Реклама

Главная - Греция
Собор Св. Петра в Риме: горькая правда. Ватикан - площадь ватикана, собор святого петра, папские сады Где находится храм святого петра

Площадь Святого Петра в Ватикане – одна из главных достопримечательностей Рима служит основным входом в маленький город-государство.

Территория, окружённая колоннадой, расположена перед Собором Святого Петра – самым большим храмом в мире.

На площади святого Петра традиционно собираются тысячи верующих для того, чтобы услышать благословение Папы Римского.

История площади

В начале нашей эры, на долине, проходящей между Ватиканским холмом и холмом Яникул, произрастали сады Випсании Агриппины.

На садовой территории при императоре Нероне был возведён цирк. На арене цирка проводились мученические казни и представления.

В 64 году, согласно летописи, произошла казнь большого количества людей, которых Нерон обвинил в поджоге города Рима.

Страдальчески погиб в цирке ученик Иисуса Христа – Святой Пётр. Он был распят на кресте головой вниз.

Апостола тайно похоронили рядом с цирком на кладбище.

Над могилой святого Петра был возведен первый алтарь, которому поклонялись верующие христиане.

В период с 319 по 336 года при императоре Константине на месте захоронения апостола была возведена первая Базилика Святого Петра.

Этапы создания площади Святого Петра:

  1. По приказу Константина рядом с первой базиликой выровняли большое пространство, сняв слой земли с Ватиканского холма. Территория перед храмом до XV века имела название – плато Санкти Петри.
  2. Папа Николай V поручил разработать проект новой площади итальянскому архитектору Бернардо Росселлино, который работал над реконструкцией базилики. Однако план так и не был осуществлён.
  3. В XVIвеке площадь представляла большую прямоугольную территорию от базилики до реки Тибр с перепадами высоты в 10 метров. Местность превращалась в болото во время разливов реки и дождей.
  4. При папе Юлии II с 1506 года началось строительство Собора Святого Петра по проекту знаменитого архитектора Донато Браманте. Грандиозная работа над храмом велась более века, с помощью лучших архитекторов и мастеров Италии.
  5. В 1626 году собор был освящён Папой Урбаном VIII. Площадь представляла собой незаконченную строительную территорию.
  6. При папе Александре VII в 1657 году площадь стала приобретать законченный вид.

Папа Александр VII поручил проектирование площади знаменитому итальянскому архитектору и скульптору – Джованни Лоренцо Бернини.

Перед архитектором стояла сложная задача создать величественную площадь перед собором, с учётом имеющихся непростых условий (рельеф, постройки, фонтаны и обелиск).

Бернини создал уникальный проект, по которому площадь состоит из двух частей:

  • трапециевидной, окруженной галереями;
  • овальной, оформленной колоннадами.

Изначально Лоренцо Бернини разработал план площади в форме трапеции, окруженной зданиями с арендой под магазины и гостиницы. Однако проект не одобрили священнослужители, посчитав, что площадь должна дополнять центральный христианский храм своей монументальностью.


Площадь Святого Петра XVIII век, картина Джованни Паоло Панини «Выезд герцога Этьенн Франсуа де Шуазёль».

Архитектура

Размер площади Святого Петра, измеренный по главным осям:

  • в длину – 320 метров;
  • в ширину – 240 метров.

Площадь покрыта каменными брусками из порфира темного цвета – сампьетрино.

Форма территории с высоты напоминает замочную скважину. По замыслу Бернини – ключи от скважины находятся в главном соборе мира.

Площадь Святого Петра (Пьяцца Сан Пьетро) состоит из трёх основных частей:

  1. Пьяцца Ретта – трапециевидная часть площади, расположенная у входа в главный собор. Бернини создал проект этой части с опорой на работу Микеланджело Буонарроти – площадь Капитолия в Риме.
    Для уменьшения четырёхметрового перепада у собора была построена сужающаяся лестница длиной в 75 метров.
  2. Пьяцца Обликва – овальная часть, окруженная с двух сторон полуовальными зданиями с галереями, которые оснащены колоннадой.
    Колоннада представлена:
    • 284 доритическими колонами;
    • 80 столпами из травертина;
    • Аттиком, украшенным 140 скульптурами.

      Сочетание фонтанов и обелиска на овальной части площади создаёт неповторимый эффект нахождения в эллипсоидном пространстве.

  3. Пьяцца Рустикучи – главный вход достопримечательности, с которого открывается вид на всю площадь и собор Святого Петра. «Парадная» площади возводилась в XX веке на месте разрушенных дворцов.

В центре эллипсоидной части площади расположен египетский обелиск, окруженный полосами, от которых отходят восемь лучей. Между лучами помечены стороны света и названия ветров Средиземноморья.

Тень обелиска служит стрелкой солнечных часов, а площадь – циферблатом.

Справа от достопримечательности находятся солнечные маркеры в форме дисков. Они помеченные датами, которых касается в полдень тень от штыка.

Интересный факт! Площадь Святого Петра вмещает около 400 тысяч человек!


Что посмотреть на площади Святого Петра

Пьяцца Сан Пьетро богата уникальными шедеврами искусства.

Главные достопримечательности:

  1. Фонтаны.
  2. Статуи и скульптуры.

Возведена в период с 1656 года по 1667 года по проекту Лоренцо Бернини.

Полукружные сооружения ограждают площадь с двух сторон.

Четыре ряда колонн расположены параллельно друг другу, скрывая расположенные за ними здания и вход в Апостольский дворец. Тем самым образуется три внутренних прохода.

Общее число установленных колонн – 284. Их высота – 13 метров.

Каждая колона с внутренней стороны увенчана статуей святого. Всего – 140 скульптур.

Интересный факт! С двух сторон от обелиска на площади расположены круглая плита из мрамора, установленная в каменном покрытии земли, с надписью — CENTRO DEL COLONNATA. Став на эту плиту, колоннада параллельно сходится, и открывается вид на здания.

Сооружение украшено шестью парапетами с гербами папы Александра VII.

Колоннада соединяется с собором двумя галереями:

  1. Константина Великого.
  2. Карла Великого.

Длина каждого этого крыла – 120 метров.

В правой галерее Шарлеман проходят выставки посвящённые праздникам Ватикана.


Достопримечательность была доставлена из Египта по приказу императора Калигулы в I веке нашей эры.

Обелиск служил украшением цирка Нерона, в котором казнили Святого Петра.

