Реклама

Главная - Достопримечательности
Первый теракт в ссср

Ровно 36 лет назад, в субботний день 8 января 1977 года, в СССР произошли три взрыва, которые ознаменовали собой, пожалуй, первый случай в СССР открытого террора направленного на простых граждан. Сначала в 17.33 взорвалась бомба в вагоне московского метрополитена между станциями «Измайловская» и «Первомайская». По счастливой случайности, поезд находился не в туннеле, а на открытом участке пути – иначе жертв было бы значительно больше.

Затем в течение сорока минут последовало еще два взрыва: в 18:05 взорвалась бомба в продовольственном магазине № 15 на улице Дзержинского. Третий взрыв прозвучал в 18:10 около продуктового магазина № 5 на улице 25 Октября (совр. Никольская), которая расположена между Красной площадью и Лубянкой.

Совсем недавно - 19 декабря 1976 года, вся советская страна пышно отметила 70-летие Брежнева. В эти дни много говорилось о том, что СССР – это оплот мира во всем мире, о мирном небе над головами советских людей, и о пролетарском интернационализме (куда же без него)… Когда Брежневу доложили об этих взрывах, он немедленно потребовал от председателя КГБ Андропова и министра МВД Щелокова немедленно найти преступников. На поиски преступников были брошены лучшие силы прокуратуры, МВД и КГБ СССР, о ходе следствия регулярно докладывали лично Брежневу. Операция получила кодовое название "ВЗРЫВНИКИ", но найти преступников «немедленно» не получалось.

Не было сделано никакого предупреждения, не было выдвинуто ни одного требования, никто не взял на себя ответственность. Тишина. 10 января вышло сообщение ТАСС, в котором упоминалось лишь об одном взрыве в метро. Не давая сведений о погибших и раненых, в нем лишь сообщалось что «потерпевшим была оказана медицинская помощь». Зато недостатка в слухах не было. В трамваях, очередях и курилках обсуждали фантастические подробности происшествия, рассказывали о сотнях жертв. В головах у добропорядочных советских граждан не укладывалось – кто мог рассчитывать получить от злодеяния какую-то выгоду? То ли иностранные шпионы, то ли маньяки какие-то, то ли диссиденты…

Одновременно шел поиск иголки в стоге сена: по деталям взрывных устройств. В оболочке одной из бомб была признана чугунная утятница вместе с крышкой, изготовленная на Харьковском заводе лентотранспортного оборудования. Подозрение пало на украинских националистов, но составленный список мест, куда могла попасть продукция завода, насчитывал аж 40 городов Советского Союза.

Было установлено место изготовления кожзаменителя одной из сумок, в которой помещалась бомба, но список предприятий – получателей этой кожи умещался на двух листах убористого текста. По заключению экспертов электросварка бомб проводилась специальным электродом, который использовался лишь на оборонных предприятиях – в разработку были включены все, кто имел отношение к «почтовым ящикам», где она применялась. Было установлено происхождение мышьяка, который присутствовал в осколках бомб, но он широко применялся в промышленности. Подобные мероприятия проводились по всем деталям и частицам, которые прямо или косвенно имели отношение к разорвавшимся бомбам - проводам, болтам, гайкам, шпилькам, остаткам часового механизма, латексу.

Из примет преступников существовало лишь расплывчатое описание высокого, широкоплечего мужчины в коричневом пальто с воротником из бобра, который расталкивая покупателей в продовольственном магазине, выбежал на улицу перед самым взрывом.

Как вы сами понимаете, толку от всего этого не было никакого, и преступление так бы и осталось нераскрытым, если бы в конце октября 1977 года те же преступники не решили совершить ещё один теракт. С этой целью они прибыли в Москву, и взяв обратные билеты на поезд «Москва - Ереван», они якобы запаниковали и вышли, оставив сумку с бомбой в зале ожидания Курского вокзала.

На самой бомбе стоит остановиться отдельно. С помощью часов она бы взорвалась спустя двадцать минут. Тумблер включения был двусторонним: при повороте вправо электрическая цепь через двадцать минут замыкалась на лампочку, при повороте влево - на детонатор. В этом состояла гениальная глупость или тонкий расчет. Скажем, после включения часов кто-то из пассажиров окликнул бы бомбиста, шагающего прочь от взрывного устройства "Але, вы сумку забыли!". Забрав бомбу обратно, нужно было всего лишь замкнуть тумблер на лампочку. На Курском вокзале террорист вначале повернул тумблер влево, но, заметив патруль, решил не рисковать и переменил направление тока. После этого он оставил сумку в зале ожидания и вышел налегке в туалет. Спустя несколько минут бесхозная вещь обратила на себя внимание. Кто-то из пассажиров заглянул внутрь, вытащил синюю куртку, шапку и моток проводов. Наткнувшись на часы и горящую лампочку, он сразу же забил тревогу.

Сумка была доставлена в отделение милиции. Дежурныйофицер, не долго думая, стал возиться с проводами и, повернул тумблер. Но взрыва не произошло: батарея к тому времени села полностью да здравствуют советские батарейки и лампочки .

На ноги поставили всю столичную милицию, перекрыли два аэропорта, железнодорожные вокзалы и автотрассы, которые вели в Ереван. Так как было установлено, что сумка была изготовлена на Ереванской кожгалантерейной фабрике и поступала в продажу только в Ереване. Кроме того, преступники, оставили в сумке собственную одежду, в частности осеннюю синюю куртку. Их взяли по прибытию поезда «Москва - Ереван» (Искали полураздетых граждан). Ими оказались Степанян и Багдасарян,

Обыск на квартире Степаняна выявил электросхемы, которые совпадали с московскими “адскими машинками" по семнадцати позициям. Вскоре КГБ арестовал и третьего участника взрывов Степана Затикяна, слесаря-сборщика с "Армэлектрозавода", старого знакомого комитетчиков.

Степан Саркисович Затикян окончил школу с золотой медалью. В 1966 студентом Ереванского политехнического института основал совместно с художником Айканузом Хачатряном и студентом Шагеном Арутюняном нелегальную «Национальную Объединенную Партию Армении». НОП была националистической группой, ставившей целью создание независимой Армении с включением земель Турецкой Армении; выход из СССР предполагался с помощью плебисцита. Группа развила активную подпольную деятельность, имела собственную типографию и выпускала газету «Парос» («Маяк»). В 1968 основателей НОП, а также нескольких их последователей арестовали и судили за «антисоветскую агитацию и пропаганду» и за участие в «антисоветской организации».

Затикян был одним из основателей НОП (Айрикян был его учеником и подчиненным по партийной иерархии).Он публично отказывался от гражданства СССР, отослал свой советский паспорт в политбюро с отказом от гражданства, требовал разрешения на выезд. Заметьте разницу, Айрикяна выслали из страны, Затикяну запретили выезд, отослали паспорт в Арм.ССР с указанием уговорить взять обратно свой паспорт (даже представить такое трудно в СССР), он же отказался его забрать, уговаривали его жену.

Приложение к обвинительному заключению по уголовному делу N197

СПРАВКА

1. Уголовное дело возбуждено 8 января 1977г. Управлением КГБ СССР по г. Москве и Московской области. Принято к производству следственным отделом КГБ СССР 14 ноября 1977г.

