Главная - Греция
Мыс поворотный на карте. Маленькое путешествие на мыс поворотный
Поворотный (мыс) Поворотный (мыс)

Вдоль Восточного побережья Приморского края несёт воды холодное Приморское течение .

Мыс Поворотный похож на знаменитый мыс Код , разница в температуре воды летом составляет до 6 °C - 11,7 °C и 17,5 °C соответственно (на мысе Код - разница 4,3 °C). Зимой же, наоборот, восточнее мыса воды теплее примерно на 3 °C.

У мыса расположена артиллерийская батарея № 110 Сучанского сектора береговой обороны, построена в 1939 году.

На мысе круглогодично действует одноимённый маяк , обслуживаемый персоналом, проживающим в небольшом посёлке при маяке. Посёлок входит в состав Находкинского городского округа .

Напишите отзыв о статье "Поворотный (мыс)"

Примечания

И снова здравствуйте, уважаемые читатели моего журнала!
Сегодня я опять приглашаю Вас в небольшое путешествие по окрестностям Находки, а именно- на маяк, расположенный на мысе Поворотный. Я наверное уже достал Вас со своими маяками! Но ничего не попишешь- взялись читать мой журнал- придется терпеть!
Итак, Путешествие №14- на маяк мыса Поворотный.

На краю Земли


Как это не странно, но на маяк, ближе всего расположенный к Находке, я попал, когда уже побывал на многих других маяках Приморья. Правда, если быть точным, на заре моих занятий фотографией, году этак в 2005, я уже пробовал поснимать этот маяк, но тогда охрана вежливо но настойчиво предложила мне покинуть окрестности маяка, если мне не нужны проблемы. Сейчас ситуация несколько изменилась, т.е. из-за забора маяк можно поснимать, а вот съемка на территории маяка, а тем более внутри, что мне представляется очень интересным, возможна только с разрешения начальника гидрографической службы Тихоокеанского Флота, к ведомству которого относятся все приморские маяки.
2

Кое-что о месторасположении маяка. Название мыса, на котором установлен одноименный маяк, хорошо отражает его географическое положение. От мыса Поворотный берег Японского моря меняет направление с WSW на WNW к заливу Петра Великого. В хорошую погоду мыс легко распознается с дальнего рас- стояния по характерным горам. Войдя в видимость маяка Поворот- ный, суда, следующие в бухту Золотой Рог со стороны Татарского пролива и из Охотского моря через пролив Лаперуза, меняют свой курс. После этого поворота моряки считают себя дома — в родных Вла- дивостоке или Находке. Бывалые моряки говорят, что мыс Поворотный очень похож на знаменитый мыс Код- полуостров на северо-востоке США в 120 км от Бостона, самую восточную точку штата Массачусетс.
Породы, из которых сложен мыс Поворотный, очень старые. 50 миллионов лет назад Приморье представляло огромный зарождающийся мир. Три начала: Огонь, Вода и Земля, образовали огромный вулкан и сильнейшие взрывы. В результате этих взрывов возникла огромная кальдера, где самой высокой частью была скала Замок и выступающий на юго-запад мыс Поворотный.
3

Маяк на мысе Поворотный - не только важный гидрографический объект, но и памятник истории. Именно этот мыс впервые упоминается у Франсуа Де Лаперуза, в 1878 году проходившего вдоль этих берегов. В 1852-1854 годах траверса мыса придерживался русский корвет «Паллада». В свой знаменитый рейс 1859 года, открывший бухту Находка, пароходо-корвет «Америка» держал курс также на мыс Поворотный. В дальнейшем в течение 10 лет велись гидрографические работы на корветах «Новик» и «Калевала», шхуне «Восток». Наконец, в 1870 году по настоянию гидрографа Бабкина В.М. был организован Военный пост с домиком смотрителя и столб, на который вывешивался фонарь.
4

Маяк на мысе по 16-летнему (1875—1891) плану постройки и пере- оборудования плавучих и береговых маяков на морях России предпо- лагалось построить в 1883 году, однако фактически к строительству приступили лишь летом 1890 года: вначале не хватало средств для фи- нансирования работ, затем возникли трудности с подрядчиками. На-конец, средства были выделены, и нашелся подходящий подрядчик — фирма "Линдгольм", согласившаяся выполнить заказ за приемлемую для Морского министерства сумму.
Место для маяка выбирал начальник Гидрографической части Вла- дивостокского порта капитан Казаринов. Обследовав мыс, он пришел к заключению, что проект маяка, утвержденный управляющим Мор- ским министерством, следует изменить: надо поставить маяк ниже, чем предусмотрено проектом, так как в назначенном по чертежам месте слишком часты туманы; выгрузку материалов удобнее осуществлять в соседней бухте Кузьмина — она хотя и более открыта, чем рекомендо- ванная проектом бухта Врангеля, зато ближе, и строительство дороги до нее обойдется дешевле; пристань можно не строить — доставку стро- ительных материалов к берегу можно осуществлять на шлюпках.
5