В эпоху Ренессанса произошло несколько попыток переноса обелиска, однако грандиозные размеры затрудняли его перенос и установку.

Интересный факт! Существует предание, что в бронзовом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Однако, при переносе шар был снят и мифы развеялись.

В 1586 году при папе Сиксте V и архитекторе Доменике Фонтане обелиск перенесли на площадь Святого Петра, которая находилась на этапе строительства.

С помощью крепкой платформы и роликов около 900 рабочих со 140 лошадьми переместили древнейший памятник.

На интересное зрелище собралась толпа, разговоры в которой строго запрещались. За шум грозилась казнь.

Интересный факт! Бытует легенда – при установке обелиска канаты стали рваться. Один капитан крикнул рабочим: «Воду на канаты!». Благодаря влаге верёвка сжалась, и штык успешно был поднят на пьедестал. Капитан получил благодарность от папы Римского.

Египетский штык сохранился с древних времён в хорошем состоянии.

В Риме расположены 12 схожих обелисков.

Описание обелиска:

  • высота штыка – 25,5 метров;
  • материал – красный гранит;
  • установленный крест на вершине высотой – 15,5 метров.

Фонтаны

С двух сторон от Египетского обелиска располагаются два идентичных фонтана:

  1. Фонтан «Антика». Украшал еще площадь Санкти Петри с 1490 года перед базиликой при Константине. Расположен с правой стороны от обелиска. В 1614 году фонтан подвергся реконструкции архитектором Карло Мадерно.
    Он внёс в фонтан следующие изменения:
    • изменилась высота достопримечательности;
    • верхняя чаша заменилась выпуклой стороной вверх;
    • добавились элементы барельефов, изображающих символику папы
  2. Фонтан Бернини. Возведён по проекту Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Материал сооружения сделан полностью из гранита. О тличается от «Антика» только изображениями папской символикой.

Высота обоих знаменитых фонтанов – 8 метров.

Папский фонтан (фонтан «Тиары») – малоизвестная достопримечательность, расположенная со стороны правой колоннады, за пределами Ватикана. Создатель – Пьетро Ломбарди, в XX веке. Фонтан украшают четыре тиары и ключи. Вода в фонтане питьевая, её можно набрать в бутылку, если настигла жажда.

Интересный факт! В период засухи в Италии 2017 года Ватикан первый отключил все свои фонтаны в целях экономии водных ресурсов.


Статуи и скульптуры на площади

Перед входным фасадом собора Святого Петра расположены две статуи:

  1. Статуя Святого Петра. В ыполнена итальянским скульптором Джузеппе де Фабрисом.
  2. Статуя Святого Павла. Автор – Адамо Тадолини.

Скульптуры были установлены в 1847 году.

Наверху главного фасада находится статуя Иисуса Христа, несущего крест. Рядом расположены 11 апостолов.

Колоннаду украшают 140 статуй святых, созданных по эскизам Джованни Лоренцо Бернини.


Представители швейцарской армии – особая «визитная карточка» Ватикана.

Яркая форма солдат привлекает внимание всех туристов. Однако не все знают об уникальной отваге и верности гвардейцев.

Швейцарская гвардия служит охраной города-государства в центре Рима.

От швейцарских солдат посетители площади могут получить информативные сведения.

Где можно увидеть швейцарских гвардейцев:

  • у Бронзовых ворот на входе площади;
  • у входа в собор (дальний угол слева на площади);
  • за левой колоннадой;
  • у ворот улицы Sant’Angelico.

Солдаты сразу заметны благодаря своей цветной желто-сине-красной полосатой форме.


Музеи рядом с площадью Святого Петра

Рядом с площадью располагаются известные во всём мире музеи Ватикана.

Ватиканские музеи – знаменитый комплекс залов с уникальными экспонатами выдающихся мастеров.

Огромное количество галерей наполнены невероятными произведениями искусства.

Основные части музеев, которые стоит посетить:

  • музей Пия-Климента;
  • Сикстинская капелла;
  • станцы и лоджии Рафаэля;
  • музей Кьярамонти;
  • Египетский музей;
  • Этрусский музей;
  • Ватиканская пинакотека.

Каждый Папа Римский внёс свой вклад в содержание музейного комплекса.

Музейные залы расположены в Апостольском дворце. Вход во дворец – со стороны правой колоннады через Бронзовые ворота.


Религиозные мероприятия на площади Ватикана

Каждое воскресенье на площади Святого Петра выпадает уникальный шанс увидеть и услышать благословение Папы Римского. Ровно в полдень понтифик обращается к верующим с окон Апостольского дворца, читая молитву «Ангелус».

Общественная аудиенция – официальный приём, проводимый на площади в 10 часов утра по средам. В случае непогоды собрание переносится в Зал Аудиенций.

В дни католических праздников на площади Святого Петра проводятся торжественные мессы. На празднике обязательно присутствуют швейцарские гвардейцы, одетые в праздничную форму.

Как попасть на мероприятия, проводимые на площади?

Попасть на общественный приём и праздничные литургии возможно только с помощью билета.

Билет бесплатно приобретается в здании возле Бронзовых ворот у входа в Апостольский дворец.


Понтифик – римский папа

Со стороны правой колоннады Бронзовые ворота открывают вход в Апостольский дворец, где размещается руководство города и официальная Резиденция Папы Римского.

Папские помещения расположены на верхнем этаже дворца. Во втором окне справа – личный кабинет понтифика, именно отсюда он благословляет собравшихся на площади верующих.

Рядом с воротами вмонтирован в брусья камень красного цвета – пометка о покушении на папу Иоанна Павла II 13 мая 1981 года.


Часы работы

Время посещения площади Святого Петра: с 7.00 до 23.00 ежедневно.

В праздничные дни на площади собирается большое количество верующих, поэтому посетить достопримечательность рекомендуется в будние дни.

(Источник — Traveller87).

Как добраться до площади Святого Петра

Белая линия, нарисованная на каменной брусчатке площади, является государственной границей Ватикана.

Существует несколько способов, чтобы добраться до Ватикана:

  1. Пешим маршрутом.
  2. Метро – линия A, до станции «Ottaviano».
  3. Автобусным маршрутом по остановкам:
    • ост. «Piazza del Risorgimento» — № 23, 32, 81, 590, 11(ночной);
    • ост. «Crescenzio/Risorgimento» — № 49, 492, 982, 990, 10(ночной);
    • ост. «Cavalleggeri/Fornaci» — № 64;
    • ост. «Cavalleggeri/San Pietro» — № 34, 46, 881, 982;190 °F и 916 °F (по выходным), 98 и 916 (только в будни); N5, N15 и N20 (ночные).
  4. Трамваем № 19 – остановка «Piazza del Risorgimento».
  5. Региональные поезда – остановка «Roma S.Pietro».
  6. Такси.

