Реклама

Главная - Черногория
Ватикан - площадь ватикана, собор святого петра, папские сады. Ватикан - площадь ватикана, собор святого петра, папские сады Интерьер и внутреннее убранство

Колоннада святого Петра
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму "ключа св. Петра".
3.

Ватиканский обелиск
Принято считать, что идея использования обелисков в качестве элементов городской архитектуры принадлежит папе Сиксту V . Именно он, обустраивая наиболее знаменитые площади центра города, часто распоряжался установить обелиски, увенчанные крестами, что являлось свидетельством преемственности Древнего, языческого Рима и Нового - христианского. Интересно, что для поднятия обелиска , установленного в центре площади Святого Петра (генеральный проект архитектора Доменико Фонтана , летом 1586 года понадобилось предварительно построить башню из дуба. Этот безымянный обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой (37-41 гг. н.э.), изначально был установлен в центре цирка Нерона , расположенного на территории императорских садов - ныне Ватикана, именно там, где был подвергнут истязаниям, а затем и казнён апостол Пётр . Процесс возведения обелиска отображен как на старинной гравюре, так и на фреске в Зале папских архивов Ватиканской библиотеки.
6.

Обелиск изготовлен из красного гранита, он взлетает на высоту 25,5 м. На постаменте установлены четыре бронзовых льва работы Просперо Античи . Надпись гласит: "Ecce Crucem Domini! Fugite partes adversae! Vicit Leo de tribu Iuda, Radix David! Alleluia!", что в переводе гласит: "Вот Крест Господень. Ушли все злые силы. Лев из племени Иуды, Корень Давида победил! Аллилуя!". Эта маленькая молитва была дана св. Антонием бедной женщине, которая обратилась за помощью против искушений дьявола. Молитва, названная "Девиз св. Антония", стала популярной среди францисканцев на протяжении веков. Папа Сикст V, сам францисканец, произнес молитву у основания обелиска, которую он воздвиг на площади Святого Петра в Риме в 1585 году.
8.

Примечательные факты. Это единственный древний обелиск в Риме, который никогда не падал. Первоначально острие обелиска венчал медный шар, в котором, по преданию, хранился прах Юлия Цезаря. Затем его место занял крест. В основание креста в 1740 году были вмонтированы деревянные остатки того, что считалось подлинным крестом Христа. Фрагменты реликвии вставлены и в крест, возвышающийся над куполом собор.
10.

Два фонтана и
В северном и южном фокусах площади соответственно расположены два одинаковых фонтана.
11.

Статуя апостола Петра
Статуя апостола Петра создана скульптором Джузеппе де Фабрисом в 1838-1840 гг. и поставлена при папе Пие IX. Апостол Пётр держит в правой руке два ключа, а в левой развернутый свиток, на котором написано: "Et tibi dabo claves regni Caelorum" ("И дам тебе ключи Царства Небесного"). Высота монумента 5,55 м, а пьедестала 4,91 м.
12.

Статуя апостола Павла
Статуя апостола Павла была вылеплена в 1838 году скульптором Адамо Тадолини и поставлена при папе Пие IX. Апостол держит в правой руке меч, а в левой - развернутый свиток. Оба памятника были восстановлены в 1985-1986 годах благодаря великодушию Ордена Рыцарей Колумба .
13.

Собор Святого Петра
Собор Святого Петра - католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима . Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие. Вместимость собора около 60 тысяч человек + еще до 400 тысяч человек собирается на площади в праздники.
14.

Примечательные факты. Ни один кусок мрамора собора св. Петра не был добыт из каменоломен нового времени; весь материал на постройку его извлечен из античных зданий, некоторые из которых, ради нескольких кусков, были снесены с лица земли. Папские зодчие словно "метеоры-разрушители" избороздили окрестности Римского Форума в поисках строительного материала.
15.

Фасад
Высота фасада, построенного архитектором Карлом Мадерна , 48 м, исключая высоту статуй, ширина - 118,6 м. Из портика пять порталов ведут в собор.
16.

Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Иоанн Креститель находится по правую руку Христа.
17.

На краях фасада аттик завершается часами и слева колокольней с 6 колоколами.
18.

Средний из девяти балконов на фасаде называется Лоджией Благословения . Именно отсюда Римский папа обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади св. Петра, с благословением "Urbi et Orbi" - "Городу и Миру".
20.

Перед тем, как зайти внутрь собора, предлагаю ознакомиться со схемой. Рисунок кликабелен, по клику откроется схема с легендой. В дальнейшем в тексте в квадратных скобках будут указаны номера позиций, соответствующих этой схеме.
23.

Портик собора
Из портика в собор ведут пять порталов.
Левые ворота - Врата смерти . Рельефы Врат смерти созданы в 1949-1964 гг. известным скульптором Джакомо Манцу . Врата смерти названы так, потому что именно через эти двери обычно выходили похоронные процессии. 10 сцен на дверях выражают христианский смысл смерти.
Врата добра и зла созданы в 1975-1977 гг. скульптором Лучано Мингуцци по случаю восьмидесятилетия папы Павла VI. Зло представлено картиной мучеников во время резни партизан в 1943 году.
24.

Двери центрального портала (ворота Филарета ) выполнены флорентийским мастером Антонио Аверулином, известного под именем Филарет в 1445 г., и происходят из старой базилики. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Павел. В нижней части изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы св. Павла и распятие св. Петра.
Врата таинств . Созданы в 1965 г. Венанцием Крочетти по заказы папы Павла VI по случаю повторного открытия Второго Ватиканского Собора.
25.

Святые ворота (Святая дверь) созданы Вико Консорти в 1949 году. Изнутри собора Святая дверь замурована бетоном, на бетоне закреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ от двери. Каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. После специального ритуала Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. Над воротами изнутри смонтирована мозаика с изображением св. Петра.
26.

Напротив ворот Филарета, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. "Навичелла" . Тема мозаичной композиции - Диво нa Гeниcapeтcкoм озере - символически иллюстрирует милость Христа к народу. Иисус спасает лодку с апостолами, попавшими в шторм, и тонущего Петра. Сюжет также символизирует само спасение Церкви от всех возможных несчастий. В портике современной церкви сохранена и выставляется только копия мозаики эпохи барокко.
28.