Анализ рекомендаций Казаринова создает впечатление, что глав-ной целью для него была не эффективность маяка, а стоимость строи- тельства. Так, он уменьшил площадь жилых помещений, казармы; вместо парового отопления от котельной предложил поставить обычные печи, ссылаясь на то, что их может починить любой матрос.
Не случайно все маяки, построенные под наблюдением Казаринова, вскоре пришлось перестраивать.
К сожалению, предложения Казаринова и на этот раз были приня- ты, и все это потом сказалось на маячниках, усложнив им труд и создав немало бытовых неудобств.
6

Корпус и все детали будущего маяка были изготовлены в Париже компанией «Барбер» в 1891 году, и в разобранном виде, совершив почетный круг вокруг Земли, были доставлены сюда и установлены на мысе Поворотном.
В июне 1892 года строительство было закончено, и 6 июля световой маяк начал действовать. Каменная восьмигранная башня высотой 9 м была установлена на южной оконечности мыса, на обрывистой пло-щадке террасы, окруженной обломками скал.
7

Маяк построен в три яруса, которые представляют три морских начала. Первый ярус, или первый этаж, символизирует Землю, твердь. Стены здесь толщиной полтора метра, двери и рамы - дубовые. Здесь же расположена ручка подъема жалюзи над линзой, сверху которой находится железный остов станины.
На второй ярус, где расположена каюта, ведет винтовая, клепаная лестница с леерами и фигурными набалдашниками. Даже теперь, по прошествии стольких лет, если зайти в круглую башню маяка, сразу бросается в глаза старая табличка с надписью: F. Barbier & Co. Construclueurs. Paris-1891.
8

Каюта в центре увенчана мачтой с памятной табличкой о строителях маяка, стены декорированы рейкой из красного дерева, прикрученной медными болтами. По кругу вдоль стен расположены свето-вытяжные иллюминаторы, способствующие интенсивному горению горелки. Снаружи стены покрыты броневыми листами посредством клепки. В целом, маяк представляет собой образец архитектуры военно-морского флота второй половины ХIХ века. На третий ярус ведет трап, где на поворотной станине располагается самое интересное сооружение маяка - Линза в медном каркасе без прокладок в 70 миллиметров толщиной, дающая преломление света по линии горизонта в 30 миль и радиусом в 230*. Лампа-горелка ставилась в центре на подставку. Через специальное окошечко свет в 1,5 миллиона свечей регулировался заслонкой. Выше линзы расположен Купол - крыша в виде свечи, символизирующий Небо и Свет, идущий от Бога. Третий ярус ограничен стеклом в 10мм. На куполе стоит флюгер северо-южного направления. Рядом с маяком ранее располагался колокол с инкрустацией царствования Александра II, находящийся сейчас в церкви села Владимиро-Александровское.
Отдельно от башни, невдалеке от нее возвели жилые и служебные здания.
9

Через год вблизи маяка построили каменный дом для сирены. Пер- вые туманные сигналы она подала 2 октября 1893 года. Так как тума- ны в этих местах возникают нередко внезапно, а паровая сирена требует времени на подготовку к действию, рядом установили пушку и колокол, готовые к действию немедленно.
Обслуживали маяк восемь вольнонаемных служащих, а сирену — пять машинистов и кочегаров Сибирского флотского экипажа. При об- служивании сирены были большие трудности с водой. В сутки сирена требовала 500 ведер воды, а поблизости ее не было, приходилось до-ставлять ее на быках в гору из колодцев, вырытых внизу в овраге.
10

Часто туманы держались подолгу, и обслуживающие сирену матро-сы буквально валились с ног от усталости. Чтобы облегчить их работу, стали нанимать из близлежащих деревень водовозов, а в 1908 году па- ровую сирену заменили на более легкую в обслуживании — пневмати- ческую.
Маяк, расположенный на главном морском пути, соединяющем Владивосток с другими портами наших дальневосточных морей, мно- гие годы работал надежно и бесперебойно. Неприятности начались с началом Гражданской войны и интервенции. Регулярное снабжение нарушилось, продуктов и топлива не хватало. Среди личного состава возникла напряженная обстановка. Особенно она усилилась после приказа Дирекционного комитета (был избран в годы Гражданской войны из числа служащих Дирекции маяков) об увольнении с работы с 1 августа 1917 года жен смотрителей (на освободившиеся места коми- тет планировал назначить инвалидов войны). На маяке начались во-ровство, скандалы, ссоры и даже перестрелки. Личному составу стало не до вахты, маяк иногда по несколько ночей подряд не светил, а сире- на бездействовала (украли приводные ремни).
11

