лишь за год до смерти. Судьба Богдановича трагична - с 18 лет он болел туберкулезом и умер в 25 лет. Последние дни жизни поэт провел у моря, в Ялте, куда уехал по настоянию друзей, но это уже не могло спасти его. Зайдя в музей, у Вас будет возможность посетить открытую лекции или музейно-педагогическое занятие, которое будет интересно не только детям, но и взрослым.

Книгарня "Вянок"

Книжный магазин "Вянок", стилизованный под книгарню XIX века, назван не случайно белаурским словом "Вянок". Именно так назывался единственный изданный при жизни сборник стихов Максима Богдановича. Максим Богданович - поэт высочайшей культуры. Он читал в оригинале и переводил на беларуский язык Горация и Овидия, Гейне и Шиллера, Верлена и Пушкина. Он доказал, что беларуский язык - не только "мужицкий" язык, что им можно выразить самые высокие идеи, самые тонкие чувства.

Никак не обойти и памятник Максиму Богдановичу, который находится в сквере пл.Парижской Коммуны, рядом с Национальным академическим театром оперы и балета. Максим стоит во весь рост и своим взглядом провожает каждого, кто удостоит его вниманием.

Дом природы

Сразу хочется отметить здание, в котором находится Дом природы. Он уникален тем, что здесь в конце XIX в. располагалась синагога. Женщины и мужчины молились отдельно друг от друга, тем самым здание синагоги делилось на две части: мужскую и женскую. Сегодня в здании бывшей синагоги находится Дом природы, который в доступной форме поможет открыть интересные тайны в мире флоры и фауны планеты Земля.

Скульптура "Девушка с совой"

Сегодня скульптура "Девушка с совой" является негласным символом Троицкого предместья. Скульптура представляет собой девочку, держащую в руке сову и стоящую босой ногой на папоротнике. Одно крыло совы изогнуто (им сова как будто защищает девочку), второе - широко раскрыто (им сова указывает путь). На листе папоротника лежат три расцветших бутона, около них - сидит ящерица. Скульптурная композиция располагается на большом валуне, рядом с которым лежат ещё два. С этой скульптурой даже городская легенда связана. Говорят, что около этой скульптуры каждый поэт должен выбрать, что для него важней: девушка, олицетворяющая музу, папараць-кветка - символ славы, сова - символ мудрости или ящерица, олицетворяющая богатство.

Галерея ремесел "Славутасць" и "Славутыя майстры"

В галерее можно приобрести оригинальные и высокого уровня сувениры. Кроме того, в галерее ремесел «Славутыя майстря» можно купить беларуские пояса, деревянные и кожаные изделия, а также картины. Во-вторых, рассказ продавца настолько тебя увлекает, его глаза при этом так горят, что невозможно оторваться от сувениров и прервать его повествование. И при этом видна искренность.

Аптека "Троицкая"

Аптека в Троицком предместье в Минске официально не является музеем, но всё-таки неизменно привлекает туристов. Почему? В Минске нет музея аптекарского дела и аптека в Троицком предместье является единственным местом в городе, где могут рассказать об истории развития аптечного дела в столице и дать общее представление об аптеках прошлого. На полках аптеки можно увидеть образцы провизорской посуды, весы, старые медицинские и фармацевтические книги. Оборудование аптек Беларуси не уступало таковому в других европейских городах того времени. В современной аптеке в Троицком предместье Минска неплохой выбор лекарственных трав. Туристы могут зайти, познакомиться с интерьером здания, приобрести что-нибудь из имеющегося в наличии и сфотографироваться на фоне здания аптеки.

Памятник "Вечному страннику", именно так называли Язэпа Дроздовича его друзья и знакомые был установлен 6 августа 1993 года. Скульптурная композиция представляет собой фигуру Язэпа Дроздовича, идущего по дороге в крестьянской одежде и с посохом в руке, с перекинутым через плечо мольбертом.

Язэп Дроздович (1888 - 1954 года) - выдающийся белорусский художник, график, скульптор, фольклорист, краевед, этнограф, археолог и писатель. Личность Язэпа Дроздовича является символом белорусского духовного Возрождения. Его даже называли «белорусским Леонардо да Винчи». Он воплотил образ белорусской природы в серии графических работ «Дисневщина» и тоновых рисунках «Природа Белоруссии». Им создана серия работ, изображающих старинные замки и прочие архитектурные строения, представляющие историческую и культурную ценность.