Конная статуя Карла Великого работы скульптора Агустино Корначчини (1725). Карла Великого первым короновали в соборе в 800 г. в левом крыле портика.
29.

В конце правого крыла портика установлена конная статуя Константина Великого работы Бернини. Ее заказал папа Иннокентий X в 1654 г., но работа была завершена только в 1670 г. уже при папе Клементе X, который и распорядился поставить статую у лестницы, ведущей в Ватиканский дворец. Скульптура отображает один из эпизодов войны Константина с Максенцием.
30.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Центральный неф
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра.
31.

Напольная решетка из бронзы с гербом Пия XII, вставленная в пол нефа базилики Святого Петра.
36.

Пройдемся по центральному нефу от входных ворот по часовой стрелке.
Статуя св. Петра Алькантрийского - одного из инициаторов аскетической реформы в францисканском ордене (Франциско Вергара, 1753 ).
Под потолком установлена статуя св. Люси Филиппини , основательницы 52 школ для молодых женщин, где учили домашнему хозяйству, ткачеству, вышиванию, чтению и христианскому учению (Сильвио Сильва, 1949 ).
37.

Под статуей установлен Фонтан Херувимов . Аналогичный фонтан имеется с противоположной стороны нефа.
38.

Статуя св. Камилла де Леллис , основателя ордена камиллианцев .
Под потолком - статуя св. Людовика Мария Гриньон де Монфор , автора многочисленных книг и 164 гимнов, основателя Монфортанского общества Девы Марии .
39.

Статуя св. Игнатия де Лойола , основателя ордена иезуитов (Камилло Рускони, 1733 ).
Под потолком - статуя св. Антонио Мария Дзаккария , основателя трех религиозных орденов (Цезарь Аурели, 1909 ).
40.

Статуя св. Франциска из Паолы , основателя ордена минимов .
Под потолком - статуя св. Пьера Фурье , основателя конгрегации канонисс (Луи Ноэль Николи, 1899 ).
41.

Статуя апостола Андрея Первозванного . Художественно-символически изображается в зелёном одеянии, длинноволосым, с бородой и держащим крест, символ его мученической казни.
42.

Статуя св. Вероники Иерусалимской (Франческо Мочи, 1629 ). Церковная традиция называет Вероникой благочестивую еврейскую женщину, которая не побоялась подойти к несшему свой крест Иисусу и подать Ему свой плат (кусок ткани), чтобы обтереть Его лицо. На ткани осталось "истинное изображение" лица Иисуса.
43.

Главный купол
Главный купол , шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метра, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр купола -Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса - 44 метра, однако он превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции. Строительство купола начали Браманте и Сангалло , продолжали Микеланджело и Джакомо Делла Порта , а завершали в 1590 году в последний год правления папы Сикста V Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана .
44.

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфея - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия (Цезаре Неббиа ), Марка - со львом (Цезаре Неббиа ), Иоанна - с орлом (Джованни де Веччи ) и Луки - с волом (Джованни де Веччи ). Лев, орел и вол - так называемые "апокалиптические звери", о которых св. Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога.
45.

Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM. TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM (Ты - Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою... и дам тебе ключи Царства Небесного). При папе Клименте VIII был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия.
46.

В подкупольном пространстве перед главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м, балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов работы Франсуа Дюкенуа . Одна пара ангелов держат символы папы - ключи и тиару, другая пара держит символы св. Павла - книгу и меч. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория в том числе взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII конструкции, которые поддерживали крышу портика. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, по высоте он равен 4-этажному зданию. Посреди балдахина стоит папский алтарь, названный так, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы.
47.

Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св. Петра . Называется этот спуск Confessio (исповедальня) , потому что его можно рассматривать как прорубленное окошечко в исповедальне, через которое верующие могли обратиться взором к раке, сокрытой глубоко под землей, где хранится часть мощей св. Петра.
50.

Статуя св. Бенедикта , основателя ордена бенедиктинцев .
52.

Статуя св. Франциска Ассизского (Карло Мональди, 1727 ), учредителя названного его именем нищенствующего ордена - ордена францисканцев .
Под потолком - статуя св. Альфонсо де Лигуори (Пьетро Тенерани, 1839 ), основателя Конгрегации Святого Спасителя .
53.

Монумент (надгробие) папы Павла III (Гульельмо делла Порта, XVI в.). Говорят, что аллегории Правосудия и Благоразумия похожи на сестру и маму папы. При создании надгробия делла Порта возможно использовал набросок Микеланджело, да и сама работа по созданию надгробия скорее всего велась под надзором Микеланджело.
54.

Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра . Бернини украсил престол великолепным бронзовым троном, который несли фигуры в два человеческих роста, изображающие четырех отцов Церкви: Амвросия и Августина как представителей римской церкви, Афанасия и Иоанна Златоуста - соответственно греческой. Сверху престол был погружен в сверкающий золотой свет, льющийся из овального стеклянного окна с изображением голубя - символа Святого Духа - божественного источника папской непогрешимости. От изображения голубя во все стороны отходят золотые лучи и пронизывают набухающие облака, населенные ангелочками.
55.

Монумент (надгробие) папы

Площадь Святого Петра расположилась перед гигантом и настоящим архитектурным шедевром - собором Святого Петра. До реконструкции, она заставляла застыть в немом восторге всех посетителей. Когда идёшь по узеньким улочкам Рима, не ожидаешь, что в самом центре города будет столько открытого пространства, вид завораживает, заставлял сердце биться чаще.


Обелиск на площади Святого Петра

В центре возвышается сорока двухметровый обелиск из гранита красного цвета. Он родом из Египта, привезённый по приказу Калигулы, установили его 1586 году.

Работами по его установлению заведовал Доменико Фонтана, потребовалось девятьсот человек, сто пятьдесят лошадей и много верёвок. Изначально выстроили монолитный постамент, после с помощью нехитрой конструкции и нечеловеческих усилий, его возвели на плиту. Вся территория была закрыта, но большая толпа собралась, чтобы посмотреть на интересное зрелище, им было запрещено издавать любой звук, за нарушения запрета - казнь.

