Главная - Финляндия
Самые интересные малоизвестные острова финского залива. Самые интересные малоизвестные острова финского залива Остров узорный выборгский залив

В финском заливе находится много островов больших и маленьких...
Однако лишь немногие смогут назвать какие-либо острова, кроме острова Котлина, на котором расположен Кронштадт. Вместе с тем есть очень интересные и красивые острова.


1. Остров Котлин
Самый знаменитый, самый важный и самый населенный остров Финского залива. Длина острова — около 12 км, максимальная ширина менее 3 км, площадь около 16 кв. км. Остров соединён с материковой частью автодорогой, проходящей по комплексу защитных сооружений от наводнений (Дамбе). На части острова располагается город Кронштадт.

Остров расположен на легендарных путях «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», и упомянут в договоре 1269 года Новгорода с Ганзой. Город который стоял на этом месте был старше Петербурга как минимум на 500 лет. А учитывая, что в договоре было написано о перегрузке судов на острове, "как исстари было" - город был значительно старше. В последующее время прибывавшие купцы дожидались на острове лоцманов из Новгорода, которые проводили торговые караваны через Неву и Волхов до Ильменя.

Существует легенда, согласно которой шведы при высадке на остров русских поспешно бежали, оставив на костре котелок. Этот легендарный котелок изображён на гербе Кронштадта. От слова «котёл» якобы и происходит название Котлин. По другой легенде, Котлин назвали так потому, что на старых картах горловина Финского залива восточнее острова напоминала котёл.

На островке, отсыпаном на отмели к югу от острова Котлин Петром I в 1703 году был заложен форт Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи — Санкт-Петербург. 7 мая 1704 года укрепления, включавшие в себя и две батареи на острове Котлин, вступили в строй (дата основания Кронштадта).

В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя Кронштадт. Пётр I считал Кронштадт частью столицы.

1. Остров Гогланд
Этот небольшой гранитный остров, расположенный в восточной части Финского залива, один из самых известных островов Финского залива. Гогланд расположен в 180 км к западу от Санкт-Петербурга. Его площадь - около 21 кв. км, высота - до 176 м.

Основой острова является гранит, который образует множество разновеликих сопок и падей, где встречаются небольшие пресные озера ледникового происхождения. Все побережье изрезано сотнями бухт всех форм и размеров.


Хотя остров считается одним из самых опасных на Балтике мест для судоходства, местные жители издавна считались превосходными моряками и их охотно нанимали матросами на парусные суда.

Природа Гогланда богата и разнообразна. Одних только сосудистых растений порядка 700 видов (для сравнения, столько же видов в Ленинградской и Псковской областях, которые в десятки раз больше Гогланда). Почти 80% территории острова покрыто хвойными и мелколиственными лесами. Подножия скал укутаны черничниками, малинниками, кустами альпийской смородины и можжевельника.

Животный мир представлен 25 видами жуков, 6 видами земноводных и пресмыкающихся, 126 видами птиц (причем четверть занесена в Красную книгу природы Ленинградской области). Что касается млекопитающих, то их состав неизвестен, поскольку постоянно меняется. Здесь часто видят бурозубок и разнообразных мышей, иногда зайца-беляка, белок и лисиц, европейскую норку, енотовидную собаку.

Гогланд - Мекка для археологов и историков. Стоянки человека каменного века, средневековые пираты, Гогландское сражение, посланники Петра Великого, гибель «Лефорта», «Америки», меридиан Струве, сеанс радиосвязи Попова в 1900 году, 300 лет войн, бесконечные укрепления и десятки затонувших кораблей, битвы Второй мировой, постоянная смена хозяев, закончившаяся лишь в 1947-м возвращением острова домой, в Россию.


2. Транзундский архипелаг
Остров находится в Выборгском заливе, он долгое время был известен лишь знатокам истории и радиолюбителям. Раньше располагалась финская артиллерийская батарея.

На рубеже XIX - XX веков на островах архипелага Александр Попов испытывал свой беспроволочный телеграф, а с 1963 по 2012 годы остров Малый Высоцкий находился в аренде у Финляндии. В этот период среди радиолюбителей были популярны специализированные экспедиции на Малый Высоцкий, который не принадлежал Финляндии, но временно не принадлежал и России, и где использовался особый позывной для сеансов связи.