Для такого важного маяка как Поворотный такое положение было совершенно недопустимо, и в октябре 1918 года смотритель маяка был отдан под суд, а обслуживающий персонал полностью заменен. Реше-ние об увольнении с работы жен маячников было отменено.
Но и новому личному составу было нелегко. Время было неспокой-ное, в окрестностях маяка нередко появлялись то одна, то другая груп- па разбойников, стремящихся поживиться за счет скудных запасов маячников и поста службы связи, учрежденного здесь еще во время Первой мировой войны. Одно из нападений закончилось трагически — один служитель был убит и несколько ранено.
В апреле 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд большеви- ков и потребовал выдать им продукты и керосин "для защиты револю- ции". Через несколько дней другой отряд забрал ружья и патроны. "Вокруг белые войска, а я терплю крайнюю нужду в провизии и дровах, уже 20 дней ничего нельзя достать", — оправдывался его командир.
12

Кормить людей стало нечем, связь с начальством во Владивостоке прервалась. Маячники стали самовольно покидать маяк, а в июле 1919 года закрыли пост связи, передав все имущество под охрану смот- рителю. Но маяк, несмотря на все неурядицы, продолжал светить. Нормальная жизнь на маяке и работа наладились только после Граж-данской войны и образования Убекодальвоста.
В 1927 году, после капитального ремонта на маяк неожиданно при- шла новая беда — на мыс обрушился сильнейший тайфун. С башни была сорвана крыша, ветром выбиты все стекла из фонарного сооруже- ния, пострадали жилые постройки. Пришлось срочно ремонтировать все вновь.
13

В 1934 году маяк пополнился новым техническим средством нави-гации — радиомаяком РМС-3. Накануне Великой Отечественной вой- ны, в 1940 году, маяк посетил начальник ограждения Гидрографи- ческого управления ВМФ. В своем рапорте по результатам инспекции он доложил, что техника маяка работает безотказно, световой маяк имеет ацетиленовый источник света — 5-рожковую горелку, началь- ник маяка — один из лучших среди маячников залива Петра Велико-го. Особенно отметил проверяющий старшего моториста Бровко, проработавшего на маяке уже 33 года.
Во время Великой Отечественной войны значение маяка еще более возросло — мимо него пролегала трасса, по которой круглосуточно при любых метеорологических условиях шли транспорты из США и север- ных портов Советского Союза во Владивосток.
14

В 1950-х годах маяк перестроили. Новую восьмигранную башню высотой 12 м возвели из железобетона. В фонарном сооружении смон- тировали современный светооптический аппарат. В настоящее время маяк светит в секторе от 82,5 до 307,5° белым затмевающимся огнем, обеспечивая дальность видимости до 22 миль и радиомаяк, посылающий местный сигнал азбукой Морзе на 150 миль в округе. Раньше работал еще и звуковой маяк, но он мешал спать людям в ближних поселках, и его использование запретили.
Вот такая история маяка на мысе Поворотном. Поснимать маяк мне, и моему другу Валере, удалось 8 мая. Собственно говоря, ехать на маяк в тот день мы не собирались. Но с утра было такое пронзительно-синее небо с кучевыми облаками, что смотреть на него и ничего не снимать было бы преступлением! Как ни странно, но такое чистое, без дымки небо в наших краях бывает всего несколько раз в году, в основном- осенью. С чем это связано- я не знаю. Первым не выдержал Валера и рванул на маяк. Мне пришлось его догонять. У маяка мы оказались уже под вечер, и снимали почти до заката. Что из этого получилось- Вы можете увидеть сами.
15

Источники: книга «Маяки России»

Дата съёмки 14.10.2009

Штатный номер маяка Поворотный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - 530. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - М7572.

Маяк Поворотный сооружён в 1,5 кабельтова (278 метров) к северо-востоку от мыса Поворотный. Мыс Поворотный ограничивает с северо-востока залив Петра Великого, расположенный в северо-западной части Японского моря. Мыс Поворотный высокий, обрывистый и лишён растительности. С моря подходить к мысу ближе 2 кабельтовых (370 метров) не рекомендуется из-за окаймляющих мыс камней.

Название мыса Поворотный соответствует характеру изменения направления береговой черты у мыса с западного на северо-восточное.

Маяк установлен на высоте 58,5 метров над уровнем моря. Географические координаты маяка: широта 42 40.41 N, долгота 133 02.51 E.

Маяк Поворотный расположен на побережье Партизанского района Приморского края. До ближайшей станции Тихоокеанская Приморской железной дороги 1,5 км, до ближайшего посёлка Козьмино - 6 км.