Пройти к площади лучше всего от замка Сант-Анджело по улице Примирения – Via della Concilazione.

Расположение площади на карте

Адрес: ул.Piazza San Pietro, Ватикан.

Площадь Святого Петра – сердце Ватикана, центр католицизма и место паломничества верующих христиан.

Туристы со всего мира приезжают в маленькое город-государство, чтобы побывать на площади и увидеть главу католической Церкви.

Достопримечательности площади хранят в себе многовековую историю, ознакомиться с которой приезжают не только верующие, но и путешественники.

«Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу».

Аврелий Августин

Две тысячи лет назад, когда Италией правил Нерон, здесь был расположен амфитеатр, в котором погибло немало христиан. В 67 г. схватили, судили, вынесли смертельный приговор и привели сюда апостола Петра. Тот, не желая умереть именно так, как погиб Христос, попросил казнить его иным методом. Распяли его вниз головой и похоронили недалеко от места смерти. А через три столетия в месте его захоронения возвели сооружение – там сейчас находится собор Святого Петра.

Расположен собор Святого Петра в Ватикане, в северо-западной части Рима, столицы Италии (на карте храм можно отыскать по следующим координатам: 41° 54′ 7″ с. ш., 12° 27′ 11″ в. д.).

Собор этот является самым крупным храмом Ватикана и до недавних пор был крупнейшей христианской церковью в мире: площадь превышает 22 тыс. м. кв., высота – 133 м, длина вместе с портиком – почти 212 м. Базилика рассчитана на 60 тыс. верующих, ещё четыреста тысяч христиан способна вместить, расположенная перед собором площадь.

Размеры этого храма превышает лишь возведённый в 1990 году в Ямусукро, столице Кот’д Ивуар, собор Пресвятой Девы Марии Мира, площадь которой составляет около 30 тыс. кв. м. Правда, несмотря на свои громадные размеры, вместить она способна лишь 18 тыс. прихожан.

История, воплощённая в камне

Возведённая по приказу Константина, базилика имела довольно-таки скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать столетий. До тех пор, пока в 1506 году папа Римский не велел на месте старой церкви, возраст которой превышал одиннадцать веков и пребывавшей к тому времени в аварийном состоянии, построить собор Святого Петра.

Сооружение затмило бы не только все языческие храмы, но и уже существующие христианские церкви, став при этом центром католичества и символом власти понтифика. Тот факт, что именно на этом месте нашёл свою мученическую кончину апостол Пётр, сыграл в выборе первосвященника немаловажную роль.

Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время возведения собора относится как раз к эпохе Возрождения, во время которой жили и творили такие деятели искусств, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные личности, не удивляет то, что план удался на все сто процентов.


На протяжении всего строительства (а в общей сложности длилось оно не одно столетие) за работы отвечали разные люди, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьёзное влияние на архитектуру этого храма:

  • Первым архитектором собора был Донато Браманте – он предложил построить храм, форма которого была бы похожа на греческий крест с одинаковыми сторонами (строительные работы начались в 1506 г.)
  • Когда он умер, архитектором назначили Рафаэля Санти, который видоизменил план, придав храму форму римского креста (с более длинной четвёртой стороной).
  • Следующий архитектор, Бальдассаре Перуцци предпочтение отдал первоначальному плану.
  • А вот Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
  • Микеланджело над собором в Италии начал работать с 1546 году. Он вернулся к первоначальному плану Браманте, но проект все же видоизменил: предусмотрел наличие на востоке от здания портика с огромным количеством колонн, несущие конструкции сделал массивнее и определил центральное пространство (как выглядела базилика во времена Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма).Также Микеланджело успел построить барабан основного купола, строительство над которым пришлось заканчивать следующему архитектору, Джакомо делла Порта (он придал куполу более продолговатую форму). Микеланджело планировал окружить основной купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил возвести лишь два, расположив их по бокам от центрального.


  • Карло Мадерна в начале XVII ст. по приказу папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также он возвёл фасад высотой в 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрыв купол, который потерял своё доминирующее положение. Наверху фасада были установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
  • Довольно скоро из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.

Двери храма

Перед центральными дверями установлены скульптуры апостолов Павла и Петра, в руках которых находятся ключи от Царства Небесного. В храм ведёт пять бронзовых дверей.

При этом самая крайняя, расположенная справа, замурована и открывают её лишь раз в 25 лет, в Святой год, в канун католического Рождества (в это время существует возможность отпущения наиболее тяжких грехов). Когда этот год заканчивается, святые двери снова закладывают бетоном.

В центральной части главных дверей изображены Павел и Пётр, над ними – сидящие на троне Иисус и Мария.

Снизу запечатлены фрагменты, изображающие суд и казнь подвижников Христа (Петра распяли вверх ногами, Павлу отрубили голову). Над дверями – изготовленный из мрамора барельеф Бернини с надписью: «Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного».

Как выглядит храм изнутри

Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.

Одним из таких шедевров является «Оплакивание Христа» («Пьета»), мраморная скульптурная композиция Микеланджело, единственная скульптура мастера, которая была им подписана.

Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.

Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).

Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.

Сквозь киворий просматривается кафедра св. Петра – кресло апостола, которое поддерживают скульптуры четырёх Святых Отцов, и над их головами парит Святой Дух.

Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.

Купол храма

Купол собора Святого Петра является самым высоким в мире: его высота снаружи составляет почти 137 м, изнутри – 119 м, а диаметр – 42 м. На своде купола можно увидеть изображения евангелистов с животными, которые в «Откровениях» Иоанна Богослова находились возле Божьего престола: возле Марка – лев, Луки – вол, Иоанна – орёл. А вот Матвей изображён с ангелом, который водил его рукой во время написания Евангелия.

На вершину купола можно подняться двумя способами: сначала до его нижней части подъехать на лифте, а потом преодолеть 320 ступенек. Или обойтись без подъёмника и дополнительно подняться ещё по 231 ступени. Сначала подъём довольно лёгкий: ступеньки низкие и подниматься легко и единственное, что вызывает дискомфорт, так это постоянное движение по кругу, отчего кружится голова.