Язэп Дроздович - первый белорусский художник, который затронул в своём творчестве тему космоса. На своих полотнах художник изображал жизнь на других планетах («Жизнь на Луне», «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и др.).

Язэп Дроздович возобновил давно забытую традицию рисования настенных ковров. Эти картины уникальны и именно они принесли Дроздовичу мировую известность. Сегодня его коллекция находится в Заславле. Именно в тех местах он работал археологом, а параллельно собирал и обрабатывал для словарей простонародные слова и выражения, записывал народные песни и обряды. Дроздович был также и талантливым скульптором.

Достопримечательности вблизи Троицкого предместья

Рядом с Троицким предместьем соседствует мемориальный комплекс "Остров слез" . На противоположной стороне Свислочи начинается район Немиги, и Верхний город . Недалеко от Троицкого предместья находятся Дворец спорта , а также Национальный выставочный центр "БелЭкспо" .

№1 Если будете гулять по Троицкому предместью, обязательно загляните в уютный ресторанчик со старинными интерьерами или стилизованную под XIX век кофейню, где можно отдохнуть после насыщенной прогулки по городу и вкусно покушать:) Среди них, можно назвать, например, ресторан «Троицкое предместье» , «Карчма Траецкая» , магазин «Сувенирная лавка» ...

№2 В летнее время на берегу Свислочи действует единственный в Минске ресторан на воде , на борту которого Вы можете насладиться живописными видами города, а также попробовать блюда белорусской кухни.

№3 Хотите ощутить шарм романтического Минска? Тогда Вам стоит прокатиться на катамаране по Свислочи. Получите массу впечатлений. Гарантируем:)

А не пойти ли нам на Немигу?


Практически во всех, основанных еще во времена мрачного средневековья, беларуских, а уж тем более украинских, городах в исторических центрах имеется услаждающий глаз туриста традиционный набор из какого-нибудь замка, площади Рынок с ратушей, многочисленных храмов и монастырей босоногих братьев бернардинцев или иезуитов, и нескольких кварталов гражданской застройки.
А вот Минску не повезло. Возникший во времена Повести временных лет, получивший Магдебургское право в период Речи Посполитой, город, ставший столицей современной Беларуси, напрочь утратил свой оригинальный исторический центр. И виной этому не только градостроительные решения XIX века, продиктованные решениями политическими, или разрушения последней войны, а скорее та градостроительная концепция последних десятилетий ХХ века, которая, руководствуясь лозунгом "Мы застроим наше будущее!", полностью сменила картинку городского ландшафта. В итоге мы получили наверное единственную столицу одной из братских республик в составе СССР без какого-либо национального колорита и связанной с национальной историей архитектурой, целиком устремленную в прекрасное далеко со сталинскими проспектами, многочиленными спортивными сооружениями и общественными лужайками эпохи развитого застоя.

Однако на этом пути торжества беларуской урбанистики встречались и курьезные моменты. Как-то как раз, после тотальной зачистки Немиги и Замчища, где от замка не осталось даже фрагментов старых валов, в канун Олимпиады-80 в Минск приехал Леонид Ильич Брежнев. По какой-то не ясной причине Леонид Ильич неоднократно порывался пойти посмотреть старый город (Где здесь у вас Старое место, как в Варшаве?), которого к тому времени практически не существовало. Как отвертелись, не знаю, но ошибку решили исправить, не показывать же в следующий раз престарелому генсеку трущобы. Первым делом в 80-е годы согласно проекту снесли практически все что могли снести, но в Троицком предместье оставили один квартал рядовой застройки XIX века в основе которой местами лежали более ранние фундаменты. Вот из него и сделали образцово-показательное Старое Место;-), которое сейчас демонстрируют туристам и любят минчане.

Чуть позже, а особенно в последнее десятилетие, фокус повторили с Верхним городом, где с ростом национального самосознания путем строительства новоделов и вытаскивания отдельных объектов из более поздней застройки попытались искусственно собрать хоть какой-то образ исторического центра города так, как его себе преставляют современные беларуские архитекторы. Насколько это получилось, давайте посмотрим вместе с вами.