Музей рядом с площадью Святого Петра


Понтифик

По воскресеньям на площади собирается огромная толпа верующих, все ждут понтифика, после его появления происходит совместное чтение молитвы и краткая проповедь.

Среда - день для аудиенций. Если на улице хорошая погода, то отче католического мира сам появляется на балкончике, благословляя паломников со всех уголков земли. Если не везёт с погодой, аудиенция проходит в помещении.

Попасть на аудиенцию можно приобретя билет. Данный обряд очень популярен среди туристов, не поленитесь и закажите билет заранее. Не попавшим на аудиенцию можно утешиться прямой видео трансляцией, показывающейся на большом экране.


Как добраться до площади Святого Петра

Ватикан небольшой город-государство, его свободно можно обойти пешком, доехать из Рима тоже не составит труда.

  • Из центра до южной части Ватикана идёт автобус номер 40 и 64. Стоит держать ближе сумки и ручные клади, маршрут популярен среди туристов, здесь много карманщиков, ищущих лёгкой наживы.
  • Поездка на метро из центра Рима займёт минут двадцать, сядьте на поезд по линии А, выйдите на станции Ottavio - San-Pietro. Поезд следует и до станции Cipro для тех, кто в первую очередь хочет посетить музей.
  • Весьма популярны пешие прогулки. Туристы составили несколько маршрутов, позволяющие увидеть больше достопримечательностей, например, от площади Венеция по трём улицам, нужно просто идти прямо, или улица Via Ottaviano, просто следуйте за потоком людей.

Площадь Святого Петра - место, обязательное для посещения туристам и гостям Рима и Ватикана. Она видала события, изменившие ход истории нескольких столетий. Место, обретения всех верующих нового папы, место паломничества и сердце католичества.

Собор Святого Петра, расположенный в Ватикане (Basilica di San Pietro), — одна из самых посещаемых достопримечательностей в Риме. История знаменитого собора начинается еще с 4 века: только представьте, сколько шедевров искусства хранится в его стенах.

И пусть вас не пугает огромная очередь, которая обычно скапливается перед собором: посетить его следует непременно. Ведь это самый значимый католический храм в мире!

А поднявшись на купол, можно полюбоваться шикарными видами столицы Италии.

История возникновения Собора Святого Петра

Изначально на месте современного собора была построена римская базилика: её возведение относится к 4 веку. В то время империей правил Константин I (Flavius Valerius Aurelius Constantinus).

Базилика была освящена в честь апостола Петра, который мученически умер в 64-67 годах н.э. – именно над его могилой был создан первый алтарь.

Архитекторы и строительство собора

За время своего существования церковь пережила не одну реконструкцию, однако к 16 веку уже частично разрушилась. Тогда по решению понтифика Юлий II (Iulius II) были начаты работы по восстановлению древнего храма.

Архитектором назначили Донато Браманте, который задумал перестроить небольшую базилику в виде большого креста с огромным куполом.

Однако знаменитому архитектору не удалось завершить план: он умер в 1514 году. Его преемником стал Рафаэль Санти, работавший над возведением собора вместе с помощником Фра Джоконодой (Fra Giocondo), а в дальнейшем – с Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo).

После смерти Рафаэля строительными работами руководил архитектор Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), предложивший построить базилику в форме латинского креста. Ему также не удалось превратить в реальность свой замысел.

Когда да Сангалло умер (в 1546 году), Папа Павел III назначил Микеланджело главным архитектором: он решил вернуться к первоначальному архитектурному плану Браманте.

Микеланджело была проведена колоссальная работа, однако завершением строительства храма занимался уже Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) – после смерти Микеланджело в 1564 году.

Именно в то время в соборе появились декоративные фрагменты протобарокко. Известный архитектор вместе с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) проводили работы по возведению купола и главного свода собора.

Открытие собора и последующая реконструкция

Открытие Собора Святого Петра произошло в 1590 году, когда Папа Сикст V провел в нем первую мессу. Однако работы по внешнему оформлению храма продолжались: была возведена колоннада, включающая 36 колонн, массивный крест над куполом и золотой фонарь.

Во время прихода к власти Папы Павла V (Paulus V) было решено удлинить часть здания, а также пристроить боковые нефы, – в итоге собор получил форму латинского креста. Работами по изменению храма руководил Карло Модерно (Carlo Maderno) в 17 веке.

Фото: Vladimir Mucibabic / Shutterstock.com

Площадь Святого Петра

Непосредственно строительством площади перед собором (Piazza San Petro) занимался Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) с 1656 по 1667 годы.

По задумке масштабная площадь должна была вместить огромное количество верующих, желающих получить благословение папы или участвовать в религиозных мероприятиях.

На сегодняшний день здесь может одновременно находиться до 400 тыс. людей.

Площадь в виде овала окружена двумя галереями из колонн: в общей сложности здесь насчитывается 284 дорические колонны, а также 80 столпов.

Непосредственно на аттике, которым увенчана колоннада, располагаются 140 скульптур святых. Если посмотреть сверху, то площадь напоминает ключ.

Архитектура

При взгляде на Собор Святого Петра прежде всего впечатляют его масштабы. Строение вместе с куполом достигает в высоту около 132 метров, а общая площадь равняется 23 тыс. кв. м. Высота барочного фасада составляет 48 метров, ширина – 118 метров.

Фасад

Фасад собора украшают классические колоны, за которыми находятся пять порталов. Это Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Филарета (Porta del Filarete), Святые врата (Porta Santa) и Врата Таинств (Porta dei Sacramenti).

Очень интересный внешний вид имеют Врата смерти: они были созданы в 20 веке мастером Джакомо Манцу (Giacomo Manzu).

Над колоннами находится аттик со скульптурами — статуей Христа, 11 апостолами и Иоанном Крестителем. Длина главной статуи достигает 5 метров.

Центральный портал храма обрамлен конными статуями императора Константина, выполненной в 1670 году Бернини, и Карла Великого, созданной в 18 веке Августино Корначчини.