3. Обвиняемые находились под стражей: Затикян - с 4 ноября 1977г. Степанян - с 1 ноября 1977г. Багдасарян - с 1 ноября 1977г. Все трое содержались в следственном изоляторе КГБ СССР.

4. Предъявлены обвинения: Затикяну - 14 ноября 1977г. и 18 августа 1978г. Степаняну - 10 ноября 1977г. и 24 августа 1978г. Багдасаряну - 10 ноября 1977г. и 21 августа 1978г.

5. Вещественные доказательства по уголовному делу

А. Приобщенные к материалам дел - предметы, обнаруженные у обвиняемого Затикяна: лист бумаги с изображением схемы электровзрывной цепи самодельного взрывного устройства и эскиз монтажа размещения элементов этой цепи на корпусе взрывных устройств; три аналогичные листа бумаги; схема линий Московского метрополитена и три схемы маршрутов пассажирского транспорта Москвы; - предметы, обнаруженные у обвиняемого Степаняна: схема линий Московского метрополитена.

Б. Хранятся при уголовном деле - предметы, обнаруженные на месте взрыва 8 января 1977г. в вагоне поезда метро: цоколь электролампочки, осколки электробатареи, часть рычага тумблера, обрывки провода, части электродетонатора, кусочки кембрика и электроизоляционной ленты, детали будильника "Слава", металлические шпильки, гайка, чугунные осколки от утятницы, куски сумки из искусственной кожи; - предметы, обнаруженные на месте взрыва 8 января 1977г. в магазине N15 на ул. 25 Октября г. Москвы: чугунные осколки от трубы, части электродетонатора, детали тумблера, металлические шпильки, гайки, детали наручных часов "Победа" и куски сумки из ткани; - предметы, обнаруженные на месте взрыва 8 января 1977г. у магазина N5 на ул. 25 Октября г. Москвы: части электродетонатора, металлический колпачок электробатареи,кусочек электроизоляционной ленты, металлическая шпилька, чугунные осколки от трубы и детали наручных часов "Победа"; - предметы, обнаруженные 30 октября 1977г. на Курском вокзале г. Москвы: три самодельных взрывных устройства, три пластиковых мешочка, сумка-сетка и листы бумаги;

- предметы, обнаруженные у обвиняемого Затикяна: 54 металлических шпильки, 3 гайки, 12 металлических дисков, 6 тумблеров, 4 отрезка кембрика, 4 куска и моток провода,11 электролампочек, припой, куски вулканизированной резины, две пластинки из латуни, листы и куски картона, электроизоляционная лента, две свечи и куски парафина, три электропаяльника, пластиковый мешочек;

- предметы, изъятые у обвиняемого Степаняна: металлический диск, 4 гайки, два мотка провода, припой, тумблеры, электроизоляционная лента, кусок провода, две пластинки из меди и пластинка из сплава, близкого к латуни, 11 электролампочек, две электробатареи, картечь, свечи, 4 металлических сварных корпуса взрывных устройств, электропаяльник;

- обнаруженные у свидетеля Мурадяна А.А.: три электробатареи; - предметы, обнаруженные на местах подрывов экспериментальных устройств: 9 стальных осколков, осколок чугуна, остатки электродетонатора, два обрывка газеты;

В. Хранятся в камере вещественных доказательств следственного отдела КГБ СССР... - электродетонаторы и взрывчатое вещество из взрывного устройства, обнаруженное 30 октября 1977г. на Курском вокзале Москвы, дорожная сумка, свитер (рубашка), шапка-ушанка и перчатки, принадлежащие обвиняемому Степаняну; - предметы, обнаруженные у обвиняемого Степаняна:два электродетонатора, капсюль-детонатор, брюки от спортивного костюма, электродвигатель, а также абразивный камень, выданный свидетелем Мурадяном Р.М. 6. Иные предметы, приобщенные к делу: - образец хозяйственной сумки... - образцы стальной трубы... - макеты взрывных устройств... - туристический рюкзак и складная лопатка, изъятые у обвиняемого Степаняна и использованные обвиняемыми при производстве экспериментальных взрывов; дорожная сумка.. 7. Шесть охотничьих ножей, изъятых у свидетеля Амбарцумяна Г.Х., и охотничий нож, изъятый у обвиняемого Степаняна, как приобретенные без надлежащего разрешения.

На Багдасаряна улик практически не было. Следствие пришло к выводу, Степан Затикян был главным организатором и руководителем терактов, Степанян и Багдасарян - их непосредственными исполнителями.

Слева направо: Акоп Степанян, Степан Затикян, и Завен Багдасарян

Закрытый процесс длился всего четыре дня с 16 по 20 января 1979 года. Свою вину Затикян отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал все обвинения, предъявленные следствием. 24 января был зачитан смертный приговор. Еще через пять дней, 30 января, приговоренные были расстреляны.

Сохранилась видеозапись с выступлениями обвиняемых.

PS. Кстати следует обратить внимание, что на общем фоне нелогичной смотрится версия диссидентов о причастности КГБ к первой серии взрывов, как и версия Органов о причастности к ним Диссидентов, включая Сахарова.

Скорее уж КГБ просто использовало теракт в своих целях. А уж севшие батарейки, лампочка и оставленные куртки.. Ну или это премия Дарвина...

Так что вполне возможно, что террорист 77 года жив или помер своей смертью. А армянскую троицу банально подставили. В том числе для отчетности..

В наше время страх перед терактом в людном месте давно уже пополнил список классических фобий жителей мегаполиса. Кажется, что они являются печальной приметой современности. Однако в прошлом подобные страшные события тоже случались. Не смог их избежать и Советский Союз.

В 1970-е годы во многих странах мира активизировались радикальные террористические группировки. Итальянские «Красные бригады», испанская ЭТА, ирландская ИРА. Все эти подпольные организации объединяло одно: декларируя‚ что занимаются благородной революционной борьбой, они на деле заявляли о себе взрывами, убийствами и похищениями
невинных людей. Для советской идеологии это был еще один козырь, доказывающий пороки загнивающего капиталистического общества. Но даже в страшном сне никому из граждан «страны развитого социализма» не мог привидеться тот кошмар, который случился в Краснодаре летом 1971 года.

Утром 14 июня 1971 года водитель автопарка Николай Симонов, как обычно, пройдя медицинское освидетельствование, отправился в очередной рейс по маршруту «Улица Герцена — Радиозавод». Был час пик, поэтому салон автобуса пассажиры брали штурмом. Те, кому не хватило места, раздраженно оставались на остановке ждать следующего, даже не подозревая, что для них эта поездка могла бы стать последней в жизни.

Взрыв прогремел, когда автобус проезжал по улице Тургенева. Он был настолько мощным, что ЛАЗ опрокинулся набок, а в близлежащих домах выбило все стекла. И тут же взорвался бензобак, превратив огромную машину в гигантский костёр. Симонов, несмотря на полученную контузию, не растерялся. Выскочив из кабины, он монтировкой стал разбивать стекла и, вместе с прохожими, оказавшимися на месте аварии, начал вытаскивать шокированных людей наружу.

Кто-то из очевидцев вызвал пожарных и скорую помощь. Но, увы, пятерым пассажирам помощь медиков уже не понадобилась — они практически сгорели заживо. Пострадавших с ожогами и травмами различной степени тяжести развезли по больницам, где врачи продолжили бороться за их жизни. Ещё пять человек позднее скончались в больнице. Место происшествия было оцеплено милицией, и уже через полчаса после трагедии там начала работу оперативно-следственная бригада.

