Выбор редакции:

Реклама

Главная - Визы
Каракалпаки – кто они? Республика Каракалпакстан. Где находится, границы, города, фото, достопримечательности и описание Краткий экскурс в историю

Республика Каракалпакстан – суверенная Республика в составе Республики Узбекистан.

Образованна в 1932 году как автономная область, в дальнейшем преобразованная в Каракалпакскую автономную республику, вошедшую в 1936 году в состав Узбекистана.

Административный центр – город Нукус.

Административное деление: 15 туманов (районы), 12 городов, 16 посёлков, 112 аулов.

Население – 1551,9 тысяч человек.

Общая площадь территории – 166,59 тысяч квадратных метров.

Площадь обрабатываемых земель – 337, 4 тысяч гектар.

Численность трудовых ресурсов – 760,0 тысяч человек.

Протяжённость железных дорог – 503,5 километров.

Протяжённость автомобильных дорог – 4,3 тысячи километров.

Города: Беруни, Бустон, Кунград, Мангит, Муйнак, Нукус, Тахиаташ, Турткуль (до 1932 года столица Республики), Халкабад, Ходжейли, Чимбай, Шуманай.

Географическое положение

Республика Каракалпакстан расположена в северо-западной части Республики Узбекистан. С севера и востока её окружает Республика Казахстан, на юге граничит с Республикой Туркменистан, с Хорезмским и Бухарским вилоятами, на востоке с Навоийским вилоятом. По своему географическому положению Республика Каракалпакстан находится в трёх естественных ландшафтах – в дельте реки Амударья, плато Устюрт, а также в пустыне Кызылкум.

Промышленность

Ведущей отраслью экономики является хлопкоочистительная. Наиболее развитыми направлениями остаётся производство строительных материалов, металлообработка. В Республике имеются текстильные и пищевые фабрики, а также рыбоконсервный завод в городе Муйнаке.

В Республике Каракалпакстан работает 39 совместных предприятий, 353 акционерных общества, среди которых такие крупнейшие гиганты, как текстильные комплексы «Катекс», «Элтекс», Нукусский мраморный завод, «Ходжелийский завод стеклянных изделий», мукомольные заводы в городах Нукусе, Турткуле, Кунграде. Республика очень богата природными ресурсами. Здесь производится добыча и переработка титана, магнитной руды, минеральной соли, сульфата, талька, алебастра, фосфоритов.

Интенсивные работы проводятся в нефтегазовой отрасли. Республика имеет самые большие нефтяные и газовые залежи в Узбекистане. Приблизительно 20 залежей были обнаружены на плато Устюрт. Примерная оценка нефтяных и газовых ресурсов на плато Устюрт позволяет говорить о 1,7 триллионов кубических метров газа и 1,7 миллиардов тонн жидких углеводородов.

Согласно статистическим данным в республике действует 4431 дехканско-фермерское хозяйство, 141 кооперативное хозяйство.

14 декабря 1990 года сессия Верховного Совета Каракалпакской АССР приняла Декларацию о государственном суверенитете, что предполагает полную независимость государства. Но спустя 2 года, а именно: 9 января 1992 года, Республика Каракалпакстан вошла в состав Узбекистана как автономия. Таким образом Каракалпакстан приобрел статус сателитта, т.е. стал государством, лишь формально обладающим независимостью, но фактически находящимся под политическим и экономическим влиянием другого государства.

За прошедшие 17 лет в Каракалпакстане День независимости ни разу не праздновали и выходным днем не считали. А сами каракалпаки либо боятся вспоминать, либо не знают о том, что в истории их страны существовал такой факт.

Каракалпакская автономная область была образована в 1924 году и вошла в состав Казахской ССР, а в 1930 году – в состав РСФСР. В 1932 году область была преобразована в Каракалпакскую автономную республику, вошедшую в 1936 году в состав Узбекистана. С 1992 года страна получает название Республика Каракалпакстан.

Автономная Республика Каракалпакстан расположена на северо-западе Узбекистана, граничит с Казахстаном и Туркменистаном.

Здесь проживает около 1,6 млн. человек, из которых 33 процента – каракалпаки (на севере), столько же – узбеки (на юге), остальная часть – казахи, русские и представители других национальностей.

У Каракалпакии есть собственная Конституция, принятая 9 апреля 1993 года. Документ не противоречит основному закону Узбекистана. По этой Конституции страна обладает всеми титулами и регалиями независимого государства. Возглавляет республику председатель Верховного Совета Каракалпакстана.

Правда, в Конституции Узбекистана из соображений политкорректности прописан особый статус Каракалпакии. В частности, Каракалпакстан самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства (ст. 73), взаимоотношения Узбекистана и Каракалпакстана регулируются договорами и соглашениями, споры между республиками также решаются путем согласительных процедур (ст. 75). Но зато, во избежание всяких непредвиденных ситуаций, Конституционный суд Узбекистана дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан (ст. 109). Обязательность исполнения законов Узбекистана на территории Каракалпакстана закреплена статьей 72.

Вместе с тем есть одна статья в основном законе Узбекистана, по сути своей имеющая большое значение для любого государства-сателлита, – статья 74, которая гласит: «Республика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана». Но за 15 лет с момента вхождения в состав Узбекистана каракалпаки и все остальное население республики так и не удосужились провести подобный плебисцит.

Видимо, потому, что все прекрасно понимают, что выход Каракалпакии из состава Узбекистана абсолютно нереален. Несмотря на то что конституции обеих республик это позволяют, в Узбекистане референдум как таковой просто невозможно представить. Более того, на этом воображаемом референдуме к каракалпакам должно присоединиться все население. Вместе с тем самих каракалпаков в автономии становится все меньше и меньше. По неофициальным данным, на территорию Казахстана после распада СССР переехало (бежало) около 100 тысяч граждан Каракалпакстана. Это, можно сказать, вполне устраивает Ташкент. Ведь в таком случае демографическая ситуация становится более приемлемой для узбекских властей.

К тому же Каракалпакстан полностью зависит от Ташкента, потому что республика сама не в состоянии справиться не только с аральской катастрофой, но и со многими более простыми задачами. Однако положение Каракалпакии в составе Узбекистана очень сложное. Республика считается беднейшей областью Узбекистана, несмотря на то что в ее недрах хранятся очень крупные залежи природного газа, есть золото, нефть и другие полезные ископаемые.

Между тем Ташкент за последние 15 лет особо не стремился решить проблемы этого суверенного образования в своем составе. Скорее всего, по этой причине некоторые каракалпаки меняют в своих паспортах пятую графу и стараются выехать в Казахстан в качестве оралманов.

Необходимо также учитывать тот факт, что в Каракалпакии, как и вообще в Узбекистане, нет серьезной оппозиции центральной власти. В начале 90-х годов ХХ века в Каракалпакии существовало народное движение «Халк мапи» («Интересы народа»), которое выступило за ограничение вмешательства Ташкента во внутреннюю жизнь суверенного Каракалпакстана. Впоследствии это движение распалось: кого-то запугали, кто-то бежал, кто-то получил высокую должность.

Теперь в Каракалпакстане нет политических сил, способных стать двигателем сепаратизма, нет таких лидеров, которые могли бы объединить людские массы, чтобы отстоять идею независимости, и, похоже, еще долго они не появятся.

Само население Каракалпакии нельзя винить в инертности и пассивности.

– Если в чьем-то доме собирается человек 10 и больше, то вскоре на пороге появляется небольшой отряд сотрудников СНБ и увозит всех собравшихся для выяснения обстоятельств. А в окружении каждого есть хотя бы один, кто доносит в спецслужбы. Люди запуганы, – рассказывает один из бежавших в Казахстан каракалпаков. Даже здесь он боится называть свое имя.

Сегодня Каракалпакстан фактически не пригоден для нормальной жизнедеятельности человека в европейском понимании качества жизни.

Страна площадью 165 тысяч квадратных километров расположена непосредственно в зоне экологического бедствия – регионе Аральского моря. Более 80 процентов территории Каракалпакии занимают пустыни: на востоке – Кызылкум, на западе – плато Устюрт, на юге – высохший Арал. Для края характерны сильные ветры, в год приносящие с собой до 500 килограммов ядовитой соли на каждый квадратный километр. Воду здесь впору назвать мертвой – это плохо очищенный соляной раствор, обильно насыщенный хлором.