Кроме того, на фасаде здания можно полюбоваться великолепными часами 18 века работы Джузеппе Валадье (Giuseppe Veledier), а также фреской «Навичелла» (Navicella degli Apostoli), выполненной в 13 веке Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone).

Что посмотреть внутри

При входе в собор поражает огромное внутреннее пространство, богато украшенное декоративными элементами. Только представьте: высота арочных сводов, отделяющих центральный неф от двух боковых, составляет 23 метра в высоту и 13 метров в ширину.

Благодаря такой конструкции создается ощущение бесконечной глубины пространства – общая площадь составляет около 2500 кв. м.

Обратите внимание на изумительные мраморные полы – некоторые элементы частично сохранились от первоначальной базилики.

Внутренним украшением собора главным образом занимался Джан Лоренцо Бернини – именно он создал знаменитую статую римского центуриона Лонгина. Кстати, в соборе хранится подлинный наконечник копья центуриона.

Кафедра

Основным шедевром Бернини в соборе является огромный балдахин, в основании которого находятся четыре столпа, — кеворий.

Непосредственно над балдахином находится кафедра работы того же мастера, созданная в честь Святого Петра. Она включает кресло Святого Петра, поддерживаемое статуями святых, — над ними парит символ Святого Духа.

Фото: Goran Bogicevic / Shutterstock.com

Фото: Anton Balazh / Shutterstock.com

С правой стороны от кафедры располагается надгробие папы Урбана VIII (также выполнено Бернини), а с левой стороны – надгробие Павла III, которое было создано Гульельмо делла Порта в 16 веке.

Статуя Святого Петра

Если пройти через всю галерею, то в последней арке увидите бронзовую статую Святого Петра, поклониться которой приходят многочисленные верующие. Возле статуи обычно собирается очередь, но люди проходят довольно быстро.

Считается, что нужно прикоснуться к ней и помолиться – тогда мольбы будут услышаны. В левой руке Святого Петра находятся ключи от рая.

Центральная часть

Прогуляйтесь по центральному нефу храма: в нишах расположены статуи святых Елены-Софии Барат, Терезы, Винченцо де Паоли, Иоанна Боско, Филиппа Нери, Иоанна, Иоанна-Баттиста де ла Сале.

В самом центре храма можно увидеть многочисленные мозаичные картины, созданные по эскизам Доменикино.

Обратите внимание на мемориал Пию VII, который был выполнен Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Здесь же расположены гробницы понтификов и изысканно декорированные капеллы.

Наибольший интерес представляет Григорианская капелла (Gregoriana Capella).

Правый неф

Центральная скульптурная группа в правом нефе – «Пьета» — выполнена в 1499 году самим Микеланджело. Название шедевра переводится как «Оплакивание Христа».

Фото: Vitaly Minko / Shutterstock.com

Рядом с ней находится памятник понтифику Льву XII, созданный в 19 веке Джузеппе де Фабриса, а также монумент принцессы Кристины работы Карла Фонтаны (17 век).

Недалеко располагается усыпальница маркграфини Матильды Каносской – один из шедевров Бернини. Это была первая женщина, погребенная в Соборе Святого Петра.

В небольшой капелле Распятия находится очень красивое деревянное распятие: считается, что оно было выполнено Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) в 13 веке.

Капелла Святого Себастьяна

Удивительные мозаики расположены в Капелле Святого Себастьяна (Capelle di San Sebastiano) – работа мастера Пьеро Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari).

Кстати, эскизы мозаик принадлежат Доменикано (Domenichino). Посмотрев на свод, можно полюбоваться восхитительными мозаиками, выполненными Пьетро да Кортоной (Pietro da Cortona).

Часовня Святого Причастия

Украшением Часовни Святого Причастия (Capella del Santissimo Sacramento) занимались Карло Модерно (Carlo Maderno) и Франческо Борромини (Francesco Borromini). Особое внимание в капелле привлекает изумительная декоративная решётка.

Неподалеку находится надгробие Григория III – украшающий его барельеф символизирует реформу, которую осуществил Папа. Именно он ввел новый (григорианский) календарь.

Левый неф

В левом нефе можно полюбоваться мемориалом Стюартам, выполненным в 19 веке Антонио Канова. Кроме того, достойны восхищения великолепно украшенные гробница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobeski) 18 века работы Пьетро Браччи (Pietro Bracci) и усыпальница понтифика Иннокентия VIII, созданная мастером 15 века Антонио дель Поллайоло (Antonio Pollaiolo).

Посмотрите на гробницу Александра VII (Alexander VII) – ее украшением занимался сам Бернини. Бронзово-мраморный ансамбль включает скульптуру молящегося понтифика в окружении статуй Истины, Милосердия, Благоразумия и Справедливости. А на переднем плане располагается скелет, символизирующий смерть: в его руках можно увидеть песочные часы.

Часовня Крещения

Гуляя по левому нефу, обратите внимание на Часовню Крещения (Capella del Battesimo) – она была создана по проекту Карла Фонтаны (Carlo Fontana), а ее мозаичным оформлением занимался Бачиччо (Baciccio).

Купол

Грандиозный купол Собора Святого Петра, виднеющийся издалека, весит целых 14 тысяч тонн. Его внутренний диаметр составляет около 41 метра, а высота – примерно 117 метров.

Купол был создан по архитектурному плану самого Микеланджело: изначально конструкция должна была иметь диаметр идеального шара.

Фото: Daniel M. Silva / Shutterstock.com

Возведением купола занимался Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta) – он внес необходимые изменения в конструкцию, чтобы обеспечить ее устойчивость. Однако уже к 18 веку сооружение стало разрушаться: спасти купол помогли массивные цепи — ими стянули свод.

В куполе имеются 16 окон, которые разделяют двойные колонны, а внутри конструкцию поддерживают четыре массивные колонны. Находясь в соборе, можно полюбоваться восхитительными мозаиками работы Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).

Как добраться до Собора Святого Петра

Собор располагается на Piazza San Pietrо. Как доехать:

  • на метро (линия А) с остановкой на San Pietro или Ottaviano: выход из первой станции находится ближе к площади, а из второй – ближе к музеям;
  • на автобусах №№ 11, 23, 32, 81, 590, 982 – выйти нужно на остановке Risorgimento;
  • если вы планируете по прибытии на вокзал Термини сразу же отправиться к Собору Святого Петра и музеям, то подойдут автобусы №№ 40 и 64;
  • на трамвае № 19, который останавливается недалеко от собора на San Pietro.