Наше путешествие в ткань "исторического Минска" началось с поиска парковки. Нашел я ее у высотного здания из стекла и бетона в котором находится беларуская телекоммуникационная компания Velcom. Хорошее начало. Далее мы устремились пешком по улице Зыбицкой в сторону Площади 8 Марта и безымянного моста через Свислочь.

Первую достопримечательность на улице Зыбицкой я бездарно профукал, поэтому использую чужое фото из Wikimapia.org. Поняли что расположено по бокам и за этим небольшим домиком под номером 3 по улице Зыбицкой?

Пройдя метров 300 оборачиваемся. Вдалеке офис Velcom , а справа историческая застройка Верхнего города с многочисленными барами, слева за забором строительство гостиницы и развлекательного центра. По непроверенным сведениям, большинство "деревянных" домиков по правую руку новодельные.

Здание на перекрестке Зыбицкой и Герцена. Внутри бар, на стене мемориальная доска, рассказывающая о том, что мы нахожимся на территории Верхнего города - исторического центра Минска XVI-XIX вв., комплексного памятника археологии, градостроительства, архитектуры, истории, революционной и боевой славы народа. находится под охраной государства.
Обратите внимание как оформлен фасадздания, а точнее двери и крыльца. Входные двери есть, ступени размечены, а само крыльцо справа отсуствует. И далее этот элемент оформления фасада повторяется еще дважды.Что хотел сказать этим архитектор? Восстановить историческое оформление фасада? Но почему тогда единственные рабочие входные двери выполнены из стекла, а не оформлены в едином стиле? Почему ритм ступеней другой и зачем этот кованный козырек?

Вид вверх по улице Герцена. Справа комплекс "Монастырский" в порядке удаления: археологический музей, бар, ресторан, отель.

Вдалеке справа виднеется здание мужского бернардинского монастыря, а в перспективе улица герцена упирается в комплекс монастыря базилианок. Как мне кажется, здания всего квартала справа принадлежали братьям бернардинцам, но меня очень смущает разнородная и не аккуратная, а местами просто современная кладка на ближних строениях. Обратите внимание как сделана мостовая. Куда сейчас без любимой плитки даже на исторической улице? Но нечто подобное булыжной мостовой проходит узкой полозкой вдоль стен.

Схема квартала на стене археологического музея. радует сочетания музея археологии, музея каратэ и музея минской конки

Пройдем дальше по Зыбицкой улице до следующего перекрестка с улицей Кирилла и Мефодия. Слева салон красоты, справа непонятно чего, а вот чуть далее выглядывает здание женского бернардинского монастыря, а напротив него мужского. В перспективе - гостиный двор. Туда мы вернемся чуть познее.

А теперь выйдем к реке Свислочь и поднимемся на безымянный мост (1967 г.). Интересно что на мосту встречаются две улицы Немига и Максима Богдановича, но сам мост сейчас названия не имеет. Вид с моста на возводимую в районе бывшей рыночной площади (Ниний рынок) историческую недвижимость.

Когда-то на месте современного моста был расположен самый известный мост средневекового Минска - Хлусов, соединявший Нижний рынок с расположенным на правом берегу Свислочи Троицким предместьем. В перспективе здание Национального выставочного центра "БелЭкспо". В 2017 году начался снос этого квартала по праому бергу Свислочи инвестором из ОАЭ. Обещал сохранить четыре исторических здания чудом сохранившиеся от Троицкого монастыря базилианок.

По другую сторону моста - Троицкое предместье, а точнее то, что от него осталось

Спустимся под мост и посмотрим на левый берег Свислочи и Высокий город, откуда мы только что пришли. На переднем плане здания как бы XVIII века (?), за ними выглядывает православный кафедральный собор Святого Духа, бывший костел Рождества Девы Марии монастыря бернардинок.

Троицкое предместье из под моста открывается во всей красе. Рядовая мещанская застройка конца XIX века стилизована под средневековую архитектуру так как ее представляют современные архитекторы. Да, это не Львов и даже не Варшава... Для города с богатейшей историей конечно выглядит диковато и убого. Но, для любой российской провинции, где нет никакой архитектуры кроме хрущевок это хороший пример, как можно из трущеб сделать конфекту, особенно если на это есть воля генсека. Понятно, что здесь еще поработали архитекторы и дизанеры последнего десятилетия добавив примерно 2/3 откровенных новоделов и попсы, но основа сохранения и реконструкции квартала была заложена еще в 1980-е годы.