Затем подъём усложняется: ступени постепенно становятся меньше, круче и уже, а на самом верху ширина между противоположными стенами не составляет и метра. Тот, кто найдёт в себе силы и сможет дойти до цели не пожалеет – открывшаяся перед ним панорама Рима и Ватикана никого не оставит равнодушным.

Собор Святого Петра в Ватикане – это сердце католического мира. Собор Святого Петра – это главное украшение Ватикана, художественные сокровища которого привлекают к себе миллионы туристов. Собор Святого Петра – самый большой католический собор на планете. Его главный зал занимает 2,3 гектара.

Собор Святого Петра в Ватикане внутри поражает объемами, размерами, гармонией пропорций, материалами, богатством оформления. Роспись купола Собора Святого Петра в Ватикане работы Микеланджело с кессонным декором — художественный шедевр Рима. Смотровая площадка купола Собора Святого Петра в Ватикане, на которую можно подняться за дополнительную плату на лифте, показывает самую впечатляющую панораму Рима.

Строительство собора, который мы видим сегодня, началось в 1506 году и завершилось спустя 120 лет. В 1626 г. Собор Св. Петра был освящен папой Убраном VIII. Это довольно маленький срок строительства для храма, подобных которому по красоте и величию еще не было.

Однако, этого времени хватило, чтобы на посту сменилось 13 понтификов: Юлий II, Лев X, Адриан VI, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V, Григорий XIII, Сикст V, Урбан VII . Количество архитекторов, возглавлявших данный проект, тоже весомо и пестрит великими именами: Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Виньола. Позже в начале 17 века храм подвергся дальнейшим модернизациям под руководством архитектора Карло Мадерно, а в 1656-1667 годах Бернини создал площадь перед собором, но это отдельная история.

Размеры Собора Святого Апостола Петра действительно поражают. Когда стоишь перед главным фасадом и рассматриваешь на верху статуи ещё 11 апостолов, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, понимаешь, что охватить взором весь собор не получается. Вблизи не видно даже самого главного элемента – купола Микеланджело. Отдаляясь чуть дальше в центр площади св. Петра собор приобретает законченный вид, только теперь не входит в фото-кадр колоннада Бернини…

Перед Входом в храм установлены 2 статуи:

  • Статуя Святого Петра. Петр держит ключи от Царствия Небесного, которые передал ему Господь.
  • Статуя Святого Павла. Павел держит копье.

В собор ведут 5 дверей. Одна из них заслуживает особого внимания. Эта дверь (последняя с правой стороны) была создана в 1950 году. Она открывается в юбилейный год каждые 25 лет. На 25 лет она не просто закрыта, она забетонирована, а изнутри декоративно украшена.

Собор Святого Петра в Ватикане. Рим. Basilica di San Pietro.

А что скрывает Собор Святого Петра внутри?!

Посещение Собора Святого Петра для туристов и паломников считается продолжением экскурсии по . После осмотра Сикстинской капеллы путь лежит к художественным сокровищам Собора Святого Петра в Ватикане. Внутреннее убранство Собора Святого Петра превосходит все ожидания. Пол вымощен из разноцветного порфира и мрамора.

Стены собора отделаны лепниной, золотом, серебром, разноцветным мрамором (белом, розовым, зеленым), украшены скульптурами и произведениями искусства.

Сам храм имеет форму креста, на пересечении которого в центральной части храма стоит Папский алтарь. Четыре мощных столба являются опорой купола, спроектированного Микеланджело (купол двух уровневый). Высота внутреннего купола составляет 119 метров, а диаметр достигает 42 метра. Столбы украшают ниши, в каждой из которых установлены фигуры святых:

  • Статуя Андрея Первозванного (работа Франсуа Дюкенуа).
  • Статуя Святой Вероники.
  • Статуя императрицы Елены с крестом господним в руках (мать императора Константина).
  • Пятиметровая Статуя Святого Лонгина — солдата проткнувшего копьем Иисуса Христа и впоследствии принявшего христианство (работа Лоренцо Бернини 1635 год).

Балдахин (кеворит) работы великого мастера Лоренцо Бернини – это потрясающее сооружение, опирающееся на 4 изящные витые колонны, вершины которых украшают четыре ангела. Издалека он смотрится деревянным: настолько тонка работа мастера. На самом деле балдахин выполнен из бронзы, а некоторые элементы покрыты золотом. Бернини работал над ним 9 лет с 1624 по 1633 год. В работе есть и два символа:

  • символ Папства – скрещенные ключи;
  • символ влиятельной семьи Барберини — пчелы.

Его высота составляет 29 метров (4 этажный дом). И все это расположено в центре собора под уходящим ввысь расписным куполом (роспись — это работа итальянского художника Кавальеро д’Арпино).

Прямо под куполом Микеланджело и балдахином Бернини находится вход в подземный лабиринт, который ведет к одному из самых ценных сокровищ Ватикана — месту погребения Святого Петра. Это священное место предназначено для высшего духовенства. В центре собора находится нечто напрямую связанное с Иисусом Христом. Здесь можно увидеть символ Святого Петра: перевернутый крест.

История уникального собора начинается в 64 году новой эры. Тогда царь римской империи Нейрон казнил последователя христианской веры предводителя и первого ученика Иисуса – 64 летнего Петра. Согласно легенде, Петр попросил, чтобы его распяли вверх ногами. Он считал, что он не достоин умереть как Спаситель. Петра похоронили на Ватиканском холме. В IV веке христианство стало главной религией римской империи и император Константин приказал построить собор в честь Святого Петра на Ватиканском холме. В 16 веке начинается строительство нового собора, который отражал бы мощь и влияние католической церкви. Новый собор Святого Петра — идеальный образец Ренессанса. Самое священное место в Соборе Святого Петра — Клементинская капелла. Здесь находится оригинальный алтарь и центр древнего собора. Именно здесь был распят, умер и похоронен апостол Петр – первый ученик Иисуса Христа.

Сбоку недалеко от алтаря установлена статуя Св. Петра. Она считается чудотворной. Так что не упускайте возможность прикоснуться к стопам статуи Святого Петра и попросить исполнения заветного желания!

Еще один шедевр, который обязательно нужно увидеть в Соборе Святого Петра – это работа Микеланджело Буонарроти «Пьета».

Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа». Микеланджело Буонарроти.