Часы работы

Собор Святого Петра в Риме можно посетить:

  • с 1 октября по 31 марта — с 7.00 до 18.30;
  • с 1 апреля по 30 сентября — с 7.00 до 19.00.

Подняться на купол можно каждый день:

  • с 1 октября по 31 марта — с 7.30 до 17.00;
  • с 1 апреля по 30 сентября — с 7.30 до 18.00.

Стоимость билета

Войти в сам собор можно бесплатно (по состоянию на 2020 год).

Стоимость подъема на купол зависит от того, сколько ступенек вы готовы преодолеть:

  • Первый вариант: вы поднимаетесь на лифте и проходите 320 ступенек. Цена билета — 10 Евро.
  • Второй вариант: вы поднимаетесь пешком, пройдя 551 ступеньку. Цена билета — 8 Евро.

При этом учтите, что в верхней части ширина прохода составляет всего 50 см – подниматься не очень комфортно. В общей сложности подъем и спуск займет у вас около 1 часа.

Информация о стоимости посещения и часы работы могут меняться — уточняйте на официальном сайте www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/it/cupola/orari.htm

Символом Высокого Возрождения и, наверное, сердцем католической церкви можно назвать собор Святого Петра в Риме. Он является не только самым известным архитектурным памятником, но и воплощением той бурной деятельности, которая развивалась в это время, и художественной, и политической, и пап, и самих художников, и вообще той атмосферы, которая царила в это время в Италии.

Собор огромный, это одна из самых больших церквей в мире. Длиной он 220 метров, шириной 150 метров, максимальная его высота в куполе – 136,6 метра. Он может вместить в себя 60 тысяч верующих, а на площади перед храмом может одновременно расположиться еще 400 тысяч человек. Когда-то огромным, самым большим храмом в мире, и долгое время этот порог не был перекрываем, был собой Святой Софии в Константинополе, и весь средневековый мир, конечно, поражался его куполу и его вместимости. Но собор Святого Петра перекрыл и этот рекорд.

Когда-то на этом месте были сады цирка Нерона. От того времени остался обелиск. Он был привезен из Гелиополя и сейчас стоит на площади Святого Петра. Он был вывезен еще когда-то в античности, и в его основании, как считали, не знаю, насколько это подтверждено, покоится прах Юлия Цезаря. Вот это соединение античности, раннехристианского времени (потому что здесь в раннехристианское время появляется первая базилика), и эпохи Возрождения, и потом последующих эпох, в том числе барокко, которое здесь тоже отмечено, – весь этот замес истории европейской культуры очень чувствуется в соборе Святого Петра.

Древняя базилика Св. Петра

Первая базилика появилась здесь в 326–330 г., в правление императора Константина. Алтарь собора был размещен над захоронением, которое уже во II в. почиталось как могила апостола Петра, принявшего в 66 г. смерть как раз в цирке Нерона. Как известно, Петра распяли вниз головой. И вот уже, может быть, второе поколение христиан почитало это место как могилу святого апостола Петра. Вот реконструкция этой базилики с таким типичным атриумом перед храмом, такая классическая раннехристианская базилика, идущая еще от античных базилик. В 800 г. в этой базилике папа Лев III короновал Карла Великого.

Но за время своего существования базилика несколько раз горела, снова восстанавливалась, и к XV в. совершенно обветшала и грозила уже обрушиться. Поэтому папа Николай V начал ее перестраивать и расширять. По поручению папы Леон Баттиста Альберти обследовал базилику и сообщил, что стены нефа отклонились вверху аж на два метра, т.е. действительно она была готова обрушиться. Поэтому папа принимает решение реконструировать базилику.

Проект века

Но папа Юлий II поступил еще более кардинально. Он решил базилику не реконструировать, а разобрать и построить на этом месте самый грандиозный храм, который будет больше всех христианских и даже античных храмов мира. Т.е. опять же мы видим притязания Высокого Возрождения на самое великое, самое большое, самое грандиозное, самое-самое-самое. И если сравнить действительно реальный, ныне существующий собор Святого Петра и археологические остатки цирка, они практически совпадают. Т.е. собор стал даже больше, чем тот огромный стадион Нерона. Строительство началось 18 апреля 1506 г. и было завершено 18 ноября 1626 г., т.е. длилось оно 120 лет, а на самом деле еще больше, потому что потом еще достраивали площадь и т.д.

Автором архитектурного проекта собора нельзя назвать одного человека. В его строительстве, в его проектировании принимало участие несколько мастеров. Их проекты очень сильно отличались друг от друга. Собор даже несколько раз менял свою конфигурацию в течение строительства, и это тоже очень отражает эпоху, потому что каждый новый архитектор, вновь назначенный руководить этим строительством, предлагал абсолютно свой авторский проект, не учитывающий или сильно реконструирующий то, что предлагали предшественники. Такое соперничество тоже очень в духе этой эпохи.

В 1506 г. строительство собора Святого Петра началось по плану архитектора Браманте. Его проект предусматривал сооружение в форме греческого креста. Браманте около десяти лет руководил строительством, уже там что-то было даже заложено, но потом он умер. После его смерти строительством занимается Рафаэль. Он возвращается к латинскому кресту, потому что первая базилика была, конечно, в форме латинского креста.После Рафаэля к работам были привлечены Бальдассаре Перуцци и Антонио Сангалло, а в 1546 г. во главе строительства был поставлен Микеланджело. И Микеланджело опять приходит к идее равноконечного креста.

Купол Микеланджело

Но главная заслуга Микеланджело вовсе не в плане, потому что потом опять перешли к латинскому кресту, как более соответствующему латинской форме храма. Больше всего Микеланджело потрудился над проектом купола. Он спроектировал купол. Он не успел его довести до конца, но все-таки его проект купола претерпел меньше изменений, чем его наземная часть.