Каракалпакстану в Центральной Азии принадлежит первое место по уровню смертности среди новорожденных: 63 из тысячи умирают в первые часы жизни. В республике насчитывается около 17 тысяч инвалидов с детства.

Автономная Республика Каракалпакстан , входящая в состав Независимой Республики Узбекистан , располагается на северо-западе страны, имеет площадь 165 тыс. кв. км, что составляет 40% от площади всего государства. На севере и востоке она граничит с Республикой Казахстан , а на юге- с Республикой Туркменистан .
Население - около 1,5 млн. человек, в основном каракалпаки и узбеки.
Каракалпаки - представители среднеазиатской расовой группы с сильной монголоидной примесью.
Религия : Ислам. Вероисповедание: мусульмане-сунниты.
Официальные языки - узбекский и каракалпакский.
Столица Каракалпакстана - город Нукус (262 тыс. чел.).

Почти всю территорию автономии занимают загадочное плато Устюрт , безвозвратно высыхающий Арал и путыня Кызылкум .
Климат : резко континентальный с холодной зимой и очень жарким летом, который в последнее время усугубляется в связи с высыханием Аральского моря .
Заселение территории Каракалпакстана , расположенного в Хорезм ском оазисе и низовий Амударьи , началось давно, еще в конце IV - начале II-го тысячелетия до нашей эры, о чем говорят многочисленные археологические находки. В это время начинает развиваться орошаемое земледелие, скотоводство, рыболовство. Оседают пришлые из степной зоны Евразии полукочевые племена.

Вообще, история нынешней автономии, как части некогда могущественной Хорезм ской цивилизации, изобилует фактами падений и взлетов, расцвета и угасания.
В середине V в. до н.э. Хорезм завоевывают Ахамениды , начинается широкий культурный обмен. На рубеже V-IV вв до н.э Хорезм обретает независимость, возникает собственная художественная культура, образованная синтезом местных и заимствованных элементов. В VIIIв, после завоевания арабами, уклад жизни, искусство и культура начинают все более приобретать черты, характерные для всех стран Халифата. Затем эпоха Великих Хорезм шахов и завоевание монголами в XIII веке. В это время Ургенч - столица Хорезм а , лежащий на пересечении караванных троп Великого Шелкового Пути , становится одним из самых крупных ремесленных и культурных центров Средней Азии .

С середины XVI по XVIIIвв. в эти места приходят и остаются кочевые племена этнических каракалпаков, населявшие степные области Сырдарьи и Приаралья , к XIX в. этот процесс завершен. Племена становятся оседлыми, строятся постоянные жилища, развивается земледелие, животноводство и рыболовство.
Так древняя и средневековая цивилизации способствовали возникновению самобытной культуры и искусства, подтверждение которым - археологические памятники, сохранившиеся до наших дней, ставшие свидетелями истории Каракалпакистана , насчитывающей много веков.
Сегодняшний Каракалпакстан является суверенным государством в составе Республики Узбекистан . Он имеет свой флаг, герб, гимн. В его состав входит 15 районов, 12 городов, 16 поселков и 112 аулов.

Каракалпакстан богат полезными ископаемыми, в его недрах огромные месторождения газа, железа, каолиновых глин, глауберовых солей, мрамора и гранита.
Основами государственной экономики являются: сельское хозяйство, включающее в себя хлопководство, рисоводство, производство бахчевых, овощей и лакрицы, а также промышленное каракулеводство и промышленность, представленная энергетикой, металлообработкой, пищевой и текстильной отраслью.

Административный , политический и культурный центр Карапаклстана - его столица , город Нукус . Возникший в 1932 году на месте небольшого аула, Нукус , благодаря удачному местоположению, уже в 1939 становится столицей автономии. Современный Нукус , имеющий площадь более 200 кв.км, выстроен на месте древнего городища Шурча , возникшем еще в IV в до н.э. и просуществовавшем почти восемь веков. Сегодня столица Каракалпакстана - современный город, имеющий налаженную инфраструктуру, в котором проживают около 300 тыс. жителей. В Нукусе работают театры, спортивные и развлекательные заведения, гостиницы, рестораны, магазины и рынки. Во все сферы жизни внедряются высокие технологии, неотъемлемые атрибуты нашего времени: скоростной интернет, спутниковое телевидение, сотовая связь с роумингом по всему миру. Но для туристов основной интерес в городе, наряду, с историческими памятниками, представляют, конечно, музеи.

Немногие музеи страны могут похвастаться такой богатой коллекцией полотен русских художников, и такой популярностью в мировом сообществе, как нукусский музей искусств им. Савицкого. Музей носит имя московского художника И.В. Савицкого , который приехал в Нукус в 50-х годах прошлого столетия, а 1966 г. был назначен директором музея. Игорь Витальевич начинает собирать коллекцию произведений современного искусства, в основном авангардистов, картины которых были запрещены существовавшим режимом. В результате, коллекция пополнилась 50 000 единиц полотен авангардного и поставангардного периода, и именно здесь в далеком Нукусе , можно было увидеть то, что так долго подвергалось гонениям в СССР.

Современная экспозиция нукуссого музея искусств насчитывает более 90 000 выставочных экземпляров, включающих в себя: коллекцию русского авангарда, полотна узбекских художников, экспонаты народно-прикладного искусства Каракалпакстана, искусства древнего Хорезм а, ряд полотен - замечательно выполненных копий со знаменитых картин Лувра.

По оценкам специалистов собранная коллекция является лучшим художественным собранием Азиатского региона и второй в мире по значимости и объему коллекцией русского авангарда .

Также представляет несомненный интерес один из старейших музеев Узбекистан а - Республиканский краеведческий музей Каракалпакстана, находящийся на первом этажездания, занимаемого музеем искусств . Основанный в 1929г, за годы существования он пополнил свою коллекцию до 56 тыс. экземпляров. Музей состоит из трех экспозиций: природа , археология и этнография . Отдел новой истории, который посвящен достижениям автономии за годы независимости, так же заслуживает внимания. Особым интересом у посетителей пользуются макеты древних городищ и предметы быта, найденные на раскопках. В залах этнографии внимание привлекает старинный женский костюм с затейливым орнаментом ручной вышивки и богатством ювелирных украшений. Здесь же выставлены предметы быта, кухонная утварь и все, что вмещала юрта кочевника.

Отдел природы может похвастаться скрупулезно выполненными диорамами ландшафтов плато Устюрт , Кызылкумов и Аральского моря.
В Нукусе и окрестностях великое множество уникальных достопримечательностей , замечательных памятников археологии , истории и культуры .

Археологические памятники истории и культуры Каракалпакстана.

Муйнак

Муйнак - настоящий город-трагедия, умирающий вместе с теряющим свои воды и значение Аральским морем. Ранее Муйнак был одним из двух главных рыбацких портов Арала, теперь он лежит в 40 км. от воды. Что остается от рыбацкого флота Муйнака, сейчас ржавеет на песке около котловин, отмечающих бесполезные попытки города держать открытыми судоходные каналы, ведущие к теряющему свои воды морю. Вслед …

Топрак – кала (I-IV вв.н.э.)

Топрак - кала - грунтовая крепость, так окрестило местное население, руины некогда величественного сооружения. Городище находится на территории Элликалинского района, раскопки начаты в 1940г. Название (эллик - пятьдесят, кала - крепость) район получил из-за множества крепостей, сосредоточенных не далеко друг от друга. Ныне разрушенная временем крепость представляет собой прямоугольное …

Кызыл-кала (I-XIII в)

Крепость стоит на равнине в 27 км к северу от города Бируни. Сооружение ориентировано по сторонам света и имеет почти квадратную форму, размерами 65х63м. Вероятнее всего, крепость возводилась, как оборонительное сооружение и входила в цепь пограничных укреплений, создаваемых для защиты северо-восточных рубежей древнего Хорезма. О военном предназначении сооружения говорит внешняя стена …

Комплекс Аяз – кала (IV-II в до н.э.)