3. Соммерс
Этот скалистый остров Петр Великий подарил своему шуту Яну Лакосте вместе с насмешливым титулом "самоедского короля". Он находится в восточной части Финского залива.

В следующий раз остров отметился в истории России уже во время Великой Отечественной войны, и произошло это при весьма трагических обстоятельствах. В июне 1942 года на Соммерс, захваченный финскими войсками, был безрассудно высажен морской десант. Отчаянный бой шел трое суток, однако плохая продуманность операции взяла верх над стойкостью и храбростью советских солдат. Из полутора тысяч краснофлотцев, высадившихся на этот клочок суши, не выжил никто. Остров был освобожден только после выхода Финляндии из войны в 1944 году.

4. Остров Мощный
Это довольно большой остров. Раньше был плотно заселен. Сейчас на острове располагаются лишь небольшая погранзастава с радиотехническим постом да пост освещения надводной и подводной обстановки Ленинградской военно-морской базы.

5. Большой Тютерс и Малый Тютерс
Два острова находятся в центральной части Финского залива. На обоих островах стоят маяки, обслуживающий персонал является единственными обитателями островов. На Малом Тютерсе водится кольчатая нерпа.

Большой Тютерс долгое время был известен как «остров смерти». Во время Второй мировой войны немцы его заминировали, в последующие годы предпринималось несколько попыток разминировать остров, но успешной оказалась лишь последняя седьмая. В 2005 году российские и шведские специалисты обезвредили более 30 тысяч взрывоопасных предметов. На обоих островах имеются маяки, а члены персонала является единственными обитателями Тютерсов, если не считать кольчатую нерпу весьма распространенную на Малом.

6. Остров Лисий
Один из самых спокойных и зеленых островов, затерялся в Ключевской бухте Выборгского района. Здесь сохранились прекрасные леса с кучей грибов и ягод, чистейшие берега, вдоль которых плавает и нерестится всевозможная рыба.

Это пожалуй один из самых спокойных и зеленых островов из всех перечисленных. Заповедных ограничений нет и остров является довольно популярным местом отдыха тех кто имеет катер.

7. Острова Виргины
В Финском заливе есть свои острова Виргины. Это, практически тезки Виргинских островов, что расположены в Карибском море. Особенно интересен Южный Виргин: на нем находится таинственный круглый лабиринт из гальки, сложенный древними людьми.

Этот лабиринт называют Парижем: одни говорят, что в честь запутанных парижских улочек, другие - что это название происходит от шведского слова Paris, то есть церковный приход, и отражает сакральную сущность этого места.

Подробнее об островах на сайте

September 3rd, 2017

Turkinsaari — прогулка по обочине.

Turkinsaari или остров Овчинный расположен примерно в десяти километрах к юго-западу от Выборга.

Остров имеет полтора километра в длину и около трехсот метров в ширину. В некоторых местах наблюдается выход скальных пород, в некоторых местность низменная, частично заболоченная.

Остров покрывала пышная растительность с преобладанием хвойных пород сосны и ели.
Turkinsaari начал осваиваться еще в во второй половине 19-го века. Тогда на острове были возведены несколько зданий казарм, склад боеприпасов и небольшая православная часовня.

В независимой Финляндии остров стал государственной собственностью, там были интернированы в 1921-22 годах участники Кронштадтского восстания, а также беженцы из Ижоры и Карелии, которые бежали от преследований.
Были среди интернированных и кубанские казаки из лейб-гвардии казачьего полка и императорского конвоя.
Об этом напоминает памятный крест, установленный неподалеку от первого причала.

В первые годы независимости в развитии авиации ВВС Финляндии акцент был сделан на гидросамолеты. После рассмотрения возможных вариантов размещения гидропланов в Выборгском заливе, было принято решение инвестировать средства в два проекта на Turkinsaari Выборгского залива и Tervaniemi в Выборге.

На Turkinsaari р аботы начались летом 1926 года и в следующем году выполнение полетов с острова стало возможным.
На острове появились новые объекты, некоторые были перестроены, например, на месте православной часовни появилось новое капитальное здание, по некоторым сведениям - дом офицерского состава или дом холостяков.