Скульптор работал над ней 2 года и закончил свое творение в 1499 году в возрасте 24 лет. Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» выполнена из мрамора и достигает в высоту 1 метр 74 см. Раскрывая сюжет «Оплакивание Христа», скульптур изобразил только две главные фигуры: Деву Марию, держащую на своих коленях мертвого сына Иисуса Христа. Смотря на скульптурную группу возникает вопрос: почему лицо Марии выглядит моложе, чем у ее сына Иисуса. Так Микеланджело пытался совместить античный идеал красоты с христианской идеей и воплотить слова Данте, автора «Божественной комедии», который писал: «Богоматерь, дочь своего сына»!

Еще один интересный исторический факт: «Пьета» — единственное произведение, подписанное Микеланджело. Этому предшествовала история, согласно которой однажды Микеланджело стал свидетелем того, как люди восторгались его произведением в Соборе Святого Петра, а авторство приписывали другому мастеру. Поэтому он решил исправить эту несправедливость и вырезал надпись на ленточке, спускающейся с левого плеча Марии, которая в переводе означает «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

Цены на отели и апартаменты в шаговой доступности от Собора Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.

Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик – эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.

Ватикан хранит в себе огромное количество тайн и секретов, и если вы планируете поездку в Рим, рекомендую посетить музеи Ватикана и Собор Святого Петра с нашим гидом.

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на .

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Фото: Крупный план главного фасада

Строительство собора

После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.

В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.

Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.

Чертёж от Антонио да Сангалло

Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной . Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.

Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме : изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.

Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.

Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.

Архитектура собора

Размеры храма

Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире , однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.


Вид на собор и

Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.


Купол базилики

Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота – 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.

Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из , демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.


Балдахин – шедевр Бернини

Входы в собор

Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый “Святой” год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.

Полезная информация

Дресс-код

При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.

Подняться на купол

  1. Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
  2. Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
  3. В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.

Часы работы

Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.

Как добраться

Добраться до собора Святого Петра в Ваиткане: на – станция Ottaviano, далее пешком; на автобусе – 23, 34, 40 и 271

Карта

Отели в Ватикане

Ватикан это достаточно отдаленный район Рима, но если вы хотите быть подальше от городской суеты это будет отличным вариантом.

Главный собор католического мира находится в Риме. Это духовный центр самой многочисленной из христианских конфессий и место пребывания Римского папы. Святой Петр играет особую роль в христианстве, его называют первоверховным Апостолом. Согласно Евангелию, имя ему дал сам Христос. Петр означает «камень».

Апостол проповедовал в Палестине, а под конец жизни, около 64 г. н.э. отправился в Рим. Во время гонений на христиан апостол был казнен по приказанию императора Нерона. В 326 г. на месте предполагаемой могилы св. Петра была построена базилика. Особая роль апостола Петра для католиков связана с тем, что они считают его первым епископом Рима, а значит, Римские папы ведут от него прямую цепь преемственности.

Св. Петр имеет не меньшее значение для православных и других христиан. Среди святых, почитаемых православными, в Соборе похоронены Римские папы Лев Великий, Григорий Двоеслов, апостолы Симон Зилот и Иуда Фаддей, мученики Прокес и Мартин. Здесь также находится частица Животворящего креста, на котором был распят Иисус Христос.

Базилика св. Петра времен императора Константина просуществовала более 1000 лет. К середине 15 в. ее конструкции стали очень ветхими и требовали серьезного ремонта. Размеры базилики уже не соответствовали главному храму католичества. Поэтому в 1452 г. папа Николай V дал указание начать реконструкцию здания. Однако работа осталась незаконченной из-за скорой смерти папы в 1455 г.

Вопрос о перестройки базилики был отложен еще на 50 лет.

Архитекторы и их вклад в строительство

Римский папа Юлий II остался в истории как один из наиболее воинственных. Он почти постоянно сражался за расширение Папской области: успешно воевал с Венецией, захватил Перуджу и Болонью. Тем не менее именно он выступил инициатором строительства нового Собора.

Донато Браманте

Весной 1506 г. папа назначил главным архитектором будущего храма Донато Браманте (1451–1514), приехавшего из Милана за несколько лет до этого. Этот мастер работал в традициях флорентийского ренессанса и построил 2 очень красивые церкви в Милане. Браманте хотелось превзойти Флорентийский собор, построенный в 1436 архитектором Брунеллески, с диаметром купола 42 м и высотой свыше 90 м.

Архитектор планировал строить Собор в форме греческого креста, то есть одинаковым в длину и ширину. Для купола он хотел использовать способ, что когда-то применили древние мастера при строительстве Пантеона – добавить в бетон вулканическую пемзу и туф, чтобы сделать его более легким. Браманте заново открыл эту технологию.

Вскоре началось строительство. Однако в 1513 г. папа Юлий II умер, а в следующем году ушел из жизни и 70-летний архитектор. К моменту его смерти была возведена большая часть стен будущего здания, построены арки и некоторые капеллы.

Рафаэль Санти

Знаменитый живописец переехал в Рим в 1508 г., когда ему было 25 лет. Основной работой Рафаэля была роспись храмов и создание фресок во дворцах Ватикана. Расписывал он и Сикстинскую капеллу.

Оставил Рафаэль свой след и в архитектуре. Он достроил начатый Браманте Ватиканский двор с Лоджиями. С 1514 г. он стал главным архитектором будущего Собора. Рафаэль изменил проект: вместо греческого креста он предложил традиционный латинский, сделав храм более вытянутым в длину.

Однако в правление папы Льва Х строительство продвинулось не сильно. Папа из династии Медичи вел расточительный образ жизни: папская курия вводила новые налоги, но денег на строительство собора не хватало.

Балдасаре Перуцци и Антонио да Сангалло

После Рафаэля строительством занимался Балдасаре Перуцци. Но работы были прерваны в 1527 г. разграблением Рима и последующим восстановлением города. Архитектор на время покинул Рим, а после возвращения в 1534 г. прожил только 2 года. В 1538 г. работы возглавил Антонио да Сангалло. Концепция Собора снова была изменена. Да Сангалло возвел южную и восточную часть здания.

Микеланджело Буонаротти

В 1546 г. руководство стройкой передали Микеланджело, которому на тот момент исполнилось 72 года. Микеланджело не хотел заниматься строительством Собора, так как это препятствовало его возвращению в родную Флоренцию.

Он вернулся к первоначальному проекту Донато Браманте в виде греческого креста и частично разобрал возведенные предшественником конструкции. Микеланджело укрепил фундамент Собора, увеличил толщину несущих колонн. Строительство продвигалось быстро, и к концу жизни Буонаротти был возведены стены и барабан купола.