Компклес состоит из двух крепостей - Большой и Малой. Большая крепость находится на возвышенности с относительно плоской поверхностью. Крепость имеет прямоугольную форму, с размерами 152х182м. По периметру с внешней стороны стены окружает 35 недостроенных башен в форме полукруга. Сохранившиеся фрагменты двухрядных внешних стен имеют в основании немногим больше 2-х метров, между ними …

Большой Гульдурсун (IV- III в до н.э.)

Большая пограничная крепость древнего Хорезма, находящаяся в 26 км северо-восточнее г. Турткуль. По плану, это трапециевидное сооружение размером 350х230 м., углы которого ориентированны по сторонам света. До сегодняшнего дня относительно хорошо сохранились внешние стены из глины и крупноформатных кирпичей. Углы вместе со смотровыми полукруглыми башнями выступают от стен почти на 18 …

Городище Миздахкан (IX в)

Гордище Миздахкан расположено вблизи города Ходжейли, недалеко от Нукуса. Оно расположено на территории в 200 га и состоит из укрепленной крепости Гяур - кала (крепость «неверных»), которая была основана на месте поселения, возраст которого датируется IV в. до н.э., некрополя с мавзолеями Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп и Караван сарая. На территории крепости находятся …

Мавзолей Мазлумхан Сулу (XIII-XIV в)

Очень необычный по композиции и оформлению полуподземный мавзолей, находящийся в северной части некрополя Миздахкан. Согласно легенде, первоначально это был дворец ханской дочери Музлум-Сулу (Прекрасная мученица). Когда город захватили «неверные», их предводитель, ослепленный красотой девушки влюбился в нее, несчастная ответила ему взаимностью, разгневанный отец убил Музлум-Сулу …

Чильпык (II-IVв)

Находится в 43-х км от Нукуса на юг и представляет собой, предположительно, ритуальное сооружение доисламской культуры. Построено на вулканической сопке пирамидальной формы. Материал строительства - глина, взятая из наносов Амударьи и кирпич-сырец, сделанный из той же глины. Постройка является круглым сооружением диаметром 70м и высотой примерно 15 м. По мнению археологов, Чильпык - …

Джанпык-кала (IX-XIV вв)

Городище Джанпык-кала - один из живописнейших памятников правобережья Амударьи. Когда- то в средние века, это был портовый город, имевший обширные торговые связи с различными странами Востока и Запада. Находится городище в 6-ти км юго-восточнее поселка Каратау в отрогах Султануиздагского хребта. Дата последнего обживания Джанпык-кала, датируется учеными 1345-1346гг. На основании обнаруженных …

Койкрылган – кала (IVв до н.э – IV в н.э.)

Культовое сооружение, в центре которого находится круглое двухэтажное здание, диаметром 44,5 м, окруженное оборонительной стеной с девятью башнями. Проект здания и расположение окон, позволили ученым достоверно установить, что строительство сооружения было специально направлено на то, чтобы использовать данный объект для астрологии и наблюдения за звездным небом. Так же косвенно …

Республика Каракалпакстан занимает почти треть территории Узбекистана на западе страны. Обширные пространства республики заселены довольно слабо, обитаемая центральная часть зажата пустынями Каракум и Кызылкум, всего пустыни отвоевали более 80 % площади страны. В результате непродуманных проектов советских времён Каракалпакстан стал эпицентром экологической катастрофы мирового масштаба. Воды Амударьи и Сырдарьи, направленные на орошение пустынных районов Узбекистана и Туркмении, перестали доходить до Аральского моря. Лучшее место, чтобы осознать масштаб проблемы, - бывший рыболовецкий порт Муйнак, оказавшийся теперь в сотне километров от берега. Несмотря на крайне низкий уровень жизни, каракалпакский народ сохранил свои богатые обычаи и традиции, широко известны достижения местных мастеров в резьбе по дереву с инкрустацией, тиснению по коже, ткачестве и вышивке. Кроме того, Каракалпакстан считается археологическим заповедником под открытым небом. На сегодняшний день здесь представлено более 300 археологических объектов, в основном оставшихся от Хорезмской цивилизации.

Откройте для себя сказку Востока! Мы организуем для вас любой тур по вашим пожеланиям Гарантия лучшей цены и качества, от тур оператора №1 на рынке Узбекистана.

Экскурсии за человека! Бронируйте онлайн!

Как добраться

Самый удобный и быстрый способ добраться до Республики Каракалпакстан - авиаперелёт. Разные авиакомпании предлагают прямые рейсы из России в Нукус - столицу Каракалпакстана. Аэропорт Нукуса расположен в 4 км от центра города, из аэропорта можно уехать на общественном транспорте или на такси.

Добраться до столицы можно и по железной дороге. Через Нукус следует 11 поездов, которые отправляются из нескольких российских городов: Волгограда, Саратова, Санкт-Петербурга, Тулы, Калуги. Из Северной столицы до Каракалпакстана вы доберетесь чуть более чем за 3 дня (стоимость билетов - от 9600 RUB), а из Тулы и Калуги - за 2,5 дня.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Поиск авиабилетов в город Ташкент (ближайший а/п к Каракалпакстану)

История и география

Каракалпакстан - республика в составе Узбекистана, расположенная на Туранской низменности. Уникальность региона состоит в том, что он с двух сторон окружен великими среднеазиатскими пустынями Кара-Кум и Кызыл-Кум. Кроме того, вследствие продолжающегося высыхания Аральского моря, здесь формируется еще одна пустыня, солончаковый Арал-Кум. Таким образом, пустынями покрыто 80 % территории Каракалпакии, причем их форма весьма своеобразна - это барханные пески. Помните, песню группы «Ялла» о Кара-Куме? Вот такие непривычные нашему глазу, типичные восточные ландшафты, предлагает вам Каракалпакстан. Так и видится где-то вдали груженый экзотическим товарами караван верблюдов. Когда-то территория эта называлась Хорезм и была, без преувеличения, настоящей колыбелью мощнейшей и самобытной культуры. Нам трудно в это поверить, но цивилизация ведь в прежние времена шла с востока, а не с запада, и эти места - тому свидетельство. Неслучайно поэтому Каракалпакию называют «археологическим заповедником»: тут настоящее раздолье для любителей древностей. Те, кто интересуется Средневековьем, также найдут поле для приложения своей активности, ведь до 9-13 вв., пока не сюда не вторглись войска Чингисхана, Хорезм был центром орошаемого земледелия, образования, науки и искусства. Многие памятники этого периода сохранились до сих пор.

На чем передвигаться

По Нукусу курсируют автобусы и маршрутные такси. Автобусы ходят строго по расписанию и останавливаются только на остановках. Поэтому горожане предпочитают пользоваться маршрутками, которые останавливаются в любом месте по требованию.

Стоимость проезда на такси - от 3000 UZS. Несмотря на то, что стоимость проезда рассчитывается по километражу, желательно обговорить её с водителем во время посадки.

Кухня

В регионе, естественно, преобладает национальная узбекская кухня, визитной карточкой которой является вкуснейший плов. Местные жители утверждают, что именно они готовят его лучше всех в Средней Азии, и, попробовав, с этим сразу хочется согласиться. Каракалпакское застолье в обязательном порядке включает в себя лаваш, мясо, овощи и фрукты. Сочные, свежие, ароматные овощи - гордость Узбекистана, то же следует сказать и о знаменитых дынях. Кстати, они хорошо хранятся, и их вполне можно привезти домой в качестве подарка.

Археологические достопримечательности Каракалпакстана

Туристам, путешествующим по Каракалпакии, откроются не только восхитительные природные пейзажи, но и бесценные развалины древних и средневековых памятников. Все пространство между Нукусом и Амударьей просто усеяно старинными крепостями - развалинами разных веков, последними свидетелями почти бесследно исчезнувшей цивилизации.

В списке обязательных к посещению - грунтовая крепость Топрак-кала. До нас дошли ничтожные остатки некогда грозного и величественного сооружения. Сохранившийся юго-восточный угол крепости позволяет представить грандиозный масштаб древней постройки. Также здесь можно увидеть частично сохранившуюся настенную живопись и развалины несколько зданий, предположительно, храмовых построек.