Взгляд назад на на безымянный мост через Свислочь и Вехний город

Направляемся в "средневековый город"

Обратите внимание, здесь мостовая большей частью выложена брусчаткой

Внутри квартала. Вся эта мещанская застройка сейчас не жилая, а является прибежищем различных заведений общепита, хостелов, художественных салонов, музейчиков, магазинчиков, галерей и прочего

Дом Природы. Здание было построено в 1874 году как "Китаевская" синагога для мещан Минска.

Благодаря балюстраде бывшая синагога является любимым местом для селфи у беларуских девушек

Побродив по кварталу еще только просыпающемуся от зимней спячки мы устали от его однообразия и искусственности и отправились на остров Слез. Про него будет отдельный репортаж. А по пути набрели на скульптуру девушки с совой. Странное сочетание. Вроде и не Афина-Паллада, но с совой.

Может быть это какой-то не известный мне беларуский национальный сюжет?

Возвращаемся через мост к Верхнему городу и его доминанте - собору Святого Духа, некогда костелу Рождества Девы Марии монастыря бернардинок. Заложенный в 1642 году костел, став православным храмом сохранил строгую торжественность католического храма. Слева в кадр для контраста заползли аляповатые новостройки православной духовной академии. Стильно, ничего не скажешь.

Для понимания того, как менялся ланшафт этой части Минска несколько фото.
1940-е годы. Обратите внимание, выдающаяся в рельефе горка Верхнего города имела место быть, но сейчас она сильно сглажена.

Вид с северо-запада на ансамбль монастыря бернардинок с костелом после реставрации 1980-х годов

Общий вид на ансамбль бернардинских монастырей с высоты птичьего полета незадолго до того, как он приобрел нынешний вид

Вид с площади 8 Марта в сторону Замчища - вниз по течению реки Свислочь. На переднем плане приземистое, похожее на манеж, здание - Республиканский центр физического воспитания и спорта. На одной из его стен размещена мемориальная доска о том, что именно в этом месте в XI веке возник город Минск и размещалось Минское Замчище - памятник археологии XI-XVI вв. Охраняется государством. как я уже говорил, этот памятник археологии в своем большинстве снесен при строительстве того, что мы видим на фото, а также при строительстве станции метро Немига, расположенной как раз под этими дорожками, что в кадре.

Перейдем на другую сторону улицы Немига, дойдем до перекрестка с улицей Ленина и чуть пройдя вдоль нее по площади Свободы и взглянем на городскую ратушу с запада. Минская ратуша (1) была построена в конце XVIII века на площади Верхний рынок и была разрушена в 1851 году по личному приказу Императора Николая I. В 2003 году восстановлена на своем историческом месте и используется как выставочный зал.

Вид на ратушу с севера, с другой стороны. Справа в в кадр попали постройки комплекса гостинного двора XVIII-XIX веков (7) с расположенными внутри магазинами, ресторанами, офисами.

Памятник получению Минском Магдебургского права в 1499 году, установлен перед входом в ратушу в 2014 году.

Схема расположения достопримечательностей Верхнего города. Нумерацию по этой схеме я буду давать в круглых скобках при описании.

Взглянем на другую сторону улицы Ленина на зажатый советскими новостройками иезуитский костел Девы Марии (1700-1710 гг.) построенный в стиле виленского барокко (15). В 1951 году собор был закрыт, а главный фасад сильно перестроен, внутри размещен Дом физкультурника. В 1993 году здание возвращено католической церкви, первоначальный облик восстановлен. Ныне это главный католический храм Беларуси. В интерьере особую ценность представляют фрески, которые были заштукатурены в советское время, ныне идёт их раскрытие и реставрация.

А теперь вновь углубимся в кварталы Верхнего города пройдя по краю бывшей площади Верхнего рынка. Здесь некогда мужской и женский униатские базилианские монастыри образовывали своеобразный узел обороны. Ядром мужского монастыря была церковь Святого Духа построенная на месте православной деревянной церкви примерно в 1650-х годах.
На фото слева церковь святого Духа, справа Гостиный двор, в перспективе видно здание Беларуской государственной академии музыки.

План монастырского комплекса базилиан. Реконструкция Л. Ивановой по материалам В.М. Денисова. В верхней части женский монастырь, в нижней - мужской с церковью Святого Духа.