Пресная вода в колодце на территории маячного городка.

Площадь земельного участка, отведённого для маяка Поворотный,- 4 га.

Маяк Поворотный предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к заливам Петра Великого и Находка (ранее Америка) и указания мыса Поворотный, занимающего выдающее положение.

Необходимость строительства маяка на мысе Поворотный была признана ещё в 1863 году, когда он был включён в число пяти первоочередных, первых на побережье Приморья, маяков. Но реальная подготовка началась только через 20 лет. В 1883 году была произведена топографическая съёмка и рекогносцировка места строительства маяка. В 1884…1889 годах осуществлялись разработка вариантов проекта маяка с целью удешевления строительства и его согласование с Главным гидрографическим управлением, Строительным отделением Морского технического комитета Морского министерства и главным командиром портов Восточного океана.

Строительство маяка началось летом 1890 года фирмой «Линдгольм и К0», выигравшей торги.

Съёмочная партия Отдельной съёмки Восточного океана под началом поручика Михельсона по распоряжению командира порта Владивосток была отправлена на частной шхуне «Сибирь» к мысу Поворотный для съёмки береговой черты от мыса Крылова - восточного входного мыса залива Находка (тогда - залива Америка) на восток на протяжении 1 мили (1,852 км) в сторону мыса Поворотный и выполнения шлюпочного промера на рифе. Эта работа была вызвана использованием судами бухточек у мыса Поворотный для выгрузки материалов для строительства маяка.

В это время во Владивостоке распространилась холера, которая была занесена и в среду строительных рабочих маяка. По распоряжению командира порта Владивосток ещё до окончания работ 21 августа съёмочная партия была снята шхуной «Алеут» и доставлена в бухту Разбойник для 6-дневного карантина, по окончании которого поручик Михельсон с командой были возвращены в промерную партию.

К осени 1891 года были построены каменная маячная башня высотой 4,5 метра без фонарного сооружения, жилой дом для смотрителя маяка и команды, здание служб и колодцы. После освидетельствования комиссией эти объекты были переданы впредь до полного приёма маяка и установки маячного аппарата в ведение особого караула от порта Владивосток.

Строительство маяка было завершено в июне 1892 года. На башне были установлены фонарное сооружением и маячный аппарат Френеля (катодиоптрический) 1 разряда. Башня была оштукатурена и окрашена в белый цвет, фонарное сооружение - в красный. Высота маяка от основания до верха дефлектора 13,29 м. Огонь маяка белый постоянный. Маяк освещал морской сектор от NO 480 через O, S и W до NW 300 или, как теперь принято, от 480 до 3300. Впоследствии сектор освещения маяка был уменьшен - от 82,50 до 307,50. Дальность видимости огня маяка - 24 мили (более 44 км).

Начало действия маяка - его регулярного освещения - с 6 июля 1892 года (по старому стилю, или 18 июля по новому стилю).

Башня маяка выложена из бутового камня, имеет 8-гранную призматическую форму и высоту 4,5 м без фонарного сооружения. Размер башни в плане - диаметр вписанной в 8-гранник окружности - 5,5 м. Внутри башни цилиндрическое помещение диаметром 3,35 м с винтовой чугунной лестницей шириной 80 см. Минимальная толщина стен башни - 1,07 м. Стены оштукатурены снаружи и внутри.

На башне установлено фонарное сооружение с 12-гранной остеклённой частью на цилиндрическом цоколе высотой 2,4 м, со сферическим куполом высотой 1,9 м и дефлектором высотой 0,82 м. Диаметр фонарного сооружения 3,8 м и его высота от основания до верха дефлектора 7,99 м. Остекление фонарного сооружения имеет высоту 2,87 м и состоит из 3-х ярусов полированных плоских штормовых стёкол шириной 712 мм, высотой соответственно 1060, 995 и 708 мм и толщиной 9 мм. Дефлектор предназначен для выпуска газов от горения керосина или ацетилена, а также предотвращения попадания внутрь фонарного сооружения осадков и влияния ветра на горение пламени горелки.

Светооптический аппарат и соответствующее ему фонарное сооружение были изготовлены фирмой «F Barbier Cie» в Париже (Франция). Они эксплуатируются на маяке до настоящего времени.

Катодиоптрическая система светооптического аппарата 1 разряда имеет диаметр 1840 мм и высоту 2 870 мм - ту же, что и остеклённая часть фонарного сооружения. Она представляет собой поясную линзу, состоящую из 17 диоптрических, 26 катодиоптрических элементов и 11 элементов рефлектора.

В аппарате в качестве источника света первоначально была установлена керосиновая горелка, которая впоследствии была заменена сначала на керосина-калильную, потом на ацетиленовую и в 1951 году на электролампу накаливания. Высота огня над уровнем моря 67 метров, над основанием башни - 8,34 метра.