Купол, который мы видим, в большей степени принадлежит именно Микеланджело. Единственное, что осуществлявший уже само строительство Джакомо делла Порта чуть-чуть вытянул его. Я думаю, Микеланджело ориентировался на флорентийский купол Санта-Мария-дель-Фиоре. Такие же ребра, такая же конструкция двойного каркаса внутри этого купола. Но, как сказал один философ, если купол Санта-Мария-делла-Фиоре как бы угадан, то этот купол абсолютно геометрически выстроен. Он, конечно, имеет более жесткие очертания и более жесткую конструкцию. Купол приобрел эллипсовидную, яйцевидную форму. Микеланджело хотел, конечно, ближе к полусфере. Купол покрыт свинцовыми пластинами, имеет шестнадцать каменных ребер, сходящихся у фонаря. Повторю, конструкция действительно восходит к тому гениальному решению, которое когда-то придумал Брунеллески, но здесь уже новый этап, были использованы какие-то даже новые инженерно, может быть, более продвинутые вещи.

Как я уже сказала, спорили несколько планов. Одни хотели равноконечный крест, где купол бы доминировал, другие вытягивали этот крест как латинский. Победила форма с латинским крестом, современный вид этого собора сверху показывает, что он в форме латинского креста. Для купола Джакомо делла Порта все-таки придерживается конструкции Микеланджело. Единственное, что потом включается еще один архитектор, Виньола, уже достраивающий собор сверху, и из четырех предусмотренных куполов… А представим, что если по замыслу Микеланджело это греческий равноконечный крест с куполом и четырьмя малыми куполами – это практически крестово-купольная базилика, которая восходит к греческим храмам. Опять же чтобы уйти от этой греческой конструкции, архитектор Виньола оставляет из четырех малых куполов только два.

Фасады собора

Современный фасад собора вообще выполнен в барочном стиле. Заканчивал его Карло Мадерно уже в XVII в. Он обшивал собор травертином и сделал перед входом галерею. По указанию Павла V он удлинил восточную ветвь креста, пристроил трансепты и т.д. Предполагалось, что здесь будут еще две кампанилы. Может быть, поэтому не достраивали два купола, которые должны были быть ближе ко входу. Но кампанилы не были построены. Есть рисунки, где с боков изображены две такие башни.

Чуть позже над недостроенными боковыми частями фасада сделали вот такие часы с мозаичным циферблатом и обрамлением уже почти в стиле рококо. Эти часы установил Джузеппе Валадье. Так что здесь, как видите, больше десятка мастеров работали над созданием вот этого удивительного сооружения.

Вернемся к фасаду, потому что фасад с колоннадой увенчан еще фигурами, скульптурами. Это тринадцать статуй – статуя Христа, одиннадцать апостолов и святой Иоанн Креститель. Отсутствует апостол Петр – мы увидим, что его статуя будет поставлена перед фасадом. И на фасаде надпись: «В честь первоапостола Павел V Боргезе, римлянин и верховный понтифик, сделал это в год 1612 и седьмой год своего понтификата». Т.е. эта надпись была сделана когда было завершено строительство собора.

Перед собором установлены две фигуры: статуя Петра… Но это уже в гораздо более позднее время. Естественно, Петр с ключами, это его атрибут, его символ. Это уже статуя XIX в. И статуя Павла с мечом. Его атрибут – меч. Он здесь не виден, он отбит. Текст, свиток и меч. Это уже другой скульптор, Адамо Тадолини. Интересно, что здесь должна была стоять другая статуя, но ее перенесли потом к собору Сан-Пауло-фуори-ле-Мура. Еще одну статую святого Петра мы потом увидим внутри собора.

В собор первоначально вели шесть дверей, сейчас их пять, три центральные и две боковые. Главной дверью прежде была Порта Региа, т.е. «царские врата», предназначалась она для императоров и королей, а также для пап. Ее также называли еще и Порта Аргентиа – «Серебряные врата». Первой дверью справа была Порта Романа – предназначалась она для жителей Рима, а вторая дверь была Порта Гвидония – для иностранцев. Еще была Порта Санкта, т.е. «Святая дверь», мы о ней еще поговорим, Порта Равеньяна – для жителей епархии Санта-Руфино и Трастевере, т.е. области, находящейся за Тибром, и Порта Людичи – для похорон. Т.е. каждая дверь для чего-то или для кого-то была предназначена. Ну, сейчас мы на фасаде увидим три двери, и две боковые, наверное, практически всегда закрыты.

Святые врата и Врата смерти

Вот есть сейчас центральные врата, они называются Святые, и как раз они открываются очень редко. Они замурованы, открываются только в юбилейные святые годы. Изнутри собора к ним прикреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ. В святой год этот ключ достают и отпирают им дверь. Что такое святой, или юбилейный год? Его впервые ввел папа Бонифаций VIII в 1300 г., чтобы праздновать столетние юбилеи. Мы знаем, что в Европе к датам относились особо. Например, в 1000 г. ждали конца света, еще в какие-то годы ждали конца света. В 7000 г. от сотворения мира ждали конца света, и т.д. И вот, наверное, чтобы перебить эти апокалиптические настроения, папа назначает как бы великий год, столетний юбилей. Папа обещает отпущение всех грехов тем пилигримам, которые совершат покаянное паломничество в Рим, войдут через эти двери, исполнят епитимью и в течение 15 дней будут посещать базилику Петра и базилику святого Павла – главных апостолов. Для жителей Рима этот период увеличился до 30 дней, поскольку им меньше нужно было идти до Рима, они тут же, в этом Риме, находились. Этот обычай так понравился, что со временем его разбили на 50 лет, т.е. уже юбилейными годами стали считаться каждые 50 лет. Затем ввели период в 33 года – возраст Христа, а с 1470 г. отмечают святой год каждые 25 лет. Так вот, эти врата открываются каждые 25 лет.