Еще одна достопримечательность, интересная с точки зрения истории и культуры Каракалпакстана, - комплекс Аяз-кала, состоящий из Большой и Малой крепостей. Большая крепость окружена 35 недостроенными башнями, расположенными в форме полукруга, а Малая, если смотреть на неё с севера, напоминает башмак. Крепости Кызыл-Кала, Джанбас-Кала и Большой Гульдурсун. 1-13 вв. - настоящие древние твердыни, перестроенные во времена Хорезмшахов, сохранившие свой старинный облик.

По легенде, правитель Аяз-хан, который имел прозвище Чарык-хан, что значит «башмак для бедных», сознательно построил эту башню похожей на башмак.

Почти в 40 км от Нукуса расположен Чильпык - сооружение в форме пирамиды, предположительно, ритуального назначения. Считается, что в нём оставляли ушедших в мир иной для очищения костей от плоти. Позднее Чильпык использовался как смотровая башня и тюрьма.

Археологические памятники Каракалпакстана можно описывать бесконечно долго. Крепость Кызыл-кала, пограничная крепость Большой Гульдурсун, городище Миздахкан, мавзолей Мазлумхан, городище Джанпык-кала, Койкрылган-кала - богатство культуры Каракалпакии внушает почтение.

Примечателен мавзолей Мазлухман Сулу, что находится наполовину в земле. Вниз, через сводчатый коридор, ведет лестница из портала к небольшому промежуточному культовому сооружению. Мавзолей считается образцом архитектуры золотоордынского Хорезма.

Миздакхан (Гяур-Кала Ходжейлинская) - археолого-архитектурный комплекс 4- 14 вв., расположенный на трех холмах, включающий в себя исключительно интересные памятники - крепость Гяур-Кара, три мавзолея и большой Караван-сарай. При раскопках здесь были найдены уникальные погребения, монеты, бытовая утварь, стекло, ювелирные изделия из золота.

Нукус и Муйнак

Особого внимания достойны города Нукус (столица Каракалпакии) и Муйнак, когда-то находившийся на берегу Аральского моря. Теперь это памятник тому, что может сотворить с природой ее «венец» - человек. Из-за необходимости решения продовольственной проблемы в 1954 г., советское руководство приняло решение об освоении целинных и залежных земель. Поскольку уровень осадков в этих широтах невысок, земледелие здесь может быть только орошаемым. Откуда брать воду? Конечно, у природы, ведь ее богатства, как кажется некоторым, безграничны. Полноводнейшие реки Амударью и Сырдарью, миллионы лет несшие свои воды в Арал, «растащили» на поливные сооружения и оросительные системы. В итоге они просто перестали впадать в море, русла теперь вязнут где-то в песках. А море стремительно высыхает, образуя солончаковую пустыню, ведь вода там, как известно, соленая. Ветры-суховеи выдувают соль со дна бывшего моря и разносят вокруг. Мертвые корабли в песках Муйнака, когда-то стоявшие на рейде в воде - настоящее предостережение нам, людям. Тем не менее, Приаралье является посещаемым туристическим объектом, подобно тому, как неизменной популярностью пользуются фильмы ужасов. Нукус - самый крупный город Каракалпакстана, его иногда называют «северной столицей» республики. Город сравнительно молодой, но в древности на его территории существовал город Шурчи, богатое поселение.

Что ещё посмотреть в Каракалпакстане

Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что главная достопримечательность Каракалпакстана - Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, одно из немногих крупных собраний русской живописи 20-30-х гг. 20 века. Тут же много находок эпохи зороастризма: статуэтки богов, культовых изделий и даже предметы быта огнепоклонников. Здесь также хранятся ценности совсем другого культурного пласта, мы говорим об уникальной коллекции русской авангардной живописи первой половины 20 века, благодаря которой музей снискал всемирную известность.

Старейшим музеем Узбекистана считается Республиканский краеведческий музей Каракалпакстана. В его собрании представлено три экспозиции: природа, археология и этнография. Познавательным окажется посещение музея Бердаха, экспонаты которого отражают исторический путь, пройденный узбекским народом с древнейших времен до наших дней.

Узбекистан - из тех стран постсоветского пространства, где помимо традиционных областей затесалась ещё и национальная автономия: республика Каракалпакстан, самый обширный (166 тыс. квадратных километров, то есть почти 1/3 страны) и один из самых малолюдных (1,7 миллиона жителей, то есть 10 человек на километр) регион, хорошо заметная на карте квадратная "голова" Узбекистана. Живут здесь примерно поровну узбеки (32%), каракалпаки (30%) и казахи (26%), первые больше в оазисах Элик-Калы, вторых - в амударьинских низовьях, а третьих - в глухих степях у границ. В Каракалпакии мы , в ней же лежат древнее крепости типа , а вот Хива, рассказ о которой мы закончили - это уже крошечная, но сопоставимая по населению Хорезмская область с центром в .

Центр же Каракалпакии - Нукус, наряду с Бухарой 5-6-й по величине (275 тыс. жителей, а с городами-спутниками и под полмиллиона) узбекистанский город, о котором я вряд ли скажу что-то хорошее. Поэтому, чтобы пост не вышел совсем уж в стиле Варламова, здесь же расскажу про каракалпаков как народ.

Что каракалпаки - это не узбеки, видно невооружённым глазом. Скорее их можно перепутать с казахами, коих здесь тоже немало, и хотя в этнографической литературе каракалпакскую внешность характеризуют как "переходную от европеоидной к монголоидной с преобладанием монголоидных черт, меньшим, чем у казахов, но большим, чем у узбеков", мне каракалпаки внешне напомнили даже не казахов, а бурят и . Может, впрочем, дело не только во внешности, но и в каком-то особом настроении: каракалпаки - народ степной...

2. этот и следующие кадры сняты не в Нукусе, а в других городах Каракалпакстана.

Название "карака-калпаки" с большинства тюркских языков переводится как "чёрные шапки", и тут сложно не вспомнить народ "чёрных клобуков" - "прирученных" киевскими князьями печенег, получивших удел близ , чтобы защищать Киев от новой степной напасти - половцев... но скорее всего это просто созвучие, и "те" каракалпаки к нынешним не имели прямого отношения. Более вероятный каракалпакский предок - ногайцы, кочевники Золотой Орды (подробнее я о них писал ), жившие от Дона до Эмбы и после её падения. В 1530-х из Ногайской орды выделялась Алтыульская орда , или Орда Шести Сынов, названная то ли в честь шести наследников основавшего её хана Шейх-Мамая , то ли в честь шести родов, к коим себя причисляют каракалпаки (Муйтены, Конграты, Кытаи, Кыпшаки, Кенегесы и Мангыты - тут поясню, что "сетки" родов и народов в Степи не совпадают, все эти роды есть и среди казахов и узбеков, и именно узбекские Кунграты и Мангыты были ханами Хивы и бухарскими эмирами). Более вероятно, как это часто бывало в степи, что верны все гипотезы, и каракалпаки в равной степени потомки огузов-печенег и кипчаков-ногайцев - просто век за веком степные кочевники цеплялись за горы и моря, там оседала их некая часть, слой за слоем слагались иные народы: в Восточной Европе - , на Тянь-Шане , а близ Аральского моря и гиблых дельт Амударьи и Сырдарьи - каракалпаки.

Достоверно же история каракалпаков прослеживается с весьма недавних времён: в 18 веке они откочевали на Жанадарью (южный рукав Сырдарьи), возможно спасаясь от джунгар, не учтя, что это были владения Хивинского ханства, над которыми оно временно потеряло власть из-за смуты. В 1811 году хан Мухаммед Рахим II вернул контроль над дельтой Сырдарьи, и конечно не мог не обрадоваться такому "подарочку". Каракалпаки под Хивой переселились с восточных берегов Арала на южные, в самые низовья Амударьи, и в отличие от туркмен, всегда были лояльны хивинскому хану. Когда в 1920-м году на смену ханству пришла Хорезмская Народная Советская республика, в её составе образовалось три автономные области - Узбекская (Хива), Туркменская (Ташауз) и Киргиз-Каракалпакская (Ходжейли), в 1924 году разошедшиеся между Узбекистаном, Туркменией и Казахстаном соответственно. В состав ККАО добавилось правобережье Амударьи, бывший Амудаьинский отдел Сырдарьинской области с центром в Турткуле (Петро-Александровске), который и стал до 1933 года первым центром Каракалпакии. Изначально она была автономной областью в составе Казахской ССР, в 1930-36 годах - непосредственно в составе РСФСР, и лишь затем, отрезанная от неё выделившейся в отдельную Союзную респубоику Казахстаном, вошла в состав Узбекской ССР, где и осталась. Ныне Республика Каракалпакстан значится "суверенным государством в составе Узбекистана" с официальным двуязычием и собственным парламентом Жокаргы-Кенес в Нукусе.