Маяк освещается в течении всего года. В 1901 году, к примеру, маяк освещался в течении года 4 313 часов. Расход керосина за год - 305 пудов 26 фунтов (5 005,5 кг или 6257 литров), то есть в час 2 фунта и 79 золотников (1,160 кг или 1,45 литра).

Светооптический аппарат маяка с электролампой накаливания мощностью 2 квт и силой света 5 140 свечей концентрирует в рабочем направлении осевую силу света 853 125 свечей, что и обеспечивает дальность видимости огня маяка в ясную погоду до 30 миль.

При маяке было построено каменное здание для паровой сирены общей площадью 75 кв. м. К моменту открытия действия маяка сирена была готова к работе. Оставалось только установить приспособления для подачи к сирене угля и воды.

Паровая сирена в качестве средства туманной сигнализации начала действовать через год после освещения маяка с 29 октября 1893 года. Звуковой сигнал сирены высокого тона продолжительностью 6 секунд в течение 1 минуты с помощью поворотного резонатора распространялся в секторе 900 - в южном направлении по азимуту от 1350 до 2250. Дальность распространения звука сирены против ветра в 4 балла около 1 мили (менее 2 км), в перпендикулярном направлении - от 1,5 до 1,75 мили (от 2,8 км до 3,2 км).

Для работы сирены суточный расход воды был 500 вёдер (6 150 литров). Для подвоза воды работали 3 человека, 3 быка и использовались 3 телеги с бочками вместимостью 20 вёдер (246 литров) на каждой телеге.

К примеру, с 30 декабря 1893 года по 8 октября 1894 года за время действия сирены было израсходовано 5 834 пуда угля (95,6 тонны), по 24 пуда (393 кг) машинного масла и вазелинового масла.

Время работы сирены в течение года было различным. В 1901 году сирена работала 1 497 часов, в 1902 году - 698 часов, в 1903 году - 801 час.

В качестве резервных средств туманной сигнализации про маяке были установлены колокол высотой 60 см и весом 16 пудов 6 фунтов (265 кг) и пушка, которая производила выстрелы в ответ на туманные сигналы с судов с промежутками от 5 до 10 минут, смотря по отдалённости сигнала. Колокол предназначался для подачи звукового туманного сигнала при неисправной сирене.

Персонал маяка состоял из смотрителя маяка (первый смотритель маяка состоял на коронной - государственной - службе), 8 человек вольнонаёмной команды для несения дежурной маячной службы, 3 человек вольнонаёмных служителей для подвозки угля и воды к зданию сирены и 5 человек нижних чинов от Сибирского флотского экипажа - машинисты и кочегары при сирене. Всего персонал маяка составлял 17 человек. Позднее смотрителями маяка были лица, не имевшие чина. Весь персонал маяка размещался в каменном жилом доме общей площадью 244 кв. м.

Кладовые и другие вспомогательные помещения были размещены в каменном здании служб общей площадью 128 кв. м. Все здания были оштукатурены и окрашены в белый цвет.

В 1904 году из-за начавшейся русско-японской войны маяк и сирена не действовали. Но штатный персонал маяка сохранялся. На время военных действий с маяком было установлено телеграфное сообщение, которое сохранялось и в дальнейшем в мирное время. Смотритель обязан был передавать о всех приближающихся военных и коммерческих судах. По окончании военных действий маяк начал работать с 19 октября 1905 года.

В 1906 году техник Дирекции маяков и лоции Восточного океана Кириллов построил при маяке пороховой погреб.

В 1907 году при маяке была установлена сигнальная мачта для переговоров с проходящими судами по Международному своду сигналов.

В 1908 году паровая сирена была заменена пневматической, которая работала в 1909 году 993 часа, в 1913 году - 731 час, в 1914 году - 882 часа, в 1915 году - 1 246 часов и в 1916 году - 1 324 часа.

Это была сирена французской фирмы «Сотер-Гарле», выпущенная ещё в 1880 году. Сирена имела два керосиновых мотора той же фирмы мощностью по 10 л.с. при 240 оборотах в минуту. Расход топлива был 400 грамм на 1 л.с. в час, то есть мотор за час расходовал 4 кг или 5 литров керосина. Охлаждение моторов было водяное принудительное. Для производства сжатого воздуха был установлен один поршневой компрессор двойного действия производительностью 2,5 куб. метра в минуту при давлении 2,5 атм. и 55 оборотах в минуту. Привод от моторов к компрессору был ремённый. Звук высокого тона с частотой 835 гц создавался роторным аппаратом той же фирмы. Расход воздуха был 0,56 куб. метра в секунду. Звук излучался в течении 5 секунд через каждые 90 секунд в южном направлении. Угол излучения был 2490. С 1909 по1949 год, то есть за 40 лет сирена отработала 34 313 часов. В 1952 году в связи с полной выработкой ресурса и моральной устарелостью она была заменена на пневматическую сирену отечественного производства.