Святые врата находятся справа. Слева – Врата смерти. А центральные получили название – мы говорили, что в Средневековье они назывались по-другому – они получили название Дверь Филаретта. Это бронзовая дверь, которая была перенесена из старой базилики. В старой базилике были те самые шесть дверей, и это была одна из сохранившихся дверей старой базилики, т.е. это дверь, которая древнее самого собора. Она была заказана архитектору Антонио Филарете папой Евгением IV, он работал над ней 12 лет. В верхней части фигура Спасителя, Богоматери на троне, в середине святые Петр и Павел, в нижних клеймах можно видеть разные сцены. Тут есть и римские мифы – Ромул и Рем, Леда и лебедь, античные мифы, и т.д. Над дверью помещается мраморный барельеф, где Иисус вручает Петру ключи от рая. Т.е. как бы храм Святого Петра, мы в него входим, и практически мы уже в преддверии рая.

А крайний левый портал – Врата смерти. Они названы так, потому что через эти двери обычно выходили похоронные процессии. Раньше они назывались Порта Людичи, т.е. «врата, через которые вносили или выносили умерших». Сейчас это самые молодые врата, потому что рельефы на них сделал знаменитый итальянский архитектор Джакомо Манцу. Сделал он их в 1940-60-х годах. В 1947 г. папа Пий XII объявил конкурс на создание новых врат. Победителем этого конкурса стал очень известный, можно сказать, современный, по крайней мере скульптор XX в. Джакомо Манцу. Он сделал десять сцен, они выражают образы смерти. Тут и смерть Спасителя, и смерть апостолов, и т.д. Очень выразительна здесь фигура папы Иоанна XXIII, «Доброго папы», как его называли.

Галереи собора

Когда мы входим, подходим к вратам, мы оказываемся в такой галерее, в которой еще обозначены две статуи. Одна из них – конная статуя Карла Великого, другая – статуя Константина. Но это, конечно, уже более поздние произведения, уже не ренессансные. Карла уже в XVIII в. создал Агостино Корначчини, императора Константина создал Бернини, т.е. это уже барокко. На самом деле мы как раз видим, как Ренессанс плавно перетекает в барокко, и барокко очень уютно себя чувствует в ренессансном храме, потому что действительно мы будем видеть, что одно из другого очень вытекает.

Здесь есть еще одна такая интересная вещь. Это мозаика Джотто «Навичелла». Она тоже была перенесена из прежнего собора. Ну, от Джотто, правда, здесь мало что осталось. Ее видно, если повернуться спиной к центральной Двери Филаретта, и тогда над аркой портала мы можем увидеть вот эту сохранившуюся от старой базилики, от прежней базилики Святого Петра, мозаику «Навичелла». «Навичелла» по-итальянски – «кораблик». Здесь образ церкви – корабль апостолов, Петр, который идет по волнам к Христу, и Христос берет его за руку и поднимает со словами «Почему ты усомнился?» Ну, поскольку ее переносили, много раз реставрировали, то, конечно, от Джотто тут осталась, может быть, сама идея и какая-то композиция, а все сделано уже практически в XVII в.

В нескольких шагах от центральной двери находится большой круг из порфира, перенесенный сюда из старой базилики. Вот тоже интересная связь. Этим кругом из порфира обозначалось то место, где в рождественскую ночь 800 г. Карл Великий встал на колени перед папой Львом III, который его короновал как императора Священной Римской империи, т.е. первого императора после падения Западной Римской империи, первого императора западного христианского мира.

Интерьеры

Но вот мы входим внутрь собора. Переходя с площади в собор, вы как-то даже не замечаете, что вы оказываетесь в интерьере. Интерьер такой огромный, что кажется, что это огромная площадь, просто перекрытая куполом. Действительно грандиозный собор, весь изукрашенный. Тут и красивый мраморный пол, кессонированный купол и арки.

Здесь нас встречает бронзовая статуя Петра. В некоторых путеводителях она почему-то датирована чуть ли не VI или VII в. На самом деле она создана где-то в XII в. Она считается чудотворной. Как всегда, как у нас тоже это бывает, паломники дотрагиваются до стоп Петра, и она уже вся почти заполирована, даже не видно рельефного изображения пальцев. Ну, такова традиция.

Алтарь, конечно, уже барочный. Мы видим эти формы – образ Святого Духа в такой пышной раме сходит на алтарь, знаменитый балдахин с витыми колоннами.

Но самое удивительное – это, конечно, купол. Купол грандиозен и снаружи, и внутри. Единственное, снаружи его видно, только когда вы очень сильно отойдете от собора. Вблизи фасад настолько велик, а купол отдален – повторяю, несколько раз проект менялся – что снаружи этот купол виден хорошо только издалека. Но внутри, когда вы находитесь под этим куполом, это действительно очень грандиозное впечатление. Он, конечно, не создает такой легкости, ощущения купола, подвешенного, как говорили о Златой Софии, золотыми цепями к небу, но он действительно грандиозен.

Он чуть-чуть, на несколько метров, меньше купола Пантеона. И, конечно, внутри он очень ориентируется на Пантеон. Мы знаем, что купол Пантеона, античного храма всех богов, сделан так, что над всеми богами – отверстие в небо, потому что над всеми богами есть Некто, имени которого мы не знаем, тот самый «неведомый бог», алтарь которому нашел в Афинах, если помните, Павел, и указывал своим языческим согражданам, что он именно этого Бога исповедует. Вот здесь тоже есть возвращение к этому сюжету. Естественно, здесь нет вот этого просвета в небо, но есть свет, который идет от светового фонаря, сделанного над куполом. Т.е. идея та же самая.

Возвращаясь внутрь, нельзя не отметить, что в соборе Святого Петра находится одна из самых знаменитых статуй работы Микеланджело – Пьета. Ее однажды атаковал маньяк, попытался ее разрушить, даже нанес какие-то увечья этой статуе, поэтому сейчас она закрыта бронированным стеклом, но все равно очень хорошо видна в одной из таких маленьких капелл, которых огромное количество в этом соборе. И, конечно, присутствие здесь Микеланджело как-то добавляет особой значимости этому месту. Оно соединяет в себе оба гения Микеланджело – и купол, его архитектурное произведение, и его скульптурное произведение.