Ныне каракалпаков порядка 600 тысяч человек - из них полмиллиона в Узбекистане и по полсотни тысяч в Казахстане и Туркмении. То есть, их немало - примерно как бурят и больше, чем якутов, коми или калмыков. Но при этом каракалпаки - едва ли не самый компактно расселённый народ Средней Азии: даже в родном Каракалпакстане их ареал - дай бог если треть республики, в той же Элик-Кале, по словам местных узбеков, их нет, а в основном они живут в дельте Амударьи и на южном берегу бывшего Арала, от Нукуса до Муйнака, до края пустыни Устюрта. Каракалпакский культурный ландшафт очень непохож на узбекский: они не древние землепацы, а вчерашние кочевники, и их аулы да окраины городов больше похожи на Казахстан, если бы тот был намного беднее: функциональные безликие дома, пыльные улицы, высокие печальные столбы...

Каракалпакскую речь в этих краях слышишь чаще узбекской (тем более она и заметно другая на слух - жёстче и резче), а сам язык некоторые считают чуть ли не диалектом казахского, но я, читая вывески, видел не больше знакомых по Казахстану корней, чем в узбекском. Вдобавок у обоих языков теперь по две азбуки (каракалпакский так же неудачно перевели на латиницу в 1996-м), и любое здешние название можно записать аж в 4 вариантах: "Qaraqalpaqstan Respublikasi", Қарақалпақстан Республикасы, Qoraqalpog`iston Respublikasi, Қорақалпоғистон Республикаси" или "No‘kis, Нөкис, Нукус, Nukus". Ещё запомнилось, что если белый цвет на большинстве тюркских языков "ак", то по-узбекски - "ок", а по-каракалпакски - "хак". В вывесках двуязычность тут выдерживается поосновательнее, чем в большинстве республик России, на уровне той же Башкирии. Разговорить каракалпаков на темы политики и национальных отношений я не пытался, но навскидку президента шёпотом ругают так же, как и узбеки, а на своё положение и отношения с узбеками не жалуются. Мне кажется, их тут действительно не притесняют, по крайней рассуждений на тему "надеюсь, однажды русские вернутся" я от них, как от узбекистанских таджиков или персов, не слышал.

Отличается тут в общем и уклад, и в любом путеводителе напишут, что по Нукусу и другими каракалпакским городам не стоит гулять ночью - как у казахов или киргизов, у каракалпаков хватает лихой молодёжи, на которую плохо действует алкоголь, а вот узбекской домовитости, махаллизма - как-то нет. Но какого-то личного впечатления о каракалпаках как народе у меня сложилось: люди как люди, дружелюбные и гостеприимные, с хорошо знакомыми по всей Средней Азии реакциями и разговорами. Скажу лишь, что зашкаливающего казахского гонора у них нет, больше всего они мне напомнили, пожалуй что, калмыков.

Если же говорить о национальном колорите и традиционной культуре, то как видите - в быту заметно немногое: ну, пожилые женщины тут одеваются и покрывают голову немного иначе (причём ближе к казашкам, чем к узбечкам), но национального костюма тут не сохранилось, чёрные шапки (папахи) стоит искать на сувенирных развалах Хивы, и даже юрт в степи я в Каракалпакии (как в той же ) не видел - хотя и не берусь утверждать, что их там нет: степь большая. Не повезло мне как-то и с национальной кухней , которая вроде бы сохранилась у каракалпаков из традиционного быта лучше всего - это, например, турама (мелко накрошенное мясо с клёцками), гуртук (местный аналог бешбармака), блюда из джугаровой муки (те же клёцки), а в Кунграде и Муйнаке кое-где попадаются вывески "балык куурдак", то есть традиционное среднеазиатское жаркое с луком и картошкой, но не из мяса, а из рыбы. Однако я так и не нашёл ни одного кафе, где всё это было бы в наличии - в основном обычные плов-шурпа-лагман-самса. Единственное - здесь кое-где наливают верблюжий шубат и наверное кобылий кумыс, не характерные для кухни земледельцев-узбеков.

В изначальном варианте этого поста у меня не было и фотографий традиционной культуры из музеев - почему, объясню позже, и это будет жирный камень в огород Нукусу. Скажу лишь, что у каракалпаков в старину были очень красивые женские украшения в лучших традициях ювелирики Хорезма (тут см. ), в том числе позолоченные головные уборы. Другим популярным искусством была вышивка (которой у хорезмийцев, наоборот, не было), в том числе по коже - последнее было сугубо мужским ремеслом. Вот например женские халаты-накидки - вверху жепак-жегде (молодой женщины), внизу - ак-жегде (пожилой женщины):

8.

9.

И конечно всякие ковры да убранство юрты - чёрно-красные геометрические каркалпакские орнаменты, мрачноватые на взгляд чужака, не спутаешь ни с чем:

Да и сам быт каракалпаков в старину был весьма интересен: некоторые учёные называют их "кочевыми земледельцами ", постоянно перемещавшимся по переменчивой амударьинской дельте, а на новом месте не просто ставя юрты, но и хорошо окапываясь, возводя из глины небольшую крепость. Зимние аулы обычно включали кладбище с мавзолеем святого-покровителя и небольшое медресе, а крупнейшим собственно каракалпакским поселением был торговый Чимбай на "русском" берегу дельты. У каракалпаков был продуман и разнообразен транспорт - несколько типов арбы ("монгольская" телеген-арба и "хорезмская" тат-арба), лодки-каюки. Юрта по-каракалпакски называлась царан-уй, её купол - шацарац и шангарак (созвучно "шанырак" у казахов), и в целом конструкция юрты была вполне себе тюркской (см. ), а отличиалась она скорее украшениями - не припомню подобных узоров и палитр больше нигде у народов Степи.

Ковры и резная мебель юрты:

11.

Деталь убранства юрты "акбаскур" и образцы каракалпакской керамики - всё те же неповторимые гаммы:

12.

И в общем близость Хивы да общее окончание века великих степных войн взяли своё: каракалпаки были культурные кочевники, и искусство их задолго до советской власти перестало быть сугубо прикладным. Например, уже в 19 веке оформилась каракалпакская литература, основателями которой значатся поэты Ажинияз и Бердах . Последний был так же и первым каракалпакским историком, и ныне считается главным светилом национальной культуры: имя Бердах среди каракалпаков очень популярно, а музей Бердаха - одно из двух-трёх красивых зданий на весь Нукус:

У нынешнего Каракалпакстана есть все полагающиеся атрибуты - своя академия наук (известнейший каракалпак-учёный - советский микробиолог Чаржой Абдиров), университет, театр, или вот например студия "Каракалпакфильм" с кинотеатром "Бердах". А вот смущённо-очаровательные девицы на переднем плане - это волейболистки из Андижана с тренером: меня угораздило приехать в Нукус аккурат во время всеузбекистанской Спартакиады.

Поэтому в гостиницах не было мест: на весь город, правда всего-то со второй попытки, я нашёл лишь один свободный номер, да и за тот пришлось крепко поторговаться: номер стоил 75 долларов по официальному курсу (тогда это было 2500 сумов за доллар), я же сумел сбить цену на те же 75 за две ночи, но уже по курсу рыночному (тогда это было 4300 сумов за доллар), то есть примерно по 1800 рублей за каждую из двух ночей - немало и по российским меркам, что уж говорить про Среднюю Азию. В общем, рассказав о каракалпаках, начинаю рассказ и об их столице . Увы, со столицей этому замечательному народу категорически не повезло.

Честно говоря, не могу припомнить города, который бы мне НАСТОЛЬКО не понравился. Давние читатели знают, что обычно я любой город стараюсь раскрыть без эмоций, увидеть в нём что-то интересное и самобытное, а к недостаткам относиться по принципу "это не баг, это фича". Это называется "я обычно запоминаю лица, но для вас сделаю исключение". Говоря коротко: Нукус - дыра, а учитывая его изрядный размер (это крупнейший в стране город западнее Самарканда) - большая дыра.