Первая версия, которую приняли к рассмотрению: короткое замыкание в моторе, который находится сзади рядом с бензобаком. Как следствие — воспламенение паров горючего от искры. Но скоро стало понятно, что дело совсем в другом. Даже не в халатности механиков, готовивших автобус к выходу на линию.

Очаг пожара, находившийся внутри салона, возник в результате подрыва самодельного взрывного устройства. Можно было не сомневаться, что здесь имела место не техногенная катастрофа, а самый настоящий террористический акт. Поэтому уголовное дело передали в следственный отдел Управления КГБ СССР по Краснодарскому краю. И, на всякий случай, перевели работу местной милицейской патрульно-постовой службы на усиленный вариант.

Смертельная начинка

Через сутки криминалисты дали заключение — «адская машина» представляла собой корпус огнетушителя, заполненный порохом, а также поражающими элементами в виде гвоздей, болтов, гаек и металлических шариков, которые пришлось собирать даже за десятки метров от места взрыва. С помощью уцелевших свидетелей удалось восстановить картину, непосредственно предшествовавшую взрыву. По их словам, одним из пассажиров был странный, разговаривавший сам с собой молодой мужчина невысокого роста с чёрным чемоданом в руке. Ему вдруг стало плохо, он попросил водителя остановиться и выпустить его, не доезжая до остановки. Через минуту после того, как мужчина покинул салон, и раздался взрыв.

Со слов свидетелей был составлен фоторобот подозреваемого, который, к сожалению, пока ничего не давал. Да и методик расследования подобных преступлений даже у могучего КГБ не было. Но неожиданно проявился интересный след. Один из чекистов, просматривая и анализируя милицейские сводки зафиксированных за последнее время происшествий, наткнулся на два интересных оперативных сообщения.

В январе 1971 года по телефонному звонку гражданки Кайстрюковой в дом на улице Ленина, где она проживала, приехал наряд милиции. Женщина увидела странный свёрток, прикреплённый к ручке двери соседской квартиры. От него тянулся шнур к утюгу, в свою очередь перекинутому через перила. Прибывшие на место взрывотехники, осмотрев конструкцию, пришли к заключению, что перед ними самодельное взрывное устройство, состоящее из огнетушителя с начинкой и противовеса в виде утюга. Если бы обитатели квартиры открыли дверь, это привело бы ко взрыву. Удивительно, но по поводу этого инцидента не было даже проведено элементарное расследование. Как оказалось, «чтобы не портить статистику». Это стоило должности начальнику РУВД, решившему не реагировать на «мелкое хулиганство».

Второй, на первый взгляд, незначительный случай имел место месяц спустя. Билетерша Мария Петровна отказалась впустить в самый большой на Кубани кинотеатр «Аврора» на вечерний сеанс низкорослого молодого мужчину с большим чемоданом в руке. Шла популярная американская комедия «В джазе только девушки», поэтому зал был переполнен. Когда мужчина стал настаивать и разговор перешёл на повышенные тона, женщина попросила напарницу вызвать милицию. Поняв это, несостоявшийся зритель решил удалиться. Прибывший на место инцидента экипаж патрульно-постовой службы не нашёл оснований его задерживать. Но вызов всё-таки был зафиксирован в сводке происшествий, что впоследствии очень помогло расследованию.

Бдительная билетерша, опознавшая по фотороботу странного незнакомца, и гражданка Кайстрюкова даже не подозревали, что своими решительными действиями они спасли человеческие жизни. Но гораздо более ценные для следствия показания дал хозяин заминированной квартиры, заведующий кафедрой психиатрии Кубанского медицинского института профессор Хромов. Вглядевшись в фоторобот, профессор воскликнул: «Да это же мой бывший пациент, Пётр Волынский!».

На квартиру подозреваемого было решено скрытно направить оперативную группу, чтобы в отсутствии хозяина провести негласный осмотр его жилища. Предположение оказалось верным. В однокомнатной квартире одинокого холостяка Волынского были обнаружены пара разряженных огнетушителей, мешок пороха, разобранные на шарики подшипники, предназначенные для начинки очередной «адской машины», чертежи самодельного взрывного устройства.

Не менее интересными оказались детали обстановки комнаты. Особенно висящая под портретом Наполеона Бонапарта фотография хозяина с надписью на обороте: «Мне можно всё». Как известно, рост императора составлял 167 сантиметров. Пётр Волынский был немножко ниже великого корсиканца - около 160-165 сантиметров. Постепенно узнавались всё новые и новые детали биографии советского террориста.

Успешно окончив медицинский институт, Волынский успешным врачом так и не стал. Этому мешало заболевание шизофренией. А «белый билет» в виде пожизненной инвалидности II группы ему выписал председатель медицинской комиссии профессор Хромов, который впоследствии чуть не стал жертвой мести шизофреника.

Неудовлетворённость своим материальным положением (какая зарплата может быть у подсобного рабочего?), врождённая амбициозность плюс прогрессирующая болезнь — всё это привело Петра к мысли, что его неприятности являются следствием маленького роста. Комплекс неполноценности натолкнул его на идею о создании Лиги низкорослых людей, которая защищала бы их интересы и наказывала высокорослых обидчиков. Он даже ходил по улицам и пытался «вербовать сторонников». А потом решил перейти от слов к делу.

Когда на суде его спросили, чего он хотел добиться, взрывая бомбу в автобусе, Волынский ответил быстро и не раздумывая: «Я ненавижу людей». Суд признал его невменяемым, освободил от уголовного наказания и приговорил к принудительному лечению в психиатрической больнице закрытого типа, расположенной в Смоленской области.

О его дальнейшей судьбе ходят противоречивые слухи. По одной версии, он был признан излечившимся и вышел на волю в 2000 году, после чего пропал без вести. По другой, его видели в той же больнице в 2015 году. Содержался Волынский в одиночной палате.

После бесланской трагедии президент России объявил 3 сентября Днём памяти жертв терроризма. В годовщину этого скорбного события по всей стране проходят траурные митинги, минуты молчания, концерты-реквиемы, в память о погибших зажигают свечи и запускают в небо 334 белых шара — по числу жертв теракта. В этот день вспоминают не только жертв Беслана, но и всех россиян, пострадавших от рук террористов. К местам трагедий люди несут цветы. В Москве траурные акции проходят у Памятника жертвам терроризма на Дубровке.

Школа №1 в Беслане

  • РИА Новости

1 сентября 2004 года в североосетинском городе Беслане боевики захватили более 1100 учащихся школы №1, их родственников и учителей. Людей загнали в спортзал и держали там три дня без еды и воды. 2 сентября после переговоров с экс-президентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в здании началась стрельба и взрывы, сотрудники спецслужб были вынуждены начать штурм. Большинство заложников освободили, 334 человека погибли, из них 186 детей. Более 800 были ранены. Боевиков уничтожили, одного выжившего приговорили к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение. Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 году).

Теракт на Дубровке

  • РИА Новости

23 октября 2002 года в Театральный центр на Дубровке в Москве ворвалась группа вооружённых боевиков. На сцене шёл мюзикл «Норд-Ост». Террористы взяли в заложники более 900 человек и заминировали здание. Они объявляли себя смертниками и требовали вывода российских войск из Чечни. Утром 26 октября спецназ начал штурм, во время которого был применён нервно-паралитический газ. Главарь боевиков Мовсар Бараев и большая часть террористов были уничтожены, трое задержаны. Погибли 130 заложников. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев.