Джакомо делла Порта

После смерти мастера в 1564 г. руководство работами было передано его ученику, Джакомо делла Порта. На первых этапах ему помогал другой ученик Микеланджело, Джакомо да Виньола, который возвел два малых купола Собора. В 1590 г. делла Порта завершил возведение главного купола. Проект Микеланджело был слегка изменен – здание было слегка вытянуто в длину и приняло овальную форму.

Делла Порта руководил постройкой почти 40 лет, до самой своей смерти. И фактически собор был при нем построен. Однако споры о форме здания – в виде греческого или римского креста – на этом не закончились.

Карло Мадерна

В 1605 г. к власти в Риме пришел папа Павел V из клана Боргезе. В первый же год его правления была начата перестройка уже почти готового здания. Главным архитектором был назначен Карло Мадерна (1556–1629), выходец из Швейцарии. Мадерна к этому времени уже построил в Риме несколько известных церквей, хотя основным его занятием считается строительство фонтанов.

Папа Павел V дал архитектору указание снести уже готовый фасад и перестроить храм в виде латинского креста. Так после столетия борьбы этих концепций латинский крест окончательно возобладал. Часть храма, ориентированная на восток, была удлинена. Мадерна пристроил к основной части базилику и сделал полностью новый фасад.

Собор Святого Петра в Риме принял законченную форму в 1626 г. После перестройки купол Собора стал почти не виден с площади. Зато грандиозный фасад, построенный Мадерной, великолепно украшал здание. Карло Мадерна сохранил стиль, заданный Донато Браманте и великим Микеланджело.

Для удобства архитекторы, участвовавшие в создании Собора, приведены в таблице:

Архитектор Годы жизни Годы участия в строительстве Собора Особенности проекта Что сделано
Донато Браманте 1451–1514 1506–1514 Греческий крест Построены фундамент и большая часть стен
Рафаэль Санти 1483–1520 1514–1520 Латинский крест Строительство почти не продвигалось
Балдасаре Перуцци 1481–1536 1520–1527 и 1534–1536 Греческий крест
Антонио да Сангалло (Младший) 1484–1546 1539–1546 Латинский крест Возведены южная и восточная ветвь здания
Микеланджело Буонаротти 1488–1564 1546–1564 Греческий крест Несущие конструкции, стены и барабан купола
Джакомо делла Порта 1533–1602 1564–1602 Греческий крест Завершил проект Микеланджело, достроил купол
Карло Мадерна 1556–1629 1605–1626 Латинский крест Удлинил восточную часть, достроив базилику. Сделал новый фасад

Архитектура

Создание архитектурного комплекса на этом не завершилось. Впереди была постройка площади, украшение интерьеров и фасада.

Площадь

Собор Святого Петра в Риме сегодня трудно представить без площади. Овальная площадь, обрамленная колоннами, образует с собором единое целое. Сверху площадь и собор выглядят вместе как гигантский ключ. Это символ святого Петра, который согласно христианской традиции считается хранителем ключей Небесного царства.

В центре площади установлен обелиск, привезенный из египетского Гелиополя в I в. н. э. Обелиск отбрасывает тень таким образом, что по ней можно определять время. По сути, площадь представляет собой гигантские солнечные часы, но рассмотреть их можно только с высоты купола Собора.


Собор Святого Петра в Риме имеет прекрасную площадь. Это самое часто посещаемое место в Риме.

Проект колоннады, обрамляющей площадь, разработан Джованни Бернини. По его имени постройку, законченную в 1667 г., иногда называют колоннадой Бернини. Она состоит из четырех рядов колонн, над которыми возвышаются статуи 140 святых. Сразу за колоннадой сегодня проходит граница государства Ватикан. Эту формальную границу охраняет почетный караул швейцарских гвардейцев.

С двух сторон от обелиска площадь украшают фонтаны Бернини и Мадерно.

Площадь собора имеет форму овала, вытянутого параллельно фасаду храма, – 340 м в длину и 240 в ширину. Благодаря своим размерам площадь кажется просторной, даже когда на ней много туристов. Верующие католики приезжают сюда, чтобы получить благословение от папы Римского. Периодически он выходит на балкон собора Святого Петра и осеняет верующих крестным знамением.

Прилегающую к Собору часть площади занимают ряды скамеек – здесь проходят праздничные богослужения.

Фасад

Верующих, входящих в Собор, приветствуют статуи апостолов, Иоанна Крестителя и Христа, стоящие на вершине фасада. Их видно издалека – высота статуй составляет 5,65 м. Среди апостолов нет Петра, потому что его скульптурное изображение находится перед входом в Собор.

По бокам фасада рядом с фигурами апостолов красуются двое огромных часов – итальянские и французские. Французские показывают только час, у них одна стрелка – часовая. Больше эти часы ничем не отличаются. Поставили французские часы потому, что Римские папы долгое время жили во Франции, в Авиньоне – период так называемого «авиньонского плена».

Центр

В центре фасада находится лоджия Благословения – место, откуда Папа Римский благословляет верующих. Этот наиболее красивый из 9 балконов на фасаде, находится над центральными вратами. По традиции папа произносит слова благословения «Urbi et Orbi» – городу и миру. Отсюда же впервые сообщают об избрании нового папы.

Порталы

Через портик Собора пять врат, или порталов, ведут внутрь здания:

Купол

Купол Собора вместе с крестом имеет высоту 136,6 м. Внутренняя высота его 119 м. Диаметр внутри 41,5 м. Внутри креста находятся шкатулки с ценными христианскими реликвиями.

Купол состоит из внутреннего и внешнего, между ними находится пустое пространство и лестница.

Купол Собора делится на 16 секторов.

С его внутренней стороны находятся мозаики с изображениями:

  • 16 римских пап;
  • Христа, Богоматери и апостолов;
  • ангелов, которые держат символы Страстей Христовых;
  • шестикрылых херувимов;
  • крылатых ангелов;
  • позолоченных херувимов.

На купол Собора можно подняться – по лестнице или на лифте. Подъем на лифте обойдется в 10 евро, тогда как по лестнице – 8 евро. Лифт поднимает только до середины, до обзорной площадки на крыше. Последний участок пути внутри купола все равно придется пройти пешком – по узкой винтовой лестнице.