В годы гражданской войны и японской интервенции маяк Поворотный не претерпел сколько-нибудь значительных утрат. К 1927 году сектор освещения маяка сократился с 2820 до 134,50 - был от 300 до 3120, стал от 127,50 до 2620. При маяке по-прежнему действовали сирена, пушка и колокол.

Извещение мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее - ГС ТОФ) № 181 от 10 марта 1935 года сообщило об установке при маяке Поворотный и открытии действия радиомаяка Поворотный кругового излучения, имеющего сигнал «Я» (. - . -) по азбуке Морзе, работающего на частоте 300 кгц при длине волны 1 000 метров и имеющего дальность действия 50 миль (более 92 км). Сигнал подавался в течении 2 минут с паузой 4 минуты. Радиомаяк работал в ясную погоду с 6.00 до 7.00, с 12.00 до 13.00 и с 18.00 до 19.00. В туман, пургу и мглу радиомаяк работал непрерывно до наступления ясной погоды. Радиомаяк предназначен для пеленгования судами, имеющими радиопеленгатор.

Колокол, сохранявшийся как средство туманной сигнализации, имел установленную характеристику работы - 2 удара каждую минуту.

С 1939 года огонь маяка вместо постоянного сделали проблесковым - 1,5 сек. свет и 4,5 сек. темнота. Для этого вокруг оптической системы установили тумбу с механизмом вращения и секторной вращающейся ширмой со щитком. Характеристику огня маяка можно было регулировать за счёт скорости вращения ширмы ли путём смены ширмы. Дальность видимости огня маяка была определена в 22 мили (почти 41 км).

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 385 от 14 декабря 1951 года в связи с переводом маяка на электрическое освещение сообщалось об изменении характеристики огня маяка. Проблесковый огонь менялся на затмевающийся - 6 сек свети 2 сек темнота. В аппарате была установлена электролампа накаливания мощностью 2 квт. Дальность видимости огня маяка была увеличена до 26 миль (48 км), но в 1967 году возвращена к прежнему показателю 22 мили.

Для электрификации маяка в 1951 году была произведена его реконструкция. 521 Отдельный строительный участок (521 ОСУ) Строительного управления ТОФ, созданный в соответствии с постановлением Совмина СССР 1949 года о восстановлении и развитии навигационного оборудования морей СССР (начальник майор Растохин), построил кирпичное маячно-техническое здание общей площадью 158 кв. м, в котором были установлены два дизель-электрических агрегата постоянного тока мощностью 6,8 квт каждый. Это здание было принято в эксплуатацию 20 октября 1951 года. В здании кроме аппаратуры управления огнём маяка разместили аппаратуру радиомаяка. Работами руководил прораб Волков.

В процессе реконструкции в том же 1951 году в маячном городке были построены 4-квартирный каменный жилой дом общей площадью 266 кв. м, каменная баня, склад хранения ГСМ в таре, 2 стальных пожарных резервуара ёмкостью по 25 куб. м каждый и стальная решетчатая башня дублёра маяка высотой 4 метра, на которой установили светооптический аппарат марки Ф-300 с ацетиленовой 25-литровой горелкой. Дальность видимости этого огня была 10 миль (18 км). Впоследствии она была увеличена до 12 миль (22 км). Строительство 4-квартирного жилого дома было начато 15 февраля 1951 года и завершено вводом его в эксплуатацию 30 декабря того же года.

15 апреля 1952 года Извещением мореплавателям № 100 было сообщено о вводе в действие новой отечественной пневматической сирены марки ДСУ-50/51 Мелитопольского компрессорного завода вместо выработавшей за 42 года свой ресурс сирены «Сотер - Гарле». Новая сирена давала сигнал низкого тона 165 гц. Характер сигнала был: 3 сек звук - 16 сек тишина - 3 сек звук - 36 сек тишина - период всего 58 сек. Сирена была установлена на высоте 43 метра над уровнем моря в здании прежней сирены. Два дизеля марки «1 Д 16,5/20» мощностью по 17 л.с. приводили в действие два вертикальных компрессора простого действия марки «125 В» производительностью 3 куб. м воздуха в минуту при давлении 3 атм. Звук создавался звуковым аппаратом марки «ВС» завода «Пневматика» г.Ленинград. Эта сирена проработала до 1969 года, когда была заменена наутофоном.

4 сентября 1959 года был введён в действие радиомаяк марки КРМ-100, который был установлен вместо выработавшего ресурс и морально устаревшего радиомаяка марки МРМ-54.