Монастыри представляли своеобразную крепость. Мужской корпус с церковью образовывали её юго-западную сторону. Женский корпус - северо-восточную. Между собой их соединяла крытая галерея с маленькими окнами-бойницами, одновременно бывшая в своём нижнем ярусе въездной брамой. С четвёртой стороны на плане ничего нет, но весьма вероятно, что первоначально монастырский двор всё-таки замыкала каменная стена: она упоминается в документах XVII века ("...ограда каменная и бои верхние и нижние»"). Жемчужиной комплекса была церковь - однонефовый храм без башен с пятигранной апсидой, перекрытой крестовыми сводами, опирающимися на массивные внутренние контрфорсы. К готике отсылают высокие стрельчатые окна, гранёная форма апсиды, своды, контрфорсы. Ренессанс - это главный фасад, весь построенный на сочетании пилястр коринфского ордера, а в фигурном щите уже чувствуется барочное влияние.

Обмерный чертеж главного фасада, 1843.

Главной же художественной особенностью Святодуховской церкви стала роспись плоских ниш на фасаде фресками, изображающими святых. Структура размещения ниш и порядок их заполнения фресками соответствовали православному иконостасу. Искусствоведы радостно потирают руки - такое почти не встречается в культовой архитектуре Европы: чтобы иконостас да сразу на фасаде.

Главный фасад минской церкви св.Духа. Реконструкция Сергея Багласова. Очень любопытно сравнить её отличие от того же обмерного чертежа 1843 года (см. выше).

В XIX в. церковь отобрана у общины, "подарена" православным и перестроена в псевдорусском стиле. В 1950 г. снесена. В 2011 г. церковь Святого Духа воссоздана с нуля. Основой воссоздания официально послужил обмерный чертеж 1843 года. В настоящий момент здание используется как детская филармония.
Вид на новодел церкви Святого Духа с северо-запада. На переднем плане скульптурная композиция "Городские весы".

Вид на главный фасад церкви Святого Духа с запада. Сравните с прорисовками фасада 1843 года и поймете в чем разница, например оформление нижнего яруса.

Еще один ракурс. На дальнем плане костел Святого Иосифа монастыря бернардинцев.

Вид от церкви Святого Духа на площадь Верхний Рынок с костелом Святого Иосифа бернардинского монастыря и костелом Рождества Девы марии монастыря бернардинок.

Напротив сильно перестроенных корпусов монастыря базилианцев расположена скульптура "Экипаж", прообразом которой послужила карета губернатора. Прикол в том, что, как пишет мне в личку Дмитрий Шелехов, эта "карета" копия тобольской и курской. Там, что тоже прообразом кареты губернаторов послужили?
На дальнем плане здание Беларуской государственной академии музыки

Карета в Тобольске. Фото Дмитрия Шелехова. Минская скульптура бесспорно отлита в той же форме. Только чуть поверхность более шероховатая.

А это курская карета. Еще, говорят есть в Долгопрудном аналогичная. Фото с просторов тырнета.

К сожалению, я не прошел до корпуса монастыря базилианок и приходится использовать чужое фото .
Этот корпус было очень хорошо, не по-нашему, реставрирован. Деревянные окна, натуральная черепица, барочный фигурный щит восстановили как в его лучшие времена, никаких тебе луковиц - почему всегда так не делать? Внутри я, правда, не был.

Но вернемся на площадь Верхнего Рынка. Современный вид на монастырь бернардинцев и костел Святого Иосифа. Костел построен в 1652 г., неоднократно перестраивался. В 1752 г. получил декор в стиле позднего барокко. В 1860 г. монастырь упразднили, здания конфисковали. Последний раз здание костела реставрировалось в 1983 г., в настоящее время в нём и примыкающих корпусах монастыря размещаются архивы.

Настало пора возвращаться к машине. Сейчас мы продем чуть другим путем по Музыкальному переулку. Здание под номером 1 часто встречается на туристических фото. Налево уходит улица Герцена, которую мы наблюдали в самом начале репортажа.