Как считают многие, именно с купола Собора открываются лучшие виды на Рим. Отсюда можно рассмотреть площадь святого Петра, реку Тибр, дворец Палаццо Венеция, дворцы и парки Ватикана. За рекой в дымке виден центр города с живописным нагромождением исторических зданий. Опытные туристы советуют подниматься в утренние часы, когда очередь на подъем не так велика.

Интерьер и внутреннее убранство

Передняя часть Собора представляет собой классическую трехнефную базилику. Просторный центральный неф полон свободного гулкого пространства. Правый и левый нефы – не такие высокие, но более уютные – содержат капеллы со скульптурами, надгробия и мозаики. Здесь находятся выдающиеся творения мастеров Возрождения.

Правый неф

Северный, или правый неф, Собора протянулся от главного фасада до Папского алтаря. С внутренней, левой стороны неф ограничивают колонны, в нишах которых расположены скульптурные композиции и картины.

С правой стороны нефа находятся часовни, или капеллы, посвященные различным святым, таинствам или событиям религиозной истории.

Пьета

Если повернуть направо от входа в Собор, можно увидеть Богородицу Марию, которая держит на руках бездыханного Христа. Это Пьета – скульптура Микеланджело, созданная им задолго до того, как гениальный скульптор стал архитектором Собора. «Пьета» означает «сожаление, оплакивание».

Мария изображена в момент, когда распятого Иисуса сняли с Креста. Здесь еще нет торжества над смертью, только печаль.

Микеланджело создал эту скульптуру в возрасте 25 лет. Когда у него спрашивали, почему Мадонна так молода, он отвечал, что у нее лицо его матери, умершей при родах младшего брата… В 1972 г. злоумышленник напал на статую с молотком в руках и нанес ей несколько ударов. Статуя была отреставрирована, но после этого события рядом установили пуленепробиваемое стекло.

Памятник понтифику Льву XII

Собор Святого Петра в Риме, как и многие католические храмы, является одновременно усыпальницей. В некрополе под Собором похоронено большинство Римских пап. Надгробия некоторых из них, наиболее выдающихся, выставлены в Соборе. И только в отдельных случаях, когда папы причислены к лику святых, здесь находятся сами тела.

Так в Соборе находятся мумифицированные останки Иоанна 23, «Доброго папы», при котором прошел Второй Ватиканский Собор. Памятник Льву XII (1760–1829) стоит в правом нефе недалеко от входа. Папа изображен дарующим благословение, а на заднем плане видны фигуры четырех кардиналов, которые как бы выглядывают из-за его спины.

Считается, что Лев XII был избран на пороге своей смерти и сказал «выбирая меня, вы выбираете мертвеца». Поэтому каждый из этих кардиналов в свою очередь надеялся стать папой. Однако политика Льва XII оказалась уверенной и жесткой, он активно боролся с революционными настроениями и тайными обществами. Ни один из кардиналов, изображенных здесь, папой стать не смог.

А стал им преемник Льва XII кардинал Кастильоне. Под надгробием находится решетчатая дверь, через которую можно попасть в Часовню реликвий. Дверь эта обычно закрыта. Там находится древнее деревянное распятие XIII в., созданное Пьтеро Каваллини.

Капелла Святого Себастьяна

Алтарь посвящен христианскому мученику Себастьяну, жившему в Риме в 3 в. н.э. Он был казнен во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 288 г. Сюжет, где привязанного к столбу Себастьяна пронзают стрелами, получил распространение в искусстве. Автором мозаики является Пьетро Паоло Кристофари.

Сегодня в этой капелле установлена гробница Римского папы Иоанна Павла II (1920–2005). Папа, чье имя в миру было Кароль Войтыла, по происхождению поляк, занимал этот пост с 1978 по 2005 гг. Это было время реформ в Католической церкви. Иоанн Павел II шел на контакты с другими конфессиями, выступал перед мусульманами, иудеями, посещал мечети.

При нем возобновился диалог между католиками и православными. Иоанн Павел II последовательно выступал за мир, осуждал войну в Персидском заливе (1990) и в Ираке (2003). Он принес покаяние от имени Католической церкви за ошибки прошлых столетий – крестовые походы, инквизицию, церковные расколы и неверные догматы. При нем был реабилитирован Галилео Галилей и канонизирована Жанна д’Арк.

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Матильда Тосканская, известная также как Матильда Каносская, жила во второй половине 11 в. и была графиней Тосканы, в Северной Италии. С ней связан эпизод, известный как «хождение Генриха в Каноссу». Римский папа Григорий VII вел войну с королем Генрихом IV. Военные действия складывались не в пользу папы, так что Григорий был вынужден укрываться в замке графини.

Но папа отлучил своего врага от церкви, и благодаря дипломатическим усилиям Матильды, король был вынужден просить у него прощения. В январе 1077 г. Генрих босиком отправился к папе в Каноссу. Этот эпизод имел большое значение для утверждения авторитета Римских пап в средневековой Европе.

Матильда Тосканская завещала все свои владения и земли Римской католической церкви. В 1634 г. по указанию папы Урбана VIII ее тело перевезли во вновь построенный Собор. Надгробие создал Джованни Бернини с учениками. На барельефе надгробия изображен Генрих IV, который преклоняет колени перед папой Григорием VII.

Часовня Святого Причастия

Часовня, или капелла Святого Причастия, находится ближе к концу правого нефа. В центре ее установлена дарохранительница работы Бернини (1674), выполненная из позолоченной бронзы. Она сделана в виде ротонды Темпьето, которую построил Браманте в 1502 г. на римском холме Ятикул. Рядом с ротондой стоят на коленях два ангела.

На заднем плане находится картина «Новозаветная Троица», созданная Пьетро де Картона.

Это единственная картина в Соборе, которая написана маслом. Капелла закрыта для туристов: сюда могут заходить только верующие католики для молитвы. Рядом с капеллой в нише можно видеть памятник папе Григорию XIII, который осуществил реформу календаря. Барельеф на надгробии напоминает об этом событии.

Левый неф

Южный, или левый неф, Собора расположен симметрично правому и во многом его повторяет. От центрального нефа его отделяют ряды колонн с нишами, где находятся выдающиеся произведения искусства. С противоположной стороны, здесь, как и в правом нефе, находятся надгробия римских пап и множество алтарей.

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Надгробие папы Александра VII (1599–1667) выполнено Джованни Бернини. Работа была завершена в 1678 г., когда мастеру исполнилось 80 лет. Римский папа изображен стоящим на пьедестале в молитве. У его ног 4 задумчивые женские фигуры, они символизируют Справедливость, Благоразумие, Милосердие и Правду.