Развитие ВВС в первые годы шло очень быстро, что отражается постоянными изменениями наименования авиабазы. Она именовалась: 3 Отдельным Морским эскадроном, Морской эскадрильей, Аэропортом, 4 эскадрильей.

На острове был лодочная служба, действовал паром Uura n ( остров Высоцкий) - Turkinsaari , впоследствии был сооружен мост на Piispansaari ( остров Подберезовый) с выходом на шоссе Выборг-Хамина.

П ервоначально на авиабазе размещались выпущенные по лицензии в Финляндии немецкие машины Hansa-Brandenburg в количестве 13 штук.

Но ситуация с ними была напряженная, качество оборудования было неоднозначным.
В начале тридцатых годов были введены в строй 12 Blackburn Ripon - машин английской постройки, которые и составили основное ядро эскадрильи, базирующейся на Turkinsaari .

Эти машины также выпускались в Финляндии по лицензии с 1931 года на заводе Valtionlentokonetehdas (VL, Финский государственный авиазавод) в Тампере .

Небольшой десятиминутный фильм о том, как горячие финские парни ураганят на этих воздушных тихоходах над Выборгским заливом, в водах которого иногда обнаруживают вполне себе симпатичных русалок.

https://www.youtube.com/watch?v=AeNo4XHmx_E

На рубеже 20-30 годов наблюдать ежедневные полеты до десятка машин Hansa-Brandenburg было обычным явлением в Выборгском заливе. Подготовка в авиационной школе пилотов и инструкторов, направляемых в морские аэропорты, включала около 24 часов летной подготовки на морском аэродроме Turkinsaari .

Не удалось избежать и несчастных случаев из-за слабой подготовки и ошибок пилотов, технических неисправностей, а также из-за недостатка летной дисциплины.

Смертельные случаев было в общей сложности четыре, в результате которых погибли восемь пилотов ВВС Финляндии.

Первой и самой трагической была катастрофа 1928 года. Hansa-Brandenburg при выходе из строя двигателя задел крышу финского лицея и машина упала на середину Torkkelin katu при этом погибли два пешехода.

Авиабаза Turkinsaari , как и другие части ВВС Финляндии, подготовили пилотов и техников, отработали навыки боевого применения авиации, что нашло отражение в определенных достижениях в сражениях с превосходящими силами противника в Зимней войне и ее Продолжении.

Несколько фотографий из личного архива Miikki Rauhala (Миикки Раухала), дед которого служил на гидроаэродроме Turkinsaari с апреля 1934 года по май 1935 года в качестве помощника механика.




Отличительные знаки, которые носили пилоты и работники авиабазы.



Во второй половине 30-х годов приоритет получило развитие сухопутных аэродромов.

Авиационная база на Turkinsaari была расформирована в 1938 году.

Остров был частично закрытой военной зоной, на нем была своя больница, несколько коммерческих организаций, небольшой стадион, радиостанция.


Turkinsaari пользовался большой популярностью в летний сезон, его посещали парусные, моторные, и гребные суда.

Остров был полностью разрушен в ходе Зимней войны. Деревья и здания были буквально сметены советской артиллерией и бомбовыми ударами с воздуха.

Пейзаж напоминал лунный, земля была испещрена кратерами от снарядов и бомб, лишь кое-где стояли одинокие стволы деревьев, лишенные крон.


Ни одно здание не сохранилось, растительность была полностью уничтожена.

Говорили, что на острове осталось только три дерева, не поврежденных осколками.

Turkinsaari был потерян в самом конце Зимней войны 9 марта.

Во время Продолжения войны ничего восстановлено не было, за исключение того, что финны превратили его в укрепленный район — один из рубежей обороны архипелага на входе в Выборгский залив.
Так остров выглядел в июне 1942 года.

Turkinsaari был важным оборонным объектом Выборгского залива и прибрежной полосы, защитники которого хорошо понимали, что его сдача выведет противника на материк и окружение финских войск к западу и северу от Выборга станет неизбежным. Открывается путь вглубь Финляндии

Но остров в Продолжение войны в июне-июле 1944 года захватить советским войскам не удалось.

В конце июня — начале июля 1944 года, после падения Выборга, советские войска предприняли три попытки развить успех.

О первой — наступлении на Ихантала я рассказывал в Части 68 Выборгских развалин.