Спускаемся вниз по Музыкальнму переулку и оборачиваемся назад на новое офисное здание и квартал с уже бывшим посольством Чехии

На этом пока все.
Резюме: Как мы видим, Минск один из тех городов бывшего Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, который практически полностью утратил свой исторический облик. Однако по странной причуде руководства СССР его попытались воссоздать в меру своей испорченности местные реставраторы. И все бы ничего, более того, это воссоздание могло бы послужить примером для ряда российских городов, полностью, в силу ряда причин, утративших свое наследие, но на примере Минска случилась странная подмена понятий в беларуской реставрации. Этот весьма спорный и отчасти курьезный опыт "от безысходности" в стремлении подражать цивилизованной Европе был взят во главу угла реставрации нынешней. Теперь каждый колхозный беларуский строитель мнит себя архитектором, а потом и реставратором, восспроизводя под копирку этот уникальный минский опыт серийно, пытаясь застроить наше будущее сомнительными новоделами под старину, при этом снося другой рукой направо и налево остатки подлинного национального достояния.
А что здесь такого? Оригинальное наследие выглядит не презентабельно и не понятно, то ли дело свежеошутукатуренные разноцветные домики под ондулином с каминными трубами.
Для этого кейса как никогда кстати уместна цитата Лотмана - реставрация это узаконенная форма уничтожения наследия.

Использованы материалы:

На фото Троицкое предместье в Минске .

Наверное в Минске трудно найти место, которое было бы более известно туристам, чем Троицкое предместье . Это визитная карточка города, изображение которой можно встретить как на открытках, марках, сувенирах, так и на некоторых банкнотах.

Троицкое предместье - исторический район города Минска, расположенный в северо-восточной части исторического центра на левом берегу реки Свислочь. Его уютные улочки и выкрашенные в нежные тона дома с черепичными крышами стали своеобразным символом Минска, запечатленным на сувенирах и сладостях. Некогда являлся торгово-административным центром столицы Белоруссии.

Название Троицкого предместья возникло в 15 веке от находившегося здесь когда-то костела Святой Троицы, основанного великим . Примерно в 14 веке на Троицкой горе был сооружен не сохранившиеся до наших дней Свято-Вознесенский монастырь с одноименной деревянной церковью, на месте которой в 1620 г. Антон Маслянка построил каменную церковь. Само предместье в 16 в. было застроено деревянными домами и соединялось с городом мостом.

Это предместье на протяжении долгого времени считалось пригородом Минска, а вошло в черту города лишь в 19 веке. В предместье жили, в основном, люди среднего сословия: военные, ремесленники, торговцы, крестьяне.

Галерея

Описание

По узким улочкам истории

Уголок старого города - Минска XIX века - уютно расположился в самом центре столицы. Узкие мощеные улочки, невысокие дома, непривычная планировка - все это Троицкое предместье. И не зайти сюда просто невозможно!

В те далекие времена, когда город только начинал разрастаться, люди селились предместьями, которые окружали верхний город и замок. Одним из самых больших минский предместий было Троицкое. От старой части города оно было отделено Свислочью, но уже в те далекие годы здесь были построены гати и мосты, и сообщение с городом было постоянным. По поводу названия предместья ученые-историки предполагают, что возникло оно в XV веке. Предместье было названо именно Троицким, потому что здесь был оборонительный редут Святой Троицы (от костела Святой Троицы).

Это предместье еще называли Троицкой горой, возникло оно в XII-XIII веке и до XIX века считалось пригородом Минска. Расположить здесь центр города было невозможно - неудобная для обороны местность. В XIV веке здесь был воздвигнут Вознесенский монастырь, при котором была деревянная церковь, на месте которой в 1620 году Антон Маслянка построил каменный храм. Вокруг монастыря стали селиться люди. В XV-XVII веках вокруг этой территории были насыпаны земляные валы и прорыты рвы.

Предместье вплоть до XVI века было деревянным. С городом оно соединялось при помощи гати, а позже - моста. Во второй половине XVI века мостов уже было два. Именно после строительства моста оживилась торговля, предместье стало развиваться намного быстрее, была построена главная улица Троицкая. Сейчас она носит имя Максима Богдановича, а до этого называлась М. Горького и Александровской. По Троицкой улице можно было попасть к Свислочи, а оттуда по Хлусову мосту на Нижний рынок, который был самой старой торговой площадью Минска и располагался рядом с Замком. В XVI веке Троицкая улица стала продолжением главной городской улицы Немиги.

На том месте, где сейчас стоит красавец оперный театр раньше был Троицкий рынок. В самом предместье в 1771 году открылась школа, она действовала при монастыре мавританок. В 1809 году в Троицком был большой пожар, после которого здесь построили женское епархиальное училище и духовную семинарию (сейчас это Суворовское училище).