Площадь перед собором

Хочется, конечно, сказать и о площади. Помимо того, что собор очень грандиозный, у него грандиозная и площадь. И спроектирована она очень интересно: она спроектирована по образу ключей святого Петра или даже замочной скважины, ее часто так и называют. Площадь проектировал уже в XVII в. Бернини. Это уже архитектор, который принадлежит к эпохе барокко. И действительно, сам собор показывает, как одно из другого вытекает. И не был бы столь грандиозен ансамбль собора Святого Петра, если бы не было вот этой колоннады, этой великой площади.

Колоннада огромная, ее тоже проектировал Бернини. Это двойная колоннада тосканского ордера, даже не двойная – она состоит из четырех рядов параллельных колонн. И сверху 140 статуй святых. Т.е. действительно это вот такое грандиозное, величественное сооружение, гимн римской церкви, римскому гению, католическому миру.

Когда вы входите на эту площадь, как правило, никто не замечает, что там есть государственная граница. Она обозначена белой полосой. Потому что когда мы входим на площадь Святого Петра, мы входим в государство Ватикан. Это, конечно, государство, которое не требует виз и каких-то штампов в паспорте, но тем не менее именно папы-строители, которые создавали вот это величественное сооружение, подчеркивали и особый статус Ватикана как государства в государстве, как царства, стоящего над царствами, как действительно вход в преддверие рая. Ну, насколько это сегодня переживается, мы не знаем, но действительно собор Святого Петра – это величайшее сооружение, строившееся в течение нескольких поколений великими художниками Ренессанса, а завершали его художники барокко.

Площадь Святого Петра величественна и красива. Колоннада Бернини по периметру вкупе с собором св. Петра придают ей завершенность и гармонию. Да, много людей… Но видимо, это обязательное условие этой площади.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro), расположенная на северо-западе , считается одной из самых красивых площадей мира. Находится она на территории Ватикана (посмотрите Путеводитель по Ватикану ).

За внешней стороной колоннады на Пьяцца Сан Пьетро белым камнем на серой брусчатке выложена неширокая линия. Это не просто разметка, а граница государства Ватикан. Рубеж этот – весьма формальный, охраняют его швейцарские гвардейцы в колоритной полосатой форме. Находясь на площади Сан Пьетро, дождитесь смены караула – это действо необычное, красивое и увлекательное. Пройти на суверенную территорию можно почти беспрепятственно: от туристов требуется только соблюдать приличия в гардеробе. Короткие шорты, мини-юбки и голые плечи здесь недопустимы.

Сан Пьетро — площадь, носящая имя хранителя ключей Царства Небесного, фото Edgar-Moskopp

Площадь Сан Пьетро – место притяжения католиков всего мира. Сам Папа Римский обращается отсюда к верующим, осеняя их крестом из «ложи благословения». Сюда спешат ценители культурных, исторических, художественных ценностей. Здесь нет магазинов и сувенирных лавок. Огромное пространство выглядит свободным даже при большом скоплении туристов.

Центром ансамбля Пьяцца Сан Пьетро служит гранитный обелиск. Каменный колосс доставили из Египта ещё в I веке. Долгое время правители Рима хотели перенести его на площадь, но проект удалось осуществить только в 1586 году. Грандиозную операцию проводили под руководством Доменико Фонтана; в ней было задействовано 140 лошадей и 900 человек.

Ежегодно около обелиска в Адвент проходит праздник Презепе. Фигуры в человеческий рост изображают библейские сцены рождения Христа и поклонения волхвов, а фигурка младенца меняется каждую неделю — растёт.

Фонтаны Бернини и Мадерно

Фонтан на фоне колоннады Бернини, фото noemkr

С двух сторон от египетской стелы в симметричных точках площади установлены барочные фонтаны Бернини и Мадерно. В них, как и во все фонтаны Рима, подаётся чистая питьевая вода. От обелиска по мостовой расходятся светлые каменные лучи солнечных часов, 36-метровой стеле отведена роль гномона.

Площадь, если смотреть на неё с высоты, имеет очертания замочной скважины – святой Пётр был хранителем ключей Царства Небесного. Купол главной католической святыни – , доминирует над Пьяцца Сан Пьетро. Фасад здания увенчан статуями одиннадцати апостолов. На барельефе, украшающем главный портал, изображена сцена вручения апостолу Петру ключей от рая. В центральном нефе храма установлена статуя св. Петра (XIII век) – предмет поклонения паломников. Под собором, на нижнем уровне здания, именуемом Ватиканскими гротами, находится капелла – в ней перед казнью исповедался святой Пётр. Под капеллой скрыта гробница апостола.

Высота здания до наивысшей точки его купола составляет 136 метров. Поднимитесь на смотровую площадку базилики – оттуда можно увидеть потрясающие панорамы Рима!

Пространство площади

Пространство перед базиликой проектировал Джан Лоренцо Бернини в 1656-67 гг. Состоит оно из двух площадей: первая, трапециевидная, расположена прямо перед широкими ступенями собора и ограждена галереями; вторая – овальная, обращённая к Риму, окружена величественными колоннадами Бернини. С двух сторон обелиска на брусчатке обозначены два белых круга. Если встать на любую из этих символических точек, полукруглые колоннады станут визуально «прозрачными» — четыре ряда гигантских колонн расположатся друг за другом.

От площади в город ведет широкая Via della Conciliazione – улица, построенная по приказу Муссолини в 1930 году.

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento - San Pietro;
автобусом №49 - до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 - до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 - до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

 


Читайте:



Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан Область Городская администрация Аким Маржикпаев Ермек Боранбаевич История и география Основан 1824 Прежние названия...

Местонахождение, жизнь заключенных

Местонахождение, жизнь заключенных

Колония «Полярная сова» - этоисправительное учреждение особого режима. Здесь отбывают свой срок серийные убийцы, государственные преступники,...

Международный аэропорт рас-аль-хайма

Международный аэропорт рас-аль-хайма

Один из самых современных аэропортов в Объединенных Арабских Эмиратах - международный аэропорт Рас-эль-Хайма. Он расположен всего в получасе езды...

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Загадочные вулканы Как образуются вулканы

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Загадочные вулканы Как образуются вулканы

География для самых маленьких. Вулканы. 1.Расскажите ребенку легенду про древнего бога Вулкана (в Др.Риме) или Гефеста (в Др.Греции): В Древней...

feed-image RSS