Вторая попытка - Выборгская десантная операция началась 30 июня 1944 года силами двух стрелковых дивизий - 124 и 224, входивших в 59 Армию.

В течение десяти дней удалось захватить острова архипелага в районе Пильского и Тронгзундского проливов.

Однако попытки высадиться на острова Turkinsaari , предпринятые 5-7 июля 1944 года потерпели неудачу.

5 июля у тром силы 185 стрелкового полка, численностью до батальона, пытались атаковать с островов Ravansaari ( Малый Высоцкий ) и Uura n (остров Высоцкий) .

Для десантирования использовалось 40-50 гребных лодок. Попытка десантирования не удалась, батальон был уничтожен огнем из стрелкового оружия и артиллерии. Потери финнов - один погибший и 25 раненых.

Вечером того же дня, советские войска снова пытались атаковать двумя группами из 12 лодок, под прикрытием бpонекатера, но и эта атака была отбита.

6 июля в 19.50 снова была предпринята попытка высадить десант. На этот раз советские войска смогли высадиться на остров, но и этот десант погиб во встречном бою.

Финны потеряли более 30 человек и вынуждены были вызвать подкрепление 283 человека из резерва, в основном пожилого возраста.

5 и 7 июля были предприняты попытки высадиться на соседний H annustiensaari, где еще во второй половине 19 века была оборудована позиция береговой артиллерии, обе закончились неудачей.

5 июля утром 12-15 гребных лодок с десантом попытались высадиться на Нannustiensaari, но артогнем было уничтожено шесть лодок и примерно столько же из стрелкового оружия. Некоторое количество бойцов высадились на берег, но к полудню десант был ликвидирован. Около 13 часов примерно десять лодок опять предприняли попытку высадки. На этот раз удалось уничтожить только одно судно, с остальных на каменистый пляж высадились бойцы Советской Армии.

Но в ожесточенном встречном бою все они погибли. Было еще несколько попыток захватить остров. Но все они оказались безрезультатными.

при поддержке двух бронекатеров начали новое вторжение.

Два судна были уничтожены огнем противотанковых ружей. Еще на четырех возник пожар и они затонули, остальные отошли.

В последующие дни, 8 и 9 июля были предприняты попытки высадить десанты на Harjuniemi (мыс Шатунок), Koivusaari (остров Березник) , Essaari (остров Продольный) и Niemilauta ( мыс Плоский).

Удалось высадиться только на западном берегу Niemilauta, но усилиями подразделений 122 немецкого дивизиона, входившего в состав V армейского корпуса, десант был уничтожен.

Перед десантированием по позициям финских и немецких войск наносились мощные артиллерийские удары 1-ой гвардейской Краснознаменной Красносельской морской железнодорожной артиллерийской бригадой, имевшей в своем составе три орудия 180-мм и восемь орудий 130-мм.

Однако и здесь все попытки оказались неудачными. На дальних подступах тендеры и бронекатера уничтожались артиллерийским огнем, на близких дистанциях немецкие и финские войска применили фаустпатроны, при прямом попадании которого в тендер шансов на спасение у десанта не оставалось.

Всего при попытке десантирования на Harjuniemi , Koivusaari и Essaari б ыло потоплено около 14 тендеров, на каждом из которых могло находиться до 56 десантников.

Днем 9 июля был замечен еще один конвой в количестве 28 тендеров и бронекатеров (видимо, основной корпус десанта), но он ушел в сторону Uuras (Высоцк) после того, как стало ясно, что первая волна десанта потерпела неудачу.

За небольшой период боев обе стороны потеряли большое количество личного состава.

Можно сказать, что острова Выборгского архипелага обильно политы кровью, а в водах Выборгского залива погибли тысячи советских бойцов, оплатившие своими жизнями великую победу.

В целом V финский армейский корпус (armeijakunta) потерял на островах и на материке между 22.06.-12.07.1944 г. 4400 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Потери прибрежной артиллерия составили 628 человек, из которых 297 были убиты.

122 немецкий дивизион потерял около 600 человек.

Эстонский 200 стрелковый полк потерял 17 убитыми и 32 ранеными.

Потери советских войск также были немалыми:

224 стрелковая дивизия, 30 июня - 9 июля 1944 года: общие потери составили 2623 человека, из которых 1280 убитых, 1 167 раненых и 176 пропали без вести. Таким образом, общие потери составили около половины её состава.