В 1962 году были установлены 2 стальных резервуара для дизельного топлива ёмкостью по 25 куб. м.

Следующая реконструкция маяка была произведена в 1968…1970 годах. Работы выполняли снова военные строители Тихоокеанского флота. В маячно-техническом здании были установлены 2 новые автоматизированные дизель-электрические агрегата марки «АСДА - 2/12» и электрооборудование, смонтированы системы центрального водяного отопления и вентиляции. В марте 1969 года была упразднена, а в апреле демонтирована пневматическая сирена марки «ДСУ - 50/51». В маячно-техническом зданиибыла установлена аппаратура наутофона марки «LIEJ-300» шведского производства, который был введён в действие Извещением мореплавателям № 232 часть 1 от 15 октября 1970 года. Для установки излучателей наутофона была построена стальная решетчатая вышка высотой 12 метров. Для обеспечения работы радиомаяка пришедшие в негодность 2 мачты - опоры Т-образной антенны были заменены на стальные же высотой 30 метров.

В здании сирены в 1969 году была устроена котельная с двумя водогрейными котлами марки «Универсал», а также трансформаторная подстанция и угольный склад. Была установлена стальная дымовая труба. От котельной к маячно-техническому зданию и жилым домам была проложена теплосеть длиной 232 метра. Был сделан наружный водопровод длиной 229 метров с колодцем и насосной станцией, а также наружная канализация длиной 392 метра с септиком и выпуском очищенных вод на рельеф. В жилых домах и маячно-техническом здании были сделаны внутренние системы водяного отопления, водопровода и канализации.

Была построена воздушная высоковольтная линия электропередачи напряжением 6 кв для подключения маяка к государственной электросети посёлка в бухте Козьмино длиной 3 800 метров.

Общий объём капитальных вложений в реконструкцию маяка Поворотный в 1967…1970 годах составил 527 тыс. рублей. При маяке было установлено специальное СНО марки «ПЗМ-400».

В апреле 1988 года радиомаяк марки «КРМ-100» был заменён на радиомаяк новой разработки марки «КРМ-300».

В 1994 году в качестве резервного источника электропитания маяка были установлены 2 комплекта ветроэлектроагрегатов марки «УВЭ-40 М».

В 1998 году в связи с выработкой ресурса был упразднён наутофон.

В 1999 году ТОО «Электромонтаж» выполнило реконструкцию внутригородковой электросети. Стоимость работ составила 271,7 тыс. рублей. В 2009 году было реконструировано ограждение территории маяка тза 852,1 тыс. рублей.

Башня, фонарное сооружение и светооптический аппарат работают на маяке с момента его основания до настоящего времени.

Начальниками маяка были вольнонаёмные специалисты: в 1950 году - Смирнов, в 1977 и 1980 годах - А.Клёпиков.

С момента основания маяк Поворотный находился в ведении Главного гидрографического управления Морского министерства России и Гидрографической службы СССР, потом РФ и обеспечивает плавание судов в сложном для судоходства районе на входе в залив Петра Великого.

"Мыс Поворотный (42°40" N, 133°02" Е) высокий, обрывистый и лишен растительности. На мысе возвышается скала, верхняя часть которой отделена от берега узкой неглубокой расщелиной. Скала эта приметна с W и Е. С близких расстояний с W вершина скалы имеет вид рога, загнутого в сторону моря. Днем в хорошую погоду мыс Поворотный легко опознается с Е с больших расстояний по горе Арсения, находящейся к N от мыса. Мыс окаймлен камнями, поэтому подходить к нему на расстояние менее 1,5 кбт не следует. Район затопления взрывчатых веществ (в другом источнике - затонувшее судно ) находится в 11 милях к S (другой источник - 7,7 миль ) от мыса Поворотный. Границы района показаны на картах. Маяк Поворотный установлен на мысе Поворотный в 1,5 кбт к NE от его оконечности...".

Чтобы не повторяться и не повторять того, что и так уже отлично написано - ссылки. От vladsv - замечательно описанная история маяка, причем, в двух частях, с разницей в пару-тройку лет, и . Всячески рекомендую. А далее - 13,5-минутное видео для конченных визуалов, которым хотелось бы всего того же, но в движении. Хорошо сделано.

Ну а я... что же я? А я добралась. Я была! И словами этого не описать. Никакими. И мне жаль, жаль, что я не могу передать, раздать, воплотить в физику для вас это впечатление, этот миг, когда уткнувшись в какие-то военные антенны и станции, уже почти плюнув и разочаровавшись в собственных силах, потому что вот-вот ливень, и машина на обратном мокром пути явно застрянет в этих непролазных ямах, которые разбили большие армейские уралы, я с горечью взобралась на пригорок, идущий вдоль дороги, и... "я нашлааааа!". Любила тогда весь мир, честное слово. А красоты там столько, столько...