Прерванный полёт

  • РИА Новости

24 августа 2004 года практически одновременно разбились два пассажирских самолёта. Оба вылетели из Московского аэропорта Домодедово: Ту-154 авиакомпании «Сибирь» направлялся в Сочи, Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» — в Волгоград. Взрывы на бортах лайнеров произошли с разницей в минуту в 22:54 и 22:55. Взрывные устройства привели в действие террористки-смертницы. Все пассажиры и члены экипажа в обоих самолётах погибли. Число жертв — 89 человек.

Взрывы в Московском метро

  • РИА Новости

6 февраля 2004 года на Замоскворецкой линии метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» был взорван вагон. Смертоносное устройство привёл в действие террорист-смертник. В результате 41 человек погиб, около 250 были ранены.

29 марта 2010 года две террористки-смертницы устроили взрывы на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры». Погиб 41 человек, пострадали более 90. Ответственность за теракт взял на себя Доку Умаров (ликвидирован в 2013 году).

Ещё два теракта произошли в непосредственной близости от станций метро. 8 августа 2000 года в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве сработало взрывное устройство: погибли 13 человек, 118 получили ранения. 31 августа 2004 года смертница взорвала себя у метро «Рижская»: погибли 10 человек, 50 были ранены.

Кровавый сентябрь 1999 года

В сентябре 1999 года Россию потрясла целая серия терактов.

4 сентября в дагестанском Буйнакске рядом с пятиэтажным домом 3 на улице Леваневского, в котором проживали семьи военнослужащих 136‑й мотострелковой бригады Минобороны России, был взорван грузовик ГАЗ‑52. В машине находилось 2,7 тыс. килограммов взрывчатого вещества из алюминиевого порошка и аммиачной селитры. Были разрушены два подъезда, 58 человек погибли, 146 были ранены. Позднее ещё 6 человек скончались от полученных травм.

8 сентября произошёл взрыв в Москве на улице Гурьянова. Взрывное устройство сработало на первом этаже 9-этажного жилого дома 19. Два подъезда были полностью уничтожены. Погибли 92 человека, 264 были ранены.

  • РИА Новости

13 сентября прогремел взрыв на Каширском шоссе в Москве — в подвальном помещении 8-этажного жилого дома. Мощность взрыва — 300 килограммов в тротиловом эквиваленте. Погибли 124 человека, 9 получили ранения.

16 сентября в городе Волгодонске Ростовской области около 9-этажного дома на Октябрьском шоссе сдетонировал начинённый взрывчаткой грузовик ГАЗ‑53. Мощность взрыва составила 1-1,5 тыс. килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате обрушилась фасадная часть двух подъездов, на некоторых этажах возник пожар. Погибли 19 человек, всего пострадавших — 310.

«Невский экспресс»

  • РИА Новости

Первая попытка подорвать «Невский экспресс» была предпринята 13 августа 2007 года. Тогда с рельсов сошли электровоз и 12 вагонов, около 60 человек были ранены. 27 ноября 2009 года произошёл второй теракт — на 285 километре Октябрьской железной дороги. Три последних вагона сошли с рельсов. Погибли 28 человек, ранены более 90.

Волгоград-2013

  • РИА Новости

Накануне Нового года в Волгограде произошло два террористических акта.

29 декабря 2013 года в здание железнодорожного вокзала пытался пройти террорист-смертник, но был остановлен старшим сержантом полиции Дмитрием Маковкиным. Террорист привёл взрывное устройство в действие на входе у досмотровой зоны. Погибли 18 человек, 45 были ранено. Дмитрий Маковкин, предотвративший проникновение террориста в зал ожидания, был посмертно награждён орденом Мужества. На следующий день, 30 декабря, произошёл ещё один теракт — в троллейбусе 15А в Дзержинском районе города взорвал бомбу другой смертник. Погибли 16 человек, пострадали 25.

Зал ожидания в Домодедове

  • РИА Новости

24 января 2011 года в Московском аэропорту Домодедово в зале международных прилётов террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство. Взрыв прогремел в толпе встречающих. Погибли 38 человек, пострадали 116.

Илья Оганджанов

А теперь, вооружившись теоретическим багажом:), собственно хроника:

1954
Июнь - cамовольный захват пассажирского самолёта «Ил-12» бортмехаником В. Поляковым в г. Новосибирск с целью таранa жилого домa. Самолёт пытались сбить, но неудачно. В результате Поляков сел сам, осуждён к расстрелу, заменённому на тюремное заключение.

1958
25 октября - первый в истории СССР теракт на воздушном траспорте: попытка захвата 2 неизвестными пассажирского самолёта «Ан-2» (маршрут Якутск-Безымянный) в аэропорту г. Нижние Кресты (Якутская АССР). Захватчики потребовали лететь в США, угрожая в противном случае взорвать самолёт. Пилотам удалось известить наземные службы аэропорта, которые проинформировали милицию и КГБ. Операция по обезвреживанию террористов заняла несколько часов, после неудачных переговоров предпринят штурм самолёта. Террористы обезврежены и позднее осуждены. Жертв нет.

1959
Март - инцидент в мавзолее Ленина-Сталина (Москва): некий мужчина пронёс в помещение тяжёлый молоток и, проходя в процессии, швырнул его в саркофаг, разбив стекло вдребезги. Осколки причинили множественные повреждения коже лица и рук мумии Ленина, однако этот урон учёным удалось быстро ликвидировать и уже спустя несколько месяцев мавзолей снова открылся для посетителей. Нарушитель схвачен.

1961
21 июня - попытка захвата пассажирского самолёта «Ан-2» в аэропорту г. Ашхабад (Туркменская ССР). Нападавших двое. Жертв нет.

1964
Сентябрь - в Молдавской ССР имела место одна из первых попыток угона пассажирского самолёта: 2 судимых гражданина пытались сбежать на Запад. Однако попытка угона провалилась, один из террористов застрелился, другой арестован.

1968
26-27 сентября - два солдата из части внутренних войск в г. Курск дезертировали с оружием, захватили квартиру в жилом доме, выходившую окнами на Привокзальную площадь города. Убив находившихся в ней, они начали прицельно расстреливать людей на площади. Квартиру блокировала милиция, после многочасовых переговоров один из террористов убил своего напарника и сдался. Он был осуждён и расстрелян. В результате теракта погибли 13 и ранено 11 человек.

1969
22 января - младший лейтенант В. Ильин из г. Ломоносов Ленинградской области предпринял попытку покушения на Л.И. Брежнева. Раздобыв форму работника милиции, он затесался в Кремле в оцепление, расставленное на время торжественной встречи кортежа с космонавтами, и расстрелял 2 обоймы в лобовое стекло первой машины, в которой, по его мнению, должен был находиться генсек. Однако в машине находились космонавты, машина Брежнева же проехала через другое ворота. От пуль погиб водитель, ранен мотоциклист из группы сопровождения. Ильин признан психически больным и приговорён к заключению в Казанской психбольнице.
3 июня - вооруженной группой из 3 жителей г. Ленинград захвачен самолет «Ил-14», совершавший внутренний рейс по маршруту Ленинград-Таллин. Убит бортмеханик, вступивший в борьбу с угонщиками. Теракция пресечена силами экипажа самолёта. Члены экипажа награждены орденами.