124 стрелковая дивизия, к началу Выборгской десантной операции в ней насчитывалось 5041 человек, и к 9 июля ее численность сократилась до 4626 человек. Это предполагает потери в 415 человек за этот период времени.

Подразделениями, которые понесли самые тяжелые потери в этой битве, были:

406 пехотный полк 124 стрелковой дивизии, который согласно статистике 03-12 июля 1944 года понес потери в общей сложности 473 человека, из которых 191 убитыми, 269 ранеными и 13 пропавшими без вести, этот полк сражался на острове Teikarinsaari (остров Игривый) 5 июля.


    160 пехотный полк 224-й стрелковой дивизии. Это подразделение, совершившее неудачную высадку на острова Teikarinsaari (остров Игривый) и Melansaari (остров Кормовой) 4 июля 1944 года, имевшее 1266 человек личного состава, из которых 1135 человек приняли участие в десанте, потеряло 1027 человек.


    1 батальон 260 морской стрелковой бригады потерял 55 человек пропавшими без вести 3 июля 1944 года, возможно при высадке на Teikarinsaari


Финская сторона также понесла тяжелые потери при обороне Teikarinsaari: 300 убитых и 530 раненых и пропавших без вести.

Несмотря на большие потери и захват островов, основную цель десантной операции — высадка на материковую часть Финляндии, захват плацдарма и развитие наступления на Хельсинки, выполнить не удалось.

О причинах провала Выборгской десантной операции рассуждает историк Марк Солонин:

«И, действительно, высадка десанта началась, которая была сорвана. Это невозможно понять, но она была сорвана финской бомбардировочной авиацией. Финская бомбардировочная авиация в количестве 66 самолетов - понятно, что это было, это были английские «Бленхеймы» 1940 года рождения

и советские трофейные СБ

Вот эта бомбардировочная авиация, не потеряв ни одного самолета, бомбила и своим бомбардировочным ударом сорвала высадку советского десанта, это при том, что у нас там было 489 истребителей, не считая ВВС Балтийского флота.» http://echo.msk.ru/programs/victory/500038-echo/

Возможно, в срыве Выборгской десантной операции действия финской бомбардировочной авиации имели большое значение, но основ ные причины неудачи, скорее всего, слабая техническая и организационная подготовленность десантной операции, а также отсутствие опыта морских десантных операций у большинства задействованных частей.

Взяв Выборг через 11 дней после начала боевых действий, за что командующему Ленинградским фронтом Говорову было присвоено маршальское звание еще в ходе операции, командование решило, что противник окончательно деморализован и оказать существенного сопротивления не способен.

В тот самый день, когда был занят Выборг, был подписан следующий приказ Говорова: «Продолжить наступление не позднее 26 июня, главными силами овладеть рубежом Иматра, Лапеенранта, Верейеки». Важно, что эти имена обозначают: это уже финская территория, не вошедшая в состав СССР после Зимней войны.

Ясно, что последующей задачей было продолжение наступления на юг и на запад, то есть, вглубь Финляндии.

Для этого предполагалось действовать на трех направлениях:


    Тали-Ихантала-Энсо (Светогорск),


    десант на архипелаг при входе в Выборгский залив с последующим выходом на материковую часть,


    форсирование реки Вуоксы в районе порогов с выходом на Käkisalmi (Приозерск).


Ни одну из этих операций нельзя назвать удачной.

Советские историки называли Выборгскую операцию Ленинградского фронта четвертым сталинским ударом из десяти, приведших к победе.

На сталинский удар финны ответили, как образно говорит Марк Солонин, тремя оплеухами, которые и предрешили результат советско-финской войны.

Выборгская десантная операция, как я уже указывал, проводилась, в основном, силами двух стрелковых дивизий, 124 и 224, входивших в 59 Армию, пехотой, просто пересаженной на гребные лодки, тендеры и бронекатера из числа приданных 59 армии сил Кронштадтского морского оборонительного района.


Единственными профессионалами для таких операций могли считаться только разведчики 260 морской стрелковой бригады, да и те понесли тяжелые потери при десантировании.

За четыре года финская сторона значительно укрепила оборону островов, сектора возможных направлений десантирования были пристреляны, подходы к ним были перекрыты минными полями.