Фигуры словно удерживают края красного полога, из-под которого вырывается Смерть – скелет, показывающий песочные часы. Композиция полна динамизма и драматического напряжения.

Изображение смерти кажется странным и жутковатым, но в те времена часто делалось на надгробиях. Известно, что сам папа Александр VII держал на своем письменном столе череп, а в спальне – гроб. Это напоминало ему о скоротечности жизни.

Часовня Крещения (Баптистерий)

Баптистерий или крестильня – в раннем христианстве место для крещения, с купелью или небольшим водоемом. В данном случае это купель работы Карло Фонтана (1695), сделанная из красного египетского порфира. Она выполнена из саркофага, который был когда-то гробницей императора Оттона.

Крышка на купели изготовлена из позолоченной бронзы, ее украшают фигуры ангелов. Над купелью находится мозаичная копия картины «Крещение Иисуса Христа».

Могила Святого Петра (Киворий)

Собор в центральной части имеет возвышающееся надгробие святого Петра, накрытое огромным бронзовым балдахином – киворий. Традиция устанавливать на могилах кивории идет из Древнего Рима, где их ставили, чтобы защищать надгробия от непогоды. Высота кивория составляет более 28 м, массивный навес покоится на 4 витых бронзовых столбах.

Первоначальный проект кивория принадлежит Карло Мадерна, но архитектор не успел воплотить замысел в жизнь. Созданием кивория с 1624 по 1631 гг. год занимался Джованни Бернини. Для работы использовали специальные литейные мастерские возле площади св. Петра. Балдахин был открыт и освящен 28 июня 1633 г.

20-метровые колонны украшены виноградной лозой, пчелами и херувимами. Над каждой из колонн находится фигура ангела размером более 3 м.

Католики всегда верили, что могила св. Петра находится под Собором, но долгое время местоположение ее не было точно установлено. Лишь в 20 в. во время раскопок под зданием собора обнаружили древние захоронения, многие из которых относятся к дохристианскому периоду.

Возле одной из них нашли надпись «Петр здесь». Католическая церковь признала могилу официально в 1968 г., хотя открытие оспаривается многими историками.

Статуя святого Петра

В завершающей арке центрального нефа установлена бронзовая статуя св. Петра, который сидит на престоле и благословляет верующих, в левой руке он держит ключи от рая. За спиной апостола находится мозаика, которая очень похожа на ткань.

Есть предание, что статуя исполняет желания верующих, если прикоснуться к стопе апостола. Поэтому ноги св. Петра до блеска отполированы ладонями паломников. Ежегодно 29 июня в день памяти апостола Петра статую наряжают в священнические облачения, и кажется, что на престоле сидит живой человек.

Экскурсии

Самая популярная экскурсия – посещение музеев Ватикана и Сикстинской Капеллы, после которой туристам показывают Собор. Она стоит 35–40 евро. В определенные дни бывают экскурсии на русском языке, но это лучше уточнять на сайте Ватикана.

Посетить Собор Святого Петра с экскурсоводом можно и отдельно – такие экскурсии стоят 15–20 евро, их проводят различные турфирмы и индивидуальные гиды. Экскурсии дают возможность посетить Собор без очереди.

Билеты и время работы

Собор Святого Петра в Риме открыт с апреля по сентябрь с 7 до 19 ч. С октября по март он закрывается в 18.30. Подъем на купол открыт с 8 до 18 ч летом и с 8 до 17 зимой. По средам Собор до 13 ч не работает, в это время проходят папские приемы.

Посещение Собора бесплатно.

Если посетить сначала музеи Ватикана, попасть в Собор можно без очереди. Билет в музеи лучше приобретать заранее, через интернет. Вход для подъема на купол находится правее входа в Собор, на него указывает надпись la Cupola.

Правила посещения

В Собор нельзя проносить колющие и режущие предметы, большие сумки и рюкзаки. Как и в большинстве католических храмов, у посетителей должны быть закрыты локти и колени. Нельзя приходить в коротких юбках, шортах, майках, платьях без рукавов. Мужчины должны посещать Собор без головного убора.

Известно несколько фактов, которые вызывают интерес у туристов:


Как добраться

Добраться до площади Святого Петра можно пешком от станции метро Ottaviano (ветка А), идти прямо вдоль улицы Ottaviano около 10 мин. До касс музеев Ватикана можно дойти от того же метро или от станции Cipro – примерно 5 мин.

Еще ближе к площади Собора доезжают автобусы по улице Виа ди порта Кавалиджери. Сюда идут маршруты 34, 46, 64, 98, 881, 916. Самый красивый маршрут – пройти пешком по Виа Дела Кончиллационе от реки Тибр. Сюда идут автобусы 23, 34, 40, 982.

Лучшее время для посещения

В какое время года лучше посещать собор Святого Петра, зависит от личных предпочтений. Летом в Рим приезжает очень много туристов и стоит жаркая погода. Меньше всего посетителей бывает зимой, но в это время часто идут дожди. Поэтому для посещения можно выбрать весну или осень. Из дней недели опытные туристы советуют вторник или четверг.

В среду на площади бывает многолюдно, зато в этот день можно увидеть папу Римского. В воскресенье людей немного, но при этом закрыты музеи Ватикана. Лучшими для посещения считаются утренние часы, когда туристов еще мало, а восходящее солнце подсвечивает Собор со стороны площади.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Соборе Святого Петра в Риме

Экскурсия в собор Святого Петра в Риме:

 


Читайте:



Что нужно знать перед тем, как путешествовать поездом Череповец – Адлер

Что нужно знать перед тем, как путешествовать поездом Череповец – Адлер

Вокзал (станция) Прибытие Ожидание Отправление Прибытие, отправление Дистанция Время в пути Санкт-Петербург 07:29:00 0 км...

Как взлетает и летает самолет Взлётная скорость самолёта

Как взлетает и летает самолет Взлётная скорость самолёта

Вопрос о том, какую скорость развивает самолет при взлете, интересует многих пассажиров. Мнения непрофессионалов всегда расходятся – кто-то...

Спасение пассажиров "титаника", ставшее отдельной трагедией

Спасение пассажиров

До декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству жертв...

Батуринская трагедия - взятие батурина История батуринской

Батуринская трагедия - взятие батурина История батуринской

В 1708г. гетман Иван Мазепа, в надежде на военную поддержку шведского короля Карла XII, пошел на отделении Украины от России и создание...

feed-image RSS