Чем же Нукус настолько плох? В первую очередь он уныл, уныл настолько, насколько в принципе может быть довольно крупный город. Да, у него истории конечно всего-ничего - аул известен с 1862 года, а городской статус получен в 1932 году, когда сюда перенесли центр Каракалпакской автономии из затопленного Амударьёй ... но я знаю много городов, которые ещё моложе, однако смотрятся как-то интереснее. Нукус же - какой-то безликий, бесформенный, без явных доминант и запоминающихся "фишек", так что проехав пол-города, не очень понимаешь, что изменилось. Я, конечно, понимаю, что многие тут так видят "почти каждый постсоветский город", но у меня-то не так, я неповторимое лицо разглядел в Сыктывкаре и Сургуте, и , и , а вот здесь - хоть тресни, ничего не вижу. Столь же скучны разве что и , но они как-то уютнее.

Где-то ближе к центру попадаются подобия махаллей, хотя скорее обычный частный сектор, в котором мне очень хотелось разглядеть признаки старого торгового аула:

Кое-где встречается эта характерная для Хорезма "псевдо-уездная" архитектура, она везде явно новая:

Но застройки старше малоэтажных сталинок я тут и не припомню... да, тут оцените белорусскую ухоженность - прилизанных мест в Нукусе в целом немало, хотя расположены они абсолютно бессистемно:

Однако в основном Нукус попросту очень неуютный, и его дома и кварталы напоминают не столько городскую ткань, сколько наспех застроенный пустырь, как где-нибудь на Крайнем Севере:

Вот типичный для Нукуса пустынный пыльный выжженный солнцем двор, который в отличие от многих других подобных дворов хоть немного скрашивает чистенькая новостройка:

Новостройки в Нукусе тоже есть, характерные для Узбекистана широкие и парадные улицы, застроенные "залпом":

Но большая часть города - это различные вариации пятиэтажек, иногда украшенных каким-то узором балконных решёток. Так же обратите внимание на торчащие из окон трубы - прежде я видел такое лишь в некоторых глухих посёлках Казахстана, и скорее всего это значит, что Нукус пережил развал сети ЖКХ и печки-буржуйки в квартирах, по мере стабилизации жизни заменённые газовыми котлами.

Среди всего этого понатыканы в основном современные (или осовремененные) общественные здания - всякие колледжи, спортзалы, пугающе пафосные органы управления республики:

На самой окраине - железнодорожный вокзал, ещё не реконструированный со сносом, как большинство вокзалов в крупных городах Узбекистана (). Железная дорога Чарджоу-Кунград пришла сюда в 1955 году, но здание явно лет на 10-20 моложе. И - опять же одно из самых унылых в стране:

А за путями, на самом краю Кызылкумов, стоит ещё и неожиданно красивый автовокзал, пожалуй в принципе один из лучших образцов жанра, что я видел.... вот только видел я его лишь совсем мельком с "коллективного такси" и так и не сумел заснять. Фото не моё, и сейчас он другого цвета. Скажем так - автовокзалы-сталинки мне видеть доводилось, но автовокзалы в национальном стиле - нет. Затрудняюсь даже предположить, когда он мог быть построен:

27а. отсюда .

Ну, ещё можно обойти кружок по центру Нукуса, который хотя и весьма условен, но выглядит чуть-чуть поживее, чем остальной город. Начнём на главной улице, связующей Центральный базар с выездом на "материковый" Узбекистан, и за отправную точку возьмём Дом с чёртиком - так я прозвал вот это позднесоветское здание со скульптурой на бетонной стене. Это, между прочим, не что-нибудь, а Каракалпакская Академия наук:

С другой стороны - пара доминант нукусского центра: высотка гостиницы "Ташкент" и Каракалпакский музыкальный театр имени конечно же Бердаха:

У гостиницы - очень приятные мозаики, такой прямо проблеск в нукусской серости:

Театр же был реконструирован совсем недавно, обзаведясь "лицом" на фасаде, а действует с 1930 года, основанный ещё в Турткуле, и в советское время почему-то был имени Станиславского. Советское здание 1960-х годов очень громоздкое, но украсили его что надо:

Ещё неподалёку есть Дом связи:

На одной из улиц близ него я свернул направо. Тут сделаю лирическое отступление о другом нукусском недостатке - тут, особенно по меркам сытного Узбекистана, совершенно безобразный общепит: я обошёл десяток кафе, но во всех был лишь стандартный набор пары-тройки блюд, утром неуютная пустота, вечером - наоборот, многолюдно и агрессивно. Попадалась, справедливости ради, и парочка очень приятных с виду кафе - но это были скорее какие-то кондитерские или кафе-мороженные, меня не интересовавшие. Кончилось тем, что у базара в забегаловке (причём не пустой, то есть по местным меркам она вполне годная) я взял куурдак... и не смог съесть ни кусочка, настолько отвратительно он был сделан. Так что ужин я себе покупал в продуктовом магазине с полупустыми к вечеру полками и отсутствием сдачи у продавщицы.

Меж тем, улица, куда я свернул, оказалась примечательна целой сталинкой (на кадре выше), а упиралась в Белый дом - парламент (Жокаргы-Кенес) и кабинет министров Республики Каракалпакстан, в основе вроде бы тоже сталинка . Увы, и тут типовая реновация по-тюркски, хокимияты-башни в областных центрах (как или ) строились куда интереснее. Памятник - Бердаху: расцвет каракалпаков пришёлся на те времена, когда грозные ханы и орды остались в глубоком прошлом, и их герой - не батыр, а поэт.

Практически напротив... Ничего себе, самая настоящая сталинка 1950-х годов, причём даже с декором, не охрущёбленная! Смотрится как барочный дворец в заполярном посёлке. Обратите внимание на отодранную табличку - улицы в Нукусе переименовывались ни один раз, и например та, на которой стояла моя гостиница, ныне значилась как Ата-Юли ("Отчий путь"? звучит!), а на визитке гостиницы имела ещё более звучное название "улица ПолуНиязова" (на самом деле Палуниязова, конечно, и шутить над фамилией не стоит - улица названа в честь погибшего бойца Великой Отечественной). Этот же домик изначально вмещал музей имени Савицкого, о котором расскажу чуть позже.

Дальше широкая площадь бульвара Дружбы Народов (сама эта улица, кстати, называется проспектом Дослык, т.е. Дружбы - и это название каракалпакское, по-узбекски было бы Дустлик). Белый дом с куполом на заднем плане - местный ЗАГС:

А у многоэтажек очень красивые мозаики на подъездах, на каждом разные:

На лавочке мамаша с маленьким ребёнкам углядела меня и сказала (не по-русски, конечно, но всё и так понятно): "Смотри, малыш, вон дядя-иностранец! Давай с ним поздароваемся! Хэллоу! Хэллооооу!" - вернувшись из Муйнака, я слышал этот звук раз наверное сотый за день и потому их разочаровал глухим молчанием.

Ну а отсюда рукой подать до единственной (обычно пишу - "единственной официальной", но тут просто единственной) достопримечательности Нукуса - Музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого. Огромный музейный комплекс - в процессе строительства, и пока открыто только здание слева с коричневым узором на фасаде. На самом деле сюда я сходил первым делом, только заселившись в гостиницу - ведь что попало "Эрмитажем в пустыне" не назовут!