1970
1 мая - в г. Архангельск во время праздничной демонстрации на трибуну, на которой находилось партийно-советское руководство области, ворвался местный житель и открыл огонь из автомата. Несколько человек убито, многие ранены.
15 июня - органами КГБ в аэропорту «Пулково» (г. Ленинград) пресечена попытка вооруженного захвата и угона за границу пассажирского самолета: 16 граждан еврейской национальности намеревались таким путём улететь в Израиль, однако арестованы прямо на лётном поле. В декабре участники группы (Э. Кузнецов, М. Дымшиц и др.) сурово осуждены (приговоры вплоть до «высшей меры»). Протесты мировой общественности против смертных приговоров сыграли свою роль: ВМН заменена 15-летним тюремным заключением.
15 июля - попытка захвата пассажирского самолёта «Ан-2» (рейс Ленинград-Сортавала). Нападавших двое. Жертв нет.
15 октября - первый состоявшийся случай «воздушного терроризма» в СССР. Отцом и сыном Бразинскасами захвачен пассажирский самолет «Ан-24» (рейс Батуми-Сухуми). При этом убита бортпроводница Н. Курченко, тяжело ранены 2 пилота. Террористы посадили самолет в Турции, но уже через несколько дней его со всеми пассажирами вернули в СССР. Самих преступников турецкие власти не выдали по политическим соображениям, позднее они экстрадированы в США, где объявлены «политическими беженцами». В 2004 Бразинскас-сын осужден за убийство отца.
27 октября - захват 2 пассажирами и угон в Турцию самолёта «Л-202» (рейс Керчь-Краснодар). Жертв нет. Угонщики выданы СССР.
13 ноября - попытка захвата самолёта «Ил-14» (рейс Вильнюс-Паланга). Нападавших двое. Жертв нет.

1971
14 июня - взрыв в рейсовом автобусе в Краснодаре. Совершён душевнобольным рабочим стройки - выпускник мединститута, он был обижен на то, что ему не позволили работать по специальности. Ранее он дважды пытался совершить теракты при помощи самодельных бомб, но всякий раз его останавливали. В автобусе во время утреннего рейса находились около 100 человек, в результате взрыва погибло 10, множество пассажиров получило ранения, кроме того, взрывная волна повалила росшие неподалёку деревья и выбила в окрестных домах двери и окна. Подрывник найден через пару дней, однако признан судом невменяемым и приговорён к заключению в психбольнице.

1973
23 апреля - попытка захвата пассажирского самолёта «Ту-104» (рейс Москва-Ленинград). Убито 2 человека.
19 мая - трагическая попытка захвата пассажирского самолёта «Ту-104» (рейс Москва-Чита): один из пассажиров пронёс на борту бомбу и огнестрельное оружие и во время полёта потребовал изменить маршрут в сторону Китая. Находившийся на борту вооружённый милиционер попытался обезвредить преступника, однако тот успел привести взрывное устройство в действие. Самолёт взорвался в воздухе в районе озера Байкал, все находившиеся на борту (81 человек) погибли.
25 июля - захват и угон в Трабзон (Турция) пассажирского самолёта «Ан-2» (рейс Ростов-Сальск). Угонщик один. Жертв нет.
26 июля - попытка захвата самолёта «Ил-14» (рейс Вильнюс-Паланга), 1 человек ранен.
1 сентября - бывший заключенный, отсидевший 10 лет, осуществил «покушение на Ленина» в мавзолее на Красной площади. Спрятав под одеждой взрывное устройство, он в числе экскурсантов прошёл в здание, где и привел его в действие. Его разнесло на части, погибла супружеская чета из Астрахани, ранены 4 школьника, контужены и разбросаны взрывной волной по залу солдаты почетного караула. Тело же Ленина оказалось защищено достаточно надежно и не пострадало. Мотивы «камикадзе» так и остались тайной.
2 ноября - захват пассажирского самолёта «Як-40» (рейс Москва-Брянск): 4 учащихся старших классов, вооружённые огнестрельным оружием, потребовали 1,5 миллиона долларов, дозаправки в г. Ленинград и свободного вылета в Скандинавию. Ранены 2 члена экипажа, попытавшиеся обезоружить их. Самолёт приземлился в аэропорту Внуково, в ходе штурма 2 захватчикa убиты, 2 сдались; ранены также 2 пассажира.

1975
3 взрыва в городах Грузинской ССР: Сухуми (возле обкома КПСС, 1 человек погиб), Тбилиси (на проспекте Руставели перед зданием дома правительства) и Кутаиси (в городском сквере). Их организатор, некто В. Жвания впоследствии был разыскан и расстрелян по приговору суда в январе 1977. В том же году взрыв был организован в г. Баку (Азербайджанская СССР).

1976
26 января - попытка захвата самолёта «Ил-62» (рейс Фрунзе-Москва). Угонщик один. Жертв нет.
4 июля - попытка захвата самолёта «Ан-2» (рейс Грозный-Элиста).
23 сентября - второй пилот «Ан-2» Засимов совершил угон своего самолёта без пассажиров из Пушкинского района Азербайджанской ССР в соседний Иран. Властями Ирана 25 сентября возвращён в Советский Союз.
26 сентября - в г. Новосибирск пилот самолёта «Ан-2» совершил несанкционированный взлёт и протаранил многоэтажный жилой панельный дом. При столкновении и в результате вспыхнувшего пожара погибли сам пилот и 11 жильцов дома. По имеющимся данным, пилот намеревался таким образом расправиться с оставившей его женой, а также её родителями, с которыми она проживала (предполагаемых жертв в доме не оказалось).
+
группа студентов из Гайаны захватила в доме №148 по Ленинскому проспекту (Москва) консула своей страны и, угрожая ему топором, потребовала от него увеличения стипендий. Ситуацию удалось разрешить без штурма.

1977
7 января - серия взрывов в Москве: в вагоне метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская», в торговом зале продуктового магазина №15 Бауманского райпищеторга и в нескольких сотнях метров от здания КГБ СССР, около продовольственного магазина №5 на улице 25-летия Октября. В результате погибли 7 (по другим данным 29) и ранения получили более 40 человек.
25 мая - дважды судимый В. Сосновский захватил самолет «Ан-24» (рейс Рига-Даугавпилс), потребовал изменить курс и следовать в Стокгольм (Швеция). Самолёт с членами экипажа и пассажирами возвращён 27 мая, угонщик осуждён в Швеции на 4 года.
11 июня - в Москве возле гостиницы «Советская», что на Ленинградском проспекте, взорвано такси, ранены несколько случайных прохожих. Преступник, заложивший взрывное устройство, спустя месяц задержан, но о мотивах ничего не сообщалось.
17 июня - неизвестный, угрожая взрывом, захватил самолёт «Як-40» (рейс Таллин-Калининград), и потребовал лететь в Швецию. Самолёт посажен в аэропорту г. Вентспилс, террорист обезврежен.
10 июля - пассажирский самолёт «Ту-134» (рейс Петрозаводск-Ленинград), захвачен 2 неизвестными, вооружёнными гранатами, которые потребовали направить его в Стокгольм. Экипаж совершил посадку на дозаправку в аэропорту Хельсинки (Финляндия), где преступники были арестованы и позже переданы СССР.
Октябрь - на Курском вокзале в Москве обезврежено новое взрывное устройство. Благодаря этому январские террористы и задержаны вскоре КГБ. Выяснилось, что организаторы и исполнители - группа армянских террористов под руководством Затикяна. На состоявшемся закрытом суде её участники приговорены к расстрелу.
19 октября - попытка захвата самолёта «Ан-2» в аэропорту г. Тарту (Эстонская ССР). Угонщик один. Жертв нет.
6 ноября - попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Паланга-Вильнюс). Безработный с муляжом гранаты потребовал изменить курс и лететь в Швейцарию. Самолёт посажен в Вильнюсе, преступник задержан опергруппой.