Троицкое предместье постепенно становилось своеобразным центром притяжения самых разных слоев населения. Здесь в одном из домов собрались народники, проводились собрания. Кроме того здесь размещалась городская ночлежка, основанная в 1892 году. Зимой тут жили бездомные, которые промышляли на Троицкой горе и Нижнем рынке. Ночлежка стояла рядом с Александровским мостом. Кроме того недалеко от Свислочи располагалась первая в Минске общественная городская баня, которую разрушили в 1960-е годы.

На окраине Троицкого предместья - на самом берегу Свислочи - работала одна из самых старых мельниц города. Власти города не хотели сами содержать ее, так как это требовало немалых денег, поэтому сдавали ее в аренду. Даже сохранились письменные сведения о том, что в 1838 году "водяная о четырех камнях мукомольная мельница на Нижнем рынке" была передана в аренду под залог 3815 рублей на 12 лет.

Троицкое предместье заселяли в основном ремесленники, торговцы или военные - в общем, люди среднего сословия. Именно здесь родился известный поэт Максим Богданович, какое-то время здесь жила семья Янки Купалы.

Самыми разрушительными для Троицкого предместья стали 1930-1940-е годы. В это время уничтожили большое количество построек Вознесенского монастыря, католическое кладбище XVI-XVIII вв, старинную улицу, что проходила вдоль Свислочи. Великая Отечественная война тоже внесла свою лепту в разрушение предместья. Снос зданий продолжился и после войны.

Реконструкция этой территории началась случайно. В 1962 году в Минск приехал Никита Хрущев. Во время экскурсии он спросил, где находится исторический центр города и что там сейчас. Хозяева города были в замешательстве, так как показать генсеку было нечего. Это и стало толчком для восстановления Троицкого предместья. Правда, реставрационные работы начались только двадцать лет спустя - в 1982 году. Они велись до 1985 года. Сторожилы не одобряют результата этих работ - исчез дух старины, душа предместья. Но все равно это место - одно из самых любимых в городе, несмотря на свою декоративность.

В Троицком предместье располагается большое количество кафе, магазинчиков, сувенирных лавок и музеев. Среди последних особо выделяется Музей белорусской литературы, который находится на улице М. Богдановича. На Старовиленской улице расположен филиал Государственного музея истории театра и музыкальной культуры РБ (гостиная В. Голубка). Кроме того в Троицком предместье открыт Литературный музей Максима Богдановича.

Посетив Троицкое предместье, невозможно пройти мимо Острова слез. Этот остров - памятник погибшим солдатам. Его открыли в 1996 году, изначально он задумывался как памятник воинам, погибшим в Афганистане. Сейчас же Остров слез предназначен, чтобы напоминать обо всех уроженцах Беларуси, которые погибли в войнах на территории нашей страны и за ее пределами. Центральным элементом мемориала является часовня, она напоминает храм святого Спаса, построенного Ефросиньей Полоцкой. Основание памятника состоит из фигур матерей, что оплакивают своих сынов. Оплакивает героев, который не уберег, и ангел. Авторами мемориала были скульптор Ю. Павлов и архитекторы М. Королев, Т. Королева-Павлова, В. Лапцевич, Г. Павлова, А. Павлов, Д. Хомяков. Отсюда - с Острова слез - открывается прекрасный вид на Троицкое предместье, Верхний город, а также проспект Победителей

 


Читайте:



Тайны океанских глубин (6 фото)

Тайны океанских глубин (6 фото)

Марианская впадина является одним из самых глубоких мест океана. Ее глубина составляет 10 994 метра. Не исключено, что на дне впадины обитает...

Старый город. Гамбург. Озеро Alster. Старый город Озеро в центре гамбурга

Старый город. Гамбург. Озеро Alster. Старый город Озеро в центре гамбурга

Настоящей гордостью жителей города Гамбурга считается искусственное, но очень живописное озеро Альстер, окруженное красивым парком, где установлены...

Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан Область Городская администрация Аким Маржикпаев Ермек Боранбаевич История и география Основан 1824 Прежние названия...

Местонахождение, жизнь заключенных

Местонахождение, жизнь заключенных

Колония «Полярная сова» - этоисправительное учреждение особого режима. Здесь отбывают свой срок серийные убийцы, государственные преступники,...

feed-image RSS