Художник Игорь Савицкий родился в 1915 году в Киеве, но вырос уже в Москве, по состоянию здоровья избежал мобилизации на фронт и провёл войну вместе с художественным институтом имени Сурикова (где тогда учился) в эвкуации в Самарканде. Позже он возвращался в Среднюю Азию с арехологами, в том числе с крупнейшим исследователем Хорезма Сергеем Толстовым, но увлёкся здесь не столько археологией, сколько этнографией. В 1950 году он переехал в Нукус насовсем - по одной версии, попав в немилость каким-то кругам в столице за своё творчество и по сути оказавшись тут в ссылке, а по другой - вполне сознательно поближе к местам своих изысканий. Как бы то ни было, здесь Игорь Витальевич прижился, и хотя каждый каракалпак в самой далёкой юрте знал, что по пустыням бродит русский "старьёвщик" и интересуется старыми ожерельями или кошмами, едва ли не более активно Савицкий коллекционировал живопись. Советская Средняя Азия оказалась просто на удивление богата художниками, в основном русскими (в широком смысле, то есть включая немцев, евреев и всяческих депортантов), но немало достойных нашлось и среди узбеков с каракалпаками: видимо просто сочность и сюрреалистичность здешнего пейзажа хорошо пробуждают этот талант. Особенно Савицкого интересовал русский авангард, в русле которого творил и он сам, и его усилиями это нелюбимое советской властью искусство стекалось в Нукус не только из Средней Азии. Всему этому покровительствовал сам Шараф Рашидов, тогдашний руководить УзССР, и наконец в 1966 году в Нукусе открылся художественный музей неожиданного для Средней Азии масштаба.

Вообще, "Эрмитаж", даром что "в пустыне" - это конечно громко сказано, но - твёрдый уровень лучших краеведческих музеев в областных центрах России, может не Екатерибурга или Казани, но близко. Здесь роскошная коллекция каракалпакской этнографии (в том числе потрясающе красивые украшения и юрта в полный рост), множество древностей из городищ Хорезма (хивинские музеи рядом не стояли), целый зал копий разных шедевров искусства (скульптур, картин, архитектурных элементов) Европы и Азии, и конечно же целый этаж той самой живописи - где-то слышал, что это вторая по величине коллекция русского авангарда, и уж точно - лучшая коллекция картин в Средней Азии. Самая известная из них - "Бык" ташкентского художника Василия Лысенко:

39.

Но всё впечатление оказалось испорчено одной-единственной деталью: за фотосъёмку здесь просят 120 000 сумов, то есть порядка 1500 рублей - это в несколько раз (!) больше, чем в любом другом известном мне музее. Более того, тут вам не , фотоаппарат надо сдавать в камеру хранения. От таких правил у меня возникло острое желание оплатить фотосъёмку, сфоткать каждый экспонат с трёх разных ракурсов и выложить в интернете хотя бы в 5 разных местах... но переплата за гостиницу несколько охладила этот пыл.

40.

В изначальном варианте поста, написанном в 2015 году, фотографий из "Эрмитажа пустыне" вообще не было. Но дальше случилась удача - год спустя в Москве я попал на выставку Нукусского музея в московском Музее изящных искусств имени Пушкина. Привезли они туда, скажем прямо, немногое, но зато это можно было фотографировать абсолютно бесплатно!

41.

Главное богатство музея, как уже говорилось, картины, и здесь не буду даже пытаться показать их хоть сколько-нибудь полно. Скорее просто пара примеров: вверху Николай Карахан, "Прокладка водопровода в Бухаре", внизу - Алексей Моргунов, "Химкомбинат Кемерово":

42.

Слева направо: ленинградка Алиса Порет, "Девочка-чернявка"; Николай Карахан, "Две девушки у хауза", а вот к третьей подпись перефотографировать я досадным образом забыл.

43.

Помимо картин и этнографии (кадры №№8-9 и 11-12), не обошёл стороной Савицкий, даром что друг Толстова, и древности. Лица Хорезма начала нашей эры:

44.

Хорезм - не жизнелюбивая Согдиана, он всегда был суров и преисполнен фатализма:

44а.

Куда ж на возможной родине Зороастра без оссуариев? Скульптура - это тоже не идол, а оссуарий, олицетворяющий видать того человека, чьи кости, заботливо вынутые неприкасаемым из снесённой на башни молчания плоти, он вместил.

45.

Но самый красивый - вот этот, расписной. Хорезм не зря называют Среднеазиатским Египтом:

46.

Это уже не ассуарии, а кувшины. Глиняным около 1000 лет, бронзовому - порядка 2000:

47.

Но как много сокровищ "Эрмитажа в пустыне" не представлены были на эой выставке!
В Нукусе, побродив пару часов по залам, я направился в "общий" краеведческий музей, который оказался запрятан во двор школы по соседству. Там я надеялся всё-таки сфотографировать хоть что-нибудь из местных этнографии с археологией. Но попасть в музей оказалось не так-то просто - пока искали какого-нибудь завуча, который меня сопроводит через школьный коридор, какой-то сорванец разбил стекло в фойе, и всем стало резко не до меня. Наконец, после минут так двадцати ожидания я прошёл в краеведческий музей, но там оказалась всего пара тёмных комнат, а за съёмку запрашивали, если мне не изменяет память, порядка 400 рублей (в сумах, конечно), и аргументировали это убийственно железно: "А вы в музее Савицкого были? Там цены видели? А мы что, хуже что ли?!". В общем, увы, больше фотографий
Отсюда я вышел к базару - он на той же улице, где гостиница и театр. Впрочем, скажем прямо, это не базар, а рынок - то есть, без всякого колорита и восточного драйва:

Отсюда я поехал в Ходжейли с пересадкой через нечто под названием Старый город, никаких впрочем признаков старины (хотя бы 1930-х годов) в котором я не приметил. Вот так выглядит местная маршрутка - обратите внимание на табуреточку для бабушки. До 2007 года в Нукусе был свой троллейбус, причём пущенный в 1991 году, но ныне остались лишь такси да корейские маршрутки - типичная в общем ситуация в Средней Азии.

Пара видов из окна маршрутки. Нукус стоит на Амударье, её правом (при царе - "русском") берегу, но Амударья здесь предельно условная. Во-первых, она рассеяна на несколько небольших проток:

Во-вторых и основное её русло выглядит обмелевшим, так что в общем хорошо понятно, почему усыхает Аральское море. Великую реку добивает Нукусская ГЭС, построенная в 1950-х годах чуть выше города (ныне её дамба связует Нукус с городом-спутником Тахиаташ, где есть ещё и ГРЭС) - она не столько вырабатывает энергию, сколько регулирует поступление воды в оросительные каналы, важнейший из которых - Главный Туркменский канал, ведущий в Каспий "по мотивам" древнего Узбоя - так и не был построен. В целом, подумалось, Нукус даёт некоторое представление о том, как выглядели все эти Элиста или Саранск, Йошкар-Ола или Сыктывкар в советское время, искусственно слепленные на коленке (чаще, впрочем, из уездных городков) центры национальных автономий, лишь в постсоветское время обретшие какое-то лицо.

53.

. Виды сверху, ремёсла, детали.
. Дворцы Ичан-Калы.
. Вдоль стен Ичан-Калы.
. Ичан-Кала, улица Пахлаван-Махмуда.
. Ичан-Кала, закоулки и медресе.
. Дишан-Кала, или Внешний город.
. Дворцы окраин.
Каракалпакия .
Нукус. Столица Каракалпакии.
Миздакхан. У мировых часов.
Муйнак. У засохшего моря...

Незнакомые слова и непонятные ситуации - см. по ссылкам ниже.

В составе Узбекистана есть автономная республика - Каракалпакстан или Каракалпакия. Ломать язык не будем, оставим все "станы" официальным делегациям, а будем использовать более простое название. Территориально Каракалпакия выделяется тем, что именно здесь находится Аральское море. Там мы уже были. Теперь посмотрим саму республику.

Это самый отдалённый от столицы регион, одна из самых бедных и одновременно колоритных частей страны. Каракалпакия нам очень понравилась. Поедете в Узбекистан - начинайте путешествие по стране именно отсюда, от "провинции" к "цивилизации" и крупным известным городам. Наши впечатления кратко можно передать так - по пути у всех вырывалось: "Вот это класс!", "Ух, как красиво, круто!", а большие города после здешних мест нагоняли тоску и давили советскими коробками.

В общем, сегодня - Каракалпакия. Пустыни, верблюды, местные жители и древний город Миздахкан, где по легенде в одной из гробниц похоронен мезозавр.

1. Каракалпаки родственны узбекам и казахам. После распада СССР, когда Узбекистан перешёл с кириллицы на латинские буквы, Каракалпакия не осталась в стороне. С непривычки название республики пугает и впечатляет приезжающих уже в аэропорту столицы - Нукуса. Тогда я его не снимал, исправляюсь на границе Каракалпакии и Хорезма.