Кроме того, после потери Бьёркского архипелага в Выборгский залив были переброшены оставшиеся немецкие и финские корабли и катера. Береговая артиллерия насчитывала 131 ствол.

Зачастую, советские тендеры и бронекатера просто не смогли подойти к берегу, подрываясь на минах и неся потери от ударов авиации, огня береговой артиллерии, противотанковых ружей и снайперов.

Были случаи гибели и от собственного артиллерийского огня.

Такова настоящая цена победы.

В настоящее время Turkinsaari необитаем, природа скрыла дороги и руины.

Сохранились остатки второго слипа с которого уходили в небо гидропланы.

В левой его части можно обнаружить круговой бетонный бруствер позиции зенитной пушки или пулемета.

Второй ангар не сохранился.
По замшелым бетонным ступеням поднимаемся на бывшую дорогу, ведущую вправо - к первому слипу и ангару, налево - к первому причалу паромной переправы.

Двигаясь вправо, проходим мимо дома технического персонала (или бывшей ремонтной мастерской?), фундамент которого, заросший акацией, стоит почти у самого берега.


Возможно, это остатки фундамента для растяжки антенны или флагштока.


К сожалению, обнаружить следы здания радиостанции не удалось.

Далее выходим к зданию бывшей минной лаборатории, время появления которой считается 1915 год. Наличие амбразур является свидетельством о двояком назначении здания, не только хранилища, но и защитного сооружения.

Прямо напротив находился первый слип, который имел два спуска и ангар. От ангара не осталось ничего, границы слипов еще можно определить по бетонным стенкам.



Здесь также обнаруживается позиция зенитного орудия.


рядом с ним на противоположном берегу развалины еще одного причала.

Вид на Piispansaari, на скалистые острова просто завораживает.

От казарм, госпиталя, столовой и сауны, «холостяцкой гостиницы», бывших жилых домов, магазинов, сохранились, в лучшем случае, заросшие мхом бетонные фундаменты.

Возможно, это развалины госпиталя:


Когда-то эта лестница вела на второй этаж здания, выполненного из дерева.



Когда-то, даже в послевоенное время, в глубоком колодце было вода.

Судя по расположению, это развалины магазина и остатки колодца.

Сейчас остров представляет собой поросшую девственной тайгой местность,

в которой ощущаешь себя сталкером, исследующим неведомый мир, в котором когда-то любили и ненавидели, смеялись и плакали, в общем-то, такие же люди, как и ты.

Этот разрушенный мир оказался невостребованным, кроме природы, которая, кажется, одна старается восстановить красоту так, как она ее понимает, залечивая раны, нанесенные ей человеком неразумным, homo non sapiens.

И опять возникает вопрос, за что погибли эти тысячи воинов, если территория, ими отвоеванная, пребывает в развалинах и запустении?

Почему мы допустили, что даже сохранившиеся здания разрушаются на наших глазах, а то немногое, что сохранилось, за что были отданы тысячи и тысячи жизней, отторгнуто от большинства и является собственностью немногих, создавших для себя особый мирок?

Остальным предназначена обочина — необитаемые острова, умирающие деревни и депрессивные города.

Видеоролики о посещении Turkinsaari:
https://youtu.be/dWSwblr4CDQ
https://www.youtube.com/watch?v=8hIXdkMiMeE
https://youtu.be/r-Y7nZ9khmQ

Остров Песчаный, расположенный среди других островов Выборгского залива, – любимое место отдыха водных туристов.Название острова говорит само за себя. Остров имеет длинную, мелководную бухту, со всех сторон огражденную деревьями, которая оканчивается песчаным пляжем.

Уникальность места способствует большому количеству отдыхающих. Причем, как жителей Выборга, приезжающих на катерах и лодках, так и туристов, проживающих на базе Эссари на соседнем острове Передовик.

Последние годы водные туристы стали более бережно относится к чистоте островов, но и за предыдущие годы на островах скопилось очень много мусора. Стоит отметить, что централизованный вывоз мусора на островах Выборгского залива не организован.

В конце июня этого года группа депутатов города Выборга, собрав коллектив волонтеров, провели эко-субботник на острове Песчаный и собрали около ста мешков мусора. Огромное количество отходов человеческой жизнедеятельности поставило проблему: как это все вывозить.