1978
21 февраля - захват самолёта «Ту-134» (рейс Пулково-Мурманск) с требованием следовать в Осло под угрозой взрыва. После применения спецсредств преступник, запершийся в туалете, задержан, взрывоопасных предметов при себе не имел.
9 апреля - в самолете «Як-40» (рейс Паланга-Рига-Таллин) неизвестный потребовал от экипажа следовать в Швецию. После отказа выполнить его требование 11 раз выстрелил в дверь кабины экипажа и стены самолёта. Самолет посажен в аэропорту г. Пярну, преступник задержан.
1 мая - во время полёта самолёта «Ил-18» (рейс Ашхабад-Минеральные Воды) некто Скубенко потребовал изменить курс и сесть в Тегеране (Иран), угрожая при этом пистолетом и гранатой. Вторым пилотом террорист застрелен, самолёт посажен в аэропорту г. Ашхабад.
24 мая - беспрецедентное в истории СССР ЧП в Москве: вооружённый огнестрельным оружием террорист захватил офис финской авиакомпании «Финнэйр» (ул. Кузнецкий мост), взяв сотрудников в заложники. Требование: помочь ему улететь в Финляндию. Через несколько часов захватчик обезврежен нарядом милиции.
15 октября - попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Симферополь-Одессу-Тернополь): пассажир, угрожая пистолетом, потребовал изменения курса (не назвав маршрута), угрожал взрывом. Самолет возвратился в Симферополь, захватчик задержан.
9 ноября - душевнобольной чечен потребовал изменить курс самолёта «Ан-24» (рейс Грозный-Махачкала), произвёл несколько выстрелов в обшивку самолёта, перед посадкой застрелился.
10 ноября - захват самолёта «Ан-24», вылетевшего из аэропорта г. Сухуми (рейс Чарьков-Ростов-Сухуми-Батуми). Пассажир через бортпроводницу передал записку экипажу с требованием лететь в Турцию, угрожая взорвать самолёт. Самолет посажен в аэропорту г. Батуми, оружия и взрывного устройства у преступника не оказалось.

1979
6 января - попытка захвата самолёта «Ту-134» в аэропорту Пулково (г. Ленинград). Угонщиков четверо. Жертв нет.
28 марта - житель г. Херсон (Украинская ССР) Ю. Власенко проник в здание посольства США, прошёл в консульский отдел и в ультимативной форме потребовал крупную сумму денег и незамедлительного вылета за рубеж (в США). В случае отказа он пригрозил привести в действие самодельное взрывное устройство. Двухчасовые переговоры не привели к результату, «террориста» попытались обезвредить выстрелами из бесшумного пистолета, однако он всё-таки смог произвести взрыв и вскоре скончался от полученных ран. В помещении начался сильный пожар, вскоре ликвидированный.
1 апреля - экипажу самолёта «Як-40», вылетевшего из аэропорта г. Симферополя (рейс Одесса-Кутаиси) через стюардессу передана записка с требованием следовать в Турцию под угрозой взрыва. Самолет вернулся в Симферополь, угонщик арестован, у него изъят муляж взрывного устройства.
14 мая - захват 2 местными жителями пассажирского автобуса в г. Новокузнецк. Террористы потребовали везти их в аэропорт, на возражения пассажиров одного из них убили, 4 взяли в заложники. Им предоставлен вертолёт, но на взлётно-посадочной полосе в перестрелке с охраной и сотрудниками милиции один из захватчиков убит, другой схвачен (позже приговорён к расстрелу). При себе имели обрезы охотничьих ружей, ручную гранату и взрывное устройство.
8 июня - взрыв возле кинотеатра «Мир» в г. Клин (Московская область). Пострадали 2 человека. Подрывник - детский хирург, недовольный политикой властей и решивший встать на путь индивидуального террора.
26 июля - второй взрыв, на сей раз на Ленинградском шоссе (Московская область). Пострадал 1 человек.
14 сентября - инцидент на самолёте «Ил-18» (рейс Анадырь-Магадан-Хабаровск): один из служащих конвоя потребовал изменить курс, тяжело ранил одного своего напарника, но сам смертельно ранен другим. Пассажиры и экипаж не пострадали.
29 сентября - третий взрыв, организованный клинским подрывником, в деревне Малое Щапово Клинского района (Московская область). Погиб 1 человек. На следующий день подрывник арестован.

1980
20 марта - житель г. Баку, безработный армянин, попытался захватить самолёт «Ту-134» (рейс Баку-Ереван), угрожая бортпроводнице ножом, потребовал изменить курс и следовать в Турцию, однако обезоружен и связан экипажем. Самолёт приземлился в аэропорту Ереван.
14 апреля - во время рейса самолёта «Л-410» (Батуми-Сухуми) пассажир, ученик 10-го класса, подбросил в кабину экипажа письмо с угрозой взрыва самолёта, если его не посадят в Турции. Самолет вернулся в Батуми, хулиган задержан.
7 мая - в аэропорту г. Минск ученик 9-го класса попытался проникнуть в самолёт «Ту-134» (рейс Минск-Вильнюс-Ленинград), имея при себе похищенную ранее малокалиберную винтовку «Биатлон-8» и патроны к ней. Однако дверь самолёта оказалась закрыта, «террорист» вскоре задержан у трапа.
8 августа - в строго охраняемой партийной здравнице (посёлок Чолпон-Ата на Иссык-Куле) убит председатель Совета министров Киргизской ССР С.Ш. Ибраимов. Первоначально событие квалифицировано как «террористический акт». Убийца - некто Н. Смагин - объявлен во всесоюзный розыск и спустя несколько месяцев обнаружен в поезде, следовавшем в г. Куйбышев, повесившимся в вагонном тамбуре на... милицейском шарфе. Официально объявлено, что Смагин был душевнобольным и совершил преступления безмотивационно, в бреду. Газета английских коммунистов «Morning Star» в номере от 8 января 1981 написала, что «это убийство, совершенное по политическим мотивам».