Трасса Нукус - Ургенч. Надпись ниже, если не ошибаюсь, говорит, что въезжаем в Амударьинский район

2. В Нукусе мы уже были, ссылки на предыдущие посты в конце. А это вход в Миздахан - городище, бывший город, некрополь и археологическое место. Кто знает, может про него пел Виктор Цой в "Звезде по имени Солнце", когда упоминал город, которому 2 тысячи лет? Миздахану как раз примерно столько, даже чуть больше - его построили зороастрийцы в честь своих богов еще в 4-м веке до н.э.

3. Город располагался на двух холмах. На одном сохранились остатки дворцов, мавзолеи и другие развалины, на другом - и сейчас действующее мусульманское кладбище

4. Среди захоронений попадаются и древние, и современные. Много безымянных

5. "Башни" - это мавзолеи. Традиция строить их на могиле близких жива и сегодня

6. Есть и более скромные современные могилы

8. Миздахан был очень большим городом для своего времени и просуществовал до 15-го века

10. Женщина пришла навестить могилы и поклониться святыням

11. Кроме могил и мавзолеев обычных людей, есть захоронения, считающиеся святынями

13. Например, мавзолей Шамун-Наби. Шамун-Наби - очень почитаемый святой для жителей Средней Азии. При жизни он был магом и помогал людям. Согласно легендам, его похоронили здесь, в мавзолее с семью куполами, по числу его дочерей. До сих пор сюда приезжают паломники.

Внутри мавзолея находится огромная 25-метровая гробница. Считалось, что в ней и покоится Шамун-Наби. Однако при вскрытии гробницы никого не нашли, но никаких следов более раннего вскрытия тоже не было. Кто здесь похоронен - до сих пор загадка. Интереса добавляет ещё одна местная легенда, что здесь могли храниться кости мезозавра - древнего животного

14. Рядом находится Джумарт-кассаб, холм около 5 метров высотой. Название переводится как "мясник Джумарт" - в честь святого мясника, который бесплатно раздавал бедным мясо в голод. А ещё сюда каждый четверг на рассвете приходили женщины, которые не могли родить. Проблемы решались скатыванием вниз с холма и кувырканием при этом 7 раз.

15. Вид с холма на кладбище

16. Миздахкан и сегодня является одной из самых почитаемых мусульманских святынь на территории Узбекистана. В местной молельне нас очень приветливо встретили и предложили вместе почитать Коран. Пришлось вежливо отказаться, да и времени долго гостить у паломников не было

Гугл поможет найти ещё множество легенд про это место. Среди них - о находящейся здесь могиле Адама или о "мировых часах" - развалинах, из которых каждый год выпадает по одному кирпичу. Когда выпадет последний - будет конец света. Говорят, пока в руинах около 3000 кирпичей, так что ещё волноваться не стоит)

17. Возвращаемся к современности. Один из самых распространённых видов транпорта в Каракалпакии:

19. До поездки нам говорили, что дороги в Узбекистане бывают двух видов - плохие и очень плохие. Не согласен. В Каракалпакии трасса из Нукуса в сторону Кунграда и Муйнака вполне приличная, где-то только-только как раз ремонтируемая. В других частях страны ямы попадалсь только на трассе Хива-Бухара и в Ташкентской области

Кстати, про местных слова тоже не подтвердились. Многие говорили, что каракалпаки агрессивны, с повадками зеков (до сих пор в республике много тюрем, и она ассоциируется даже у местных с лишением свободы), но нам такие не попались. Все встреченные оказались приветливыми и отличными людьми.

Сами же узбеки описывают каракалпаков как ленивых и любящих выпить. А ещё каракалпаки едят свинину, хоть и мусульмане.

20. Заезжаем в одну из деревень. Увидев, что я снимаю его корову, хозяин не только не стал возражать, но и много раз переспросил, как лучше её поставить и предложил вывести для фотосессии всё своё хозяйство - кур, овец и собак. Потом было уже традиционное приглашение домой в гости, но впереди нас ждали несколько сотен километров по бездорожью до Арала, так что опять ссылаемся на нехватку времени. В гости к местным мы ходили в Хиве, нас угощали классным пловом, но это будет потом

21. Двор. Грядки, лозы и печь - тандыр. Тандыр есть в каждом дворе, в Каракалпакии больше попадался стационарный, в других частях страны видели и переносной.

Топят тандыр углём, дровами или хворостом и пекут не только хлеб, но и готовят самсу или шашлык. Глина снаружи - для повышения теплоёмкости. Закладывают дрова, сажают хлеб и вынимают золу через отверстия внизу. Одно закрытое как раз видно. Готовится пища за счёт жара в толстых стенках тандыра. Вынимается с помощью крюка с длинными рукоятками. Приготовление хлеба в тандыре ещё посмотрим в Хиве

22. Простите за качество, снимал на ходу. Это не пробка, а очередь на заправку. С нефтью в стране плохо, бензин считается роскошью. Большинство машин работают на газу, отчего в городах стоит не привычный нам автомобильный запах выхлопов, а пахнет газом. Баллоны ставят или на крышу, или вниз, на днище. Литр газа стоит около 9 рублей

23. Кунград. Неожиданно свадебный салон прямо на местном продуктовом рынке

24. Рядом в сотовом салоне играют в нарды

26. Местные деньги заслуживают несколько строк. Ситуация с ними кажется анекдотической. 1000 сум - самая большая купюра в стране. Правда это всего 40 центов. Меняю 100 долларов и получаю две с половиной пачки. И это ещё ничего, в следующий раз пришлось менять на всю команду, и каждый дал по сотне долларов. В обмен получаю целую сумку местных денег - 9 пачек. 900 тысяч. Почти миллион.
На все мои вопросы, почему не вводят более крупные купюры, местные, как один, отвечали - "спроси у Президента Каримова".

К концу поездки мы научились пересчитывать пачки. Советы взять отдельную сумку под деньги очень пригодились, кошелька я не видел все две недели, с рублями и долларами он был убран за ненадобностью. Банкоматов в стране практически нет, с ними был бы здесь полный epic fail.

Радуюсь, что мне не приходится покупать на сумы машину. Беларусь, вы говорите?:) Ха-ха, там хоть крупные купюры есть

27. В Каракалпакии пустыни занимают около 85 % территории. С высыханием Арала их площадь увеличилась. Кстати, там где равнина на дальнем плане, там было море. Мы на плато Устюрт

28. Жаль, не попали сюда в рассветный или закатный свет

30. Очень понравились старые знаки

32. Но наш Гелендваген с задачей проезда по бездорожью прекрасно справился

34. Одно из солёных озёр. А что там вдалеке?

35. Песчано-пылевой смерч. Таких видели много, но все небольшие. Интересно, от чего они образуются и почему не увеличиваются? Погода ясная, ветра нет

36. Едем дальше к Аралу и встречаем стадо верблюдов - пастухи перегоняют их из одного города в другой

37. Один не может идти, у него болит лапа. Наше присутствие ему не понравилось, пока не отошли, верблюд рычал и угрожал плюнуть

38. Мама с верблюжнком. Красавцы)

 


Читайте:



Сильные дожди на Пхукете и Самуи — результат наводнение в Таиланде!

Сильные дожди на Пхукете и Самуи — результат наводнение в Таиланде!

Последние новости из Таиланда 2017: Уже неделю Таиланд находится под влиянием северо-восточного муссона, который принес с собой проливные дожди...

Практические советы для туристов, все что нужно знать

Практические советы для туристов, все что нужно знать

Отдых в Болгарии - это живописные горы, протяженное черноморское побережье с широкими пляжами, бальнеологические центры с разнообразными...

Пешие походы по криту. Маршруты. Озеро Курнас – залив Балос – пляж Фалассарна

Пешие походы по криту. Маршруты. Озеро Курнас – залив Балос – пляж Фалассарна

Где на Крите вкусно поесть (и выпить), я расскажу, где на этом благословенном острове предаться здоровому образу жизни. Картинка из интернета для...

Солнце, море, древности: отдых в Ираклионе

Солнце, море, древности: отдых в Ираклионе

) очень разнообразны и для знакомства с ними надо отвести минимум 3-4 дня. Поскольку город имеет очень древнюю историю, на его улицах смешалось...

feed-image RSS