Например, в соседней Финляндии организован вывоз мусора с островов с помощью специального катера с открывающейся аппарелью, у нас, к сожалению, такого нет.

Больше недели, пока решался организационный вопрос, мешки лежали на острове.

В итоге, к вывозу мусора с острова подключились выборгские яхтсмены из яхт-клуба «Фаворит», мыса Бобровый.

Несколько дней пережидали штормовую непогоду, которая некстати пришла в наши края после жаркого июня. Выбрав день поспокойней, без дождя, вечером 6 июля коллективами шести яхт удалось на шлюпках вывезти весь мусор с острова. В «операции» участвовали яхты «Урания», «Мелодия», «Людмила», «Яхтика», «Родина» и «Талисман».

Во времена Империи на Овчинном, который тогда назывался Николаевским гарнизон минной станции построил небольшой православный храм. Как и другие постройки на острове он исчез в пламени войны весной 1940г. Сохранились только фрагменты фундамента и ограды, а весной цветёт сирень, посаженная давным-давно у входа.

Последними прихожанами церкви были казаки из лейб-гвардии казачьего полка и императорского конвоя ушедшие в Финляндию после большевистского переворота в 1918г. и ушедшие по льду в Териоки участники Кронштадтского восстания. В 1918-24гг. Овчинный-Туркинсаари стал аналогом турецкого Галлиполи и греческого Лемноса. В середине 20-х гг. на острове стали обосновываться финские военные и лагерь переселили. Архивы с данными о новом месте переселения затерялись во время войны.

Форт литера "Б" Выборгской крепости, построен перед первой мировой войной

Выборг, первая кузница кадров вооружённых сил Финляндии. Здание было построено в 1914 году военным инженером Глушковым для русской духовной семинарии, основанной в рамках программы русификации Финляндии. В 1918 году здесь разместилась учебная часть финских войск, прозванная школой Марковилла. Название пошло от строителя ближайшей виллы – Маркуса Вригта. В советский период в здании размещался туберкулезный госпиталь Министерства обороны.

Усадьба Ронкаа под Выборгом, построена в 1846-48 гг. Ныне туберкулёзный санаторий "Выборг-7"

ДОТ №19 Линии "Т", строился уже в ходе Зимней войны с учётом нехватки времени и анализа разрушений ДОТов линии Маннергейма. Толщина крыши 3м.

Сейчас в ДОТе зимуют бабочки.

Противотанковый ров в скальных породах.

Вечер в Выборге. Замок наконец-то без строительных лесов.

В этот архипелаг в северной части Финского залива входят три «берёзовых» острова: Большой, Западный и Северный и более десятка небольших островков. Во время Великой Отечественной войны здесь стоял финский гарнизон, да и вплоть до конца 40-х годов каждый остров носил финское название. Ныне о бывшей принадлежности к финской территории напоминает лишь название пролива, отделяющего архипелаг от материка - Бьёркезунд. Сейчас на Берёзовых островах располагается чудный заказник с одноименным названием, где в изобилии водится рыба, гнездятся утки и лебеди, произрастают как распространенные, так и редкие представители флоры.


Расположенный в Выборгском заливе, он долгое время был известен лишь знатокам истории и радиолюбителям. Здесь в середине XIX века были возведены российские фортификационные сооружения, с 1917 века и вплоть до Второй мировой войны располагалась финская артиллерийская батарея. На рубеже XIX – XX веков на островах архипелага Александр Попов испытывал свой беспроволочный телеграф, а с 1963 по 2012 годы остров Малый Высоцкий находился в аренде у Финляндии. В этот период среди радиолюбителей были популярны специализированные экспедиции на Малый Высоцкий, который не принадлежал Финляндии, но временно не принадлежал и России, и где использовался особый позывной для сеансов связи.


Этот небольшой гранитный остров, расположенный в восточной части Финского залива, имеет столь богатую историю, что и целой статьи не хватит все описать, потому ограничимся лишь несколькими любопытными фактами. Здесь обнаружены стоянки каменного века и священные объекты, возраст которых 5-7 тыс лет до н.э. На острове в 1900 году Попов провел первые практические сеансы радиосвязи – для обслуживания спасательной экспедиции по снятию с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». До революции Гогланд был одним из самых популярных мест для яхтенных путешествий. И хотя остров считается одним из самых опасных на Балтике мест для судоходства, местные жители издавна считались превосходными моряками и их охотно нанимали матросами на парусные суда.