В общем. Август, 2015. Виден мыс. Призрачно виден, туманно. Послештормовое.

В сопки, наверх. Дорога заканчивается тупиком, за которым какая-то военная безусловно-тайна.

А слева...

И потом ливень:)

Еще вернусь. Надо. И простите за примитивизм фотографий, которые никак не могут передать того, что я тогда видела.

P. S.: Когда-то, стоя на таком же, но другом конце света - на мысе Рока, - стояла над океаном и думала: "какая же невыносимая, невыразимая красота! Мощная, поглощающая, не которую делаешь ты - которая делает тебя. Португальцы были оберечены стать великими мореплавателями, потому что рядом с ними - эта красота. У них не было шансов... У нас такого нет". Есть! ЕСТЬ! У нас тоже есть! И тоже, так же - без шансов, оберечены, воспитаны невыносимой красотой, пусть хотя бы и с опозданием на века. Просто мы не знаем. И не умеем рассказать. Просто мы - Дальний Восток. Terra incognita, белое место даже в эпоху всесильного инета. Но мы есть.

(G) (Я) Координаты : 42°40′38″ с. ш. 133°02′33″ в. д.  /  42.67722° с. ш. 133.04250° в. д.  / 42.67722; 133.04250 (G) (Я)
Акватория Тихий океан
Страна Россия Россия
Субъект Приморский край

Отрывок, характеризующий Поворотный (мыс)

Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.

Мыс Поворотный – входной мыс в залив Петра Великого, разделяющий восточное побережье Приморья от Южного Приморья. Мыс Поворотный высокий и обрывистый, практически лишен растительности. Мыс окаймлен подводными и надводными камнями, и судам не рекомендуется подходить к нему ближе 2-х кабельтовых. В 8 милях к югу от мыса лежит затонувшее судно.

История

В 1852-1854 годах вдоль мыса Поворотный проходил русский корвет «Паллада». В 1859 года пароход-корвет «Америка», открывший бухту Находка, также держал курс на мыс Поворотный. В дальнейшем гидрографические работы возле мыса велись на корветах «Калевала», «Новик» и шхуне «Восток». В 1870 году, по настоянию знаменитого гидрографа В.М.Бабкина, на мысе был организован Военный пост, включавший домик смотрителя и столб, на который с наступлением темноты вывешивался фонарь.

С развитием судоходства вдоль побережья Приморья становилась очевидной необходимость установки на мысе мощного стационарного маяка. В 1889 году техническая оснастка маяка была заказана французской компании «Барбер», которая изготовила ее в 1891 году. В 1894 году маяк в разобранном виде, совершив кругосветное плавание, был доставлен и установлен на мысу Поворотном.

Маяк

Маяк на мысе Поворотный является образцом военно-морской архитектуры второй половины 19 века. Здание маяка облицовано броневыми листами. Маяк построен в три яруса и самый мощный из них – первый. Стены здесь в полтора метра толщиной, рамы и двери - дубовые. На втором ярусе расположена каюта, к которой ведет клепаная винтовая лестница. Стены каюты декорированы красным деревом, а в ее центре находится мачта с памятной табличкой о строителях маяка. По периметру каюты расположены вытяжные иллюминаторы, способствующие более интенсивному горению горелки. На третьем ярусе маяка расположена 70 мм линза, свет от которой виден на расстоянии в 30 миль.

Венчает здание маяка купол, изготовленный в виде свечи и символизирующий небо.

В прошлом рядом с маяком находился колокол, издававший звуковые сигналы в туманную погоду. Сегодня этот старинный колокол находится в церкви села Владимиро-Александровское.

 


Читайте:



Новая схема движения на привокзальной площади в аэропорту внуково

Новая схема движения на привокзальной площади в аэропорту внуково

Информация об аэропорте Россия, Москва, гражданский аэропорт Внуково. Международный код IATA: VKO Местное время: UTC + 3 Расписание рейсов:...

Тайны океанских глубин (6 фото)

Тайны океанских глубин (6 фото)

Марианская впадина является одним из самых глубоких мест океана. Ее глубина составляет 10 994 метра. Не исключено, что на дне впадины обитает...

Старый город. Гамбург. Озеро Alster. Старый город Озеро в центре гамбурга

Старый город. Гамбург. Озеро Alster. Старый город Озеро в центре гамбурга

Настоящей гордостью жителей города Гамбурга считается искусственное, но очень живописное озеро Альстер, окруженное красивым парком, где установлены...

Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан Область Городская администрация Аким Маржикпаев Ермек Боранбаевич История и география Основан 1824 Прежние названия...

feed-image RSS