1981
По информации КГБ СССР в ЦК КПСС от 29 ноября , житель города Ярославля Е. Негрий готовил взрыв самодельных бомб в различных местах Ярославля «с целью побуждения населения к активному выражению недовольства недостатками в снабжении продуктами». В 1980 его уже профилактировали за «антисоветскую агитацию и пропаганду».
Декабрь - в г. Челябинске в переполненном трамвае прогремел взрыв. Обнаруженные на месте происшествия обрывки портфеля, в котором находилось взрывное устройство, вывели оперативников на след террориста, который, впрочем, задержан и изобличён лишь спустя 5 лет. Выяснилось, что теракт он совершил по мотивам личной мести.
18 декабря - первый в истории СССР захват школы: в г. Сарапула Удмуртской АССР. 2 военнослужащих мотострелковой дивизии самовольно оставили часть с оружием и захватили школу близлежащего города. Они забаррикадировались в классе с учащимися и пытались заставить местные органы власти выполнить их требования: выдать деньги и визы, а также предоставить самолёт для вылета за границу (в США). В аэропорту г. Ижевск расположено подразделение группы спецреагирования «Витязь», школу блокировала группа «А». С преступниками проведены переговоры, в результате которых они спустя несколько часов сдались. Никто из заложников не пострадал.

1982
2 марта - обезвреживание группой спецназа «А» на территории посольства США в Москве некоего Ушакова, вооруженного самодельным взрывным устройством.
8 июля - инцидент в аэропорту г. Мурманск: после посадки пассажиров в самолёт «Ту-154», вылетавший в г. Ленинград, один из пассажиров передал стюардессе записку с требованием доставить на борт 2 чемодана по 250 тысяч рублей в каждом, угрожая открыть стрельбу на поражение. Сотрудниками милиции пассажир задержан.
19 сентября - попытка захвата самолёта «Як-40» (рейс Кингисепп-Таллин). Угонщиков четверо. Жертв нет.
7 ноября - захват самолёта «Ан-24» (рейс Новороссийск-Одесса): один из пассажиров, угрожая взрывным устройством, потребовал лететь в Турцию, ранены бортмеханик и пассажир, попытавшиеся оказать сопротивление. Экипаж совершил посадку в турецком аэропорту г. Синоп. На следующий день самолёт со всеми пассажирами возвращён в СССР, исполнители приговорены турецким судом к 8 годам тюремного заключения.

1983
25 января - попытка захвата одним из пассажиров самолёта «Ту-154» (рейс Ашхабад-Ереван). Угрожая самодельным взрывным устройством, он потребовал лететь в Турцию. В результате проведённой спецоперации преступник обезврежен, бомба изъята.
27 мая - командир звена летного отряда Латвийского УГА, обманным путём завладев самолётом «Ан-2», перелетел границу и приземлился на острове Готланд (Швеция). Самолёт возвращён СССР.
5 июля - захват пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Шереметьево-1 - Таллин). Угрожая взрывом, 2 преступника потребовали изменить курс на Лондон или Осло. При эвакуации пассажиров сотрудник фельдсвязи применил личное оружие, убив одного и ранив второго захватчика.
18 ноября - захват самолёта «Ту-134» (маршрут Батуми-Киев-Ленинград): группа вооружённых преступников из числа «золотой молодежи» (дети высокопоставленных родителей из Грузии, оружие пронесли через «депутатский зал») ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, при попытке обезоружить их убили 2 лётчиков, стюардессу и 2 пассажиров, тяжело ранили ещё 2 членов экипажа. Самолет приземлился в аэропорту г. Тбилиси, 19 ноября в результате проведённой спецоперации «Набат» преступники схвачены, пассажиры освобождены.

1984
18 июня - попытка захвата самолёта «Ту-154» (рейс Домодедово-Сургут). Угонщик один. Жертв нет.

1985
17 ноября - попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Таллин-Рига-Вильнюс). Угонщики - семейная пара - под угрозой взрыва потребовали следовать в Швецию. Для угрозы экипажу в качестве взрывного устройства использовались часы «Севан» и школьный компас. Самолёт произвёл посадку на военном аэродроме в Хаапсалу, где угонщики задержаны, впоследствии осуждены.
19 декабря - захват и угон в Китай самолёта «Ан-24» (рейс Якутск-Чулман-Тахтамыгда-Чита-Иркутск). Второй пилот пересёк государственную границу с КНР и приземлился у г. Хайлар (KHP). Судом Харбина осуждён к 8 годам лишения свободы, по отбытию половины наказания возвращён в СССР, где приговорён дополнительно к 5 годам тюрьмы.

1986
20 сентября - теракт в г. Уфа (Башкирская АССР): 3 солдат из полка внутренней службы МВД, находясь во внутреннем наряде, завладели оружием и захватили такси. По дороге они расстреляли 2 милиционеров. Испугавшись содеянного, один из них скрылся, остальные направились на аэродром, где ворвались в самолёт «Ту-134 А» и захватили его, убив 2 пассажиров. Требование террористов: следовать в Пакистан. В результате штурма, осуществленного сотрудниками группы «Альфа» 21 сентября, один из террористов убит, а второй ранен и впоследствии расстрелян по приговору суда.

1987
27 мая - угон в Швецию самолёта «Ан-2» Латвийского управления гражданской авиации. Самолёт, не долетев до острова Готланд около километра, приземлился на воду. Угонщик осуждён в Швеции к условному лишению свободы.
13 сентября - попытка угона самолёта «Ту-134» (рейс Минск-Ростов). Угонщик под угрозой взрыва требовал лететь во Францию, но обезврежен экипажем, после задержания у него изъята имитация взрывного устройства из кусков мыла, прищепки, звонка и телефонного провода. Судебно-психиатрической экспертизой угонщик признан невменяемым.

1988
8 марта - один из самых знаменитых терактов в истории СССР: семья Овечкиных (11 человек: участники группы «Семь Симеонов», мать и малолетние дети) из Иркутска захватила пассажирский самолёт «Ту-154» (рейс Иркутск-Курган-Ленинград), потребовав лететь в Лондон. После приземления самолёта на дозаправку на аэродроме Вещево под г. Выборг отдан приказ на штурм. В результате непрофессиональных действий группы захвата погибли 3 человека, в том числе бортпроводница, 19 пассажиров получили ранения. Самолет полностью сгорел. Из террористов погибли 5 угонщиков.
30 марта - попытка захвата самолёта «Ту-134» (рейс Фрунзе-Москва). Угонщик один. Жертв нет.
4-6 июля - захват и блокирование аэропорта Звартноц (г. Ереван) на волне митингов в Армянской ССР. В ходе захвата 1 человек погиб. Для освобождения аэропорта применён отряд спецназа «Витязь».
1 декабря - теракт в г. Орджоникидзе (Северо-Осетинская АССР): 5 преступников захватили автобус с 30 учениками 4-го класса школы №42 и их учительницей. В обмен на детей власти предоставили нападавшим 2 миллиона долларов, оружие и самолёт для вылета в Пакистан. Достигнуто соглашение об их вылете в Израиль, 2 декабря в аэропорту Тель-Авива в ходе операции тамошних спецслужб террористы задержаны, а 3 декабря выданы СССР. В марте 1989 бандиты получили от 14 до 15 лет тюрьмы.