Относительно крупный остров – о чем говорит и название. До 1917 года был плотно заселен, а его флот составлял около 80 судов, осуществлявших транспортные перевозки между Россией, Финляндией и Швецией. После получения Финляндией независимости объем перевозок резко упал, и Мощный стал одним из пунктов контрабанды. Сейчас кроме трех маяков уже ничего не напоминает о былой портовой жизни – на острове располагаются лишь небольшая погранзастава с радиотехническим постом да пост освещения надводной и подводной обстановки Ленинградской военно-морской базы.


Два близлежащих острова в центральной части Финского залива. Большой Тютерс долгое время был известен как «остров смерти». Во время Второй мировой войны немцы его заминировали, в последующие годы предпринималось несколько попыток разминировать остров, но успешной оказалась лишь последняя седьмая. В 2005 году российские и шведские специалисты обезвредили более 30 тысяч взрывоопасных предметов. На обоих островах имеются маяки, а члены персонала является единственными обитателями Тютерсов, если не считать кольчатую нерпу весьма распространенную на Малом.


Небольшой остров в Ключевской бухте Выборгского района – пожалуй один из самых спокойных и зеленых в нашем списке. Здесь сохранились прекрасные леса с кучей грибов и ягод, чистейшие берега, вдоль которых плавает и нерестится всевозможная рыба. А поскольку заповедных ограничений нет, то остров является довольно популярным местом отдыха, вот только местные жители все чаще жалуются на браконьеров и некультурных туристов.


Этот скалистый остров в восточной части Финского залива Петр Великий в свое время подарил своему шуту Яну Лакосте вместе с насмешливым титулом "самоедского короля". После этого шут стал появляться на балах в высоченной жестяной короне, сдвинутой на одно ухо, чем немало веселил петербургскую аристократию. Однако после смерти царя Лакоста лишился своих владений: выянилось, что к петровской грамоте о даровании острова, вместо печати был приложен... рубль. Ну а после Яна вообще сослали в Сибирь, ибо злоумышлял против всесильного временщика Меншикова.

В следующий раз остров отметился в истории России уже во время Великой Отечественной войны, и произошло это при весьма трагических обстоятельствах. В июне 1942 года на Соммерс, захваченный финскими войсками, был безрассудно высажен морской десант. Отчаянный бой шел трое суток, однако плохая продуманность операции взяла верх над стойкостью и храбростью советских солдат. Из полутора тысяч краснофлотцев, высадившихся на этот клочок суши, не выжил никто. Остров был освобожден только после выхода Финляндии из войны в 1944 году.


Самое удивительное, что в Финском заливе есть свои острова Виргины - практически тезки Виргинских островов, что расположены в Карибском море. Особенно интересен Южный Виргин: на нем находится таинственный круглый лабиринт из гальки, сложенный древними людьми. Этот лабиринт называют Парижем: одни говорят, что в честь запутанных парижских улочек, другие - что это название происходит от шведского слова Paris, то есть церковный приход, и отражает сакральную сущность этого места.

 


Читайте:



Как правильно заключить договор аренды

Как правильно заключить договор аренды

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга Оставьте свои данные и мы перезвоним через несколько секунд Бесплатная...

Доверительное управление квартирой от компании «акрус-сити» Доверительное управление недвижимостью посуточно

Доверительное управление квартирой от компании «акрус-сити» Доверительное управление недвижимостью посуточно

Как вы думаете, много ли в Москве пустующих квартир, в которых не проживают собственники и она не сдается в аренду? Одна, три, пять - в каждом...

Аэропорт «Энфида»: услуги воздушной гавани

Аэропорт «Энфида»: услуги воздушной гавани

Аэропорт Монастира имени Хабиба Бургиба получил своё название в честь первого президента независимого Туниса (см. о нём ). Аэропорт работает,...

Новая схема движения на привокзальной площади в аэропорту внуково

Новая схема движения на привокзальной площади в аэропорту внуково

Информация об аэропорте Россия, Москва, гражданский аэропорт Внуково. Международный код IATA: VKO Местное время: UTC + 3 Расписание рейсов:...

feed-image RSS