1989
20 января - попытка захвата пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Архангельск-Борисполь-Одесса). Угонщик под угрозой взрыва потребовал после вылета из Борисполя следовать в Бухарест (Румыния). Самолёт произвёл посадку в г. Одесса, где «террорист» задержан, взрывчатых веществ не обнаружено.
21 января - попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Ивано-Франковск - Киев). Угонщик под угрозой взрыва во время руления самолёта в аэропорту Ивано-Франковска потребовал вылета за границу. Задержан охраной аэропорта, взрывчатых веществ не обнаружено.
30 марта - захват пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Воронеж-Астрахань-Баку): находящийся во всесоюзном розыске пассажир заявил, что в самолёте якобы находятся 2 его сообщника, а в грузовом отсеке - взрывное устройство. Угрожая взрывом, он потребовал полмиллиона долларов и возможность вылета за границу. Террорист обезврежен сотрудниками группы «Альфа» 31 марта.
20 апреля - на станциях «Павелецкая» (радиальная) и «ВДНХ» Московского метрополитена обнаружены 2 самодельных взрывных устройства. Благодаря грамотным и оперативным действиям взрывотехников бомбы своевременно обезврежены.
Май - захват преступниками заложников в следственном изоляторе г. Кизела Пермской области и в исправительно-трудовой колонии пос. Лесное Кировской области. Успешные операции по освобождению заложников провёл спецназ внутренних войск МВД.
10-12 мая - захват заложников в изоляторе №1 УИТУ УВД Саратовского облисполкома. 4 уголовника, вооруженные заточками и «гранатами» (раскрашенные муляжи из хлебного мякиша), завладев ключами от 3-го этажа корпуса, открыли одну из камер и взяли в заложники 2 несовершеннолетних подследственных. Они предъявили ультиматум: 2 автомата, 4 пистолета с боекомплектом, гранаты, 10 тысяч рублей и автомобиль для беспрепятственного выезда из тюрьмы за пределы области. В случае невыполнения требований преступники угрожали расправой над заложниками. Милиция выполнила все условия, предоставив микроавтобус «РАФ» с полной заправкой бензином, на котором бандиты скрылись. По дороге захватили ещё 4 заложников, в т.ч. семью. Они выставили новые условия: самолёт для вылета за границу, крупная сумма денег, наркотики и водка. При этом вели себя крайне агрессивно. В результате проведённой группой «А» операции по освобождению заложников бандиты обезврежены, никто из заложников не пострадал.
20 мая - военный летчик А. Зуев угнал истребитель «МиГ-29» с аэродрома базы Цхакая (Грузинская ССР) в Турцию. Угонщик предстал перед турецким судом, но оправдан. Эмигрировал в США, где погиб в... авиакатастрофе.
21 декабря - попытка захвата самолёта «Як-42» (рейс Днепропетровск-Москва). Угонщик через стюардессу передал экипажу новогоднюю открытку с текстом, в котором требовал лететь за границу под угрозой взрыва самолёта. Посадка совершена в аэропорту Быково, где «террорист» задержан, при проверке никаких взрывчатых веществ не обнаружено.

P.S.
как впервые признал в интервью, опубликованном 26 октября 1989 г. газетой "Известия", тогдашний председатель КГБ СССР В.А.Крючков, в 70-е - 80-е годы органами госбезопасности были выявлены и профилактированы свыше 1 500 человек, вынашивавших террористические намерения (ссылка)

На территории СССР до 1991 года происходило от 40 до 50 взрывов преступной направленности ежегодно (ссылка)

Эпоха застоя в СССР не была богата терактами. Но все же они были, и почти все имели одну общую черту. А именно – бессмысленность (а то и неосуществимость) задуманного и бессмысленная же жестокость в реализации. "Бессмысленность" – ключевое слово для характеристики терроризма эпохи застоя (ссылка)

я описывал реальные факты, в 1988 году в Сибири сам дважды участвовал в освобождении заложников. Ознакомился тогда со статистикой -- ужаснулся! Прежде, в СССР, подобные теракты совершались 3-5 раз в год. Для такой страны -- ничто. И вдруг за 9 месяцев 1988 года их -- 36! (

Серия взрывов в Москве 1977 года

8 января 1977 года примерно в пять часов вечера взорвалась бомба в вагоне московского метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Полчаса спустя произошел второй взрыв около здания КГБ СССР на улице Дзержинского (сейчас — Большая Лубянка), а пару минут спустя прогремело и на улице 25 Октября (Никольская). Следователи из структур МВД и КГБ вычислили Степана Затикяна, Завена Багдасаряна и Акопа Степаняна — членов подпольной «Национальной объединенной партии Армении», цель которой — независимость Армении. Все трое террористов были приговорены к расстрелу. Этот процесс вызвал большое возмущение у некоторых диссидентов. Например, академик Андрей Сахаров настаивал на том, что это дело фальсифицировано. Погибло 7 человек, 37 человек пострадало.

Последствия взрыва в московском метро

Теракт в мавзолее Ленина 1973 года

Имя человека, взорвавшего бомбу напротив саркофага с Лениным, неизвестно. Охрана приняла террориста за обычного школьного учителя, ибо тогда было 1 сентября, а детей вокруг много. Как только мужчина поравнялся с телом Ленина, он соединил контакты проводов, и произошел взрыв, убивший его самого и стоявшую позади супружескую пару, несколько детей пострадало. От самого террориста мало что осталось, и потому его не удалось опознать. Однако на останках нашли документы, по которым становилось ясно, что мужчина был осужден сроком на 10 лет лишения свободы. Мотивы и цели террористы остались не ясны. Ленин нисколько не пострадал, поскольку находился под защитой бронированного стекла, ибо это был не первый случай, когда в мавзолее случался теракт. До этого, в 1967 году, некий житель Литвы по фамилии Крысанов подорвал себя у входа в мавзолей с помощью «пояса смертника».


Саркофаг с телом Владимира Ленина

Угон самолёта 1970 года

В Советском Союзе не раз совершали угон самолета. Террористы захватывали пассажирские авиалайнеры в 1977, 1978, 1982, 1983, 1985, 1986, 1988 годах И первый угон произошел 16 октября 1970 года, когда отец и сын Бразинскасы захватили Ан-24. Самолет следовал из Батуми в Краснодар. Захват произошел следующим образом: Пранас и Альгирдас Бразинскас сели на передние места напротив кабины пилотов. Через пять минут после взлета они передали бортпроводнице Надежде Курченко записку с такими словами:

«ПРИКАЗ № 9
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа — Смерть.
(Свободная Европа) П. К. З. Ц.
Генерал (Крылов)».

Надежда Курченко поняла, что дело плохо и, едва успев предупредить пилотов, была застрелена в упор. Самолет с 46 заложниками на борту приземлился в турецком Трабзоне. Террористы были арестованы, но не отданы советским властям. Позже они иммигрировали в США. Бразинскасы, по их словам, боролись за освобождение Литвы.


Слева стоит Альгирдас, а справа — Пранас Бразинскас

Захват автобуса с детьми в Орджоникидзе 1988 года

С 1 по 3 декабря 1988 года в современном Владикавказе развернулась настоящая драма. Пятеро мужчин обманом взяли в заложники тридцать детей, сказав, что они приехали забрать их с экскурсии на школьном автобусе. Террористы приехали к зданию местного комитета партии и стали требовать от властей выкуп и самолёт, который бы отправил их за пределы страны. А если к ним не пойдут на встречу, то они подожгут автобус, заявляли они. Собственно, захватчикам удалось добиться своей цели. Им предоставили самолет Ил-76 с экипажем, и они, под прикрытием живого коридора из детей, сели на борт и улетели в Израиль. Однако там их выдали советским властям, где и приговорили к заключению. Это был первый случай в послевоенном СССР, когда дети стали заложниками в террористической атаке.

 


Читайте:



Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан Область Городская администрация Аким Маржикпаев Ермек Боранбаевич История и география Основан 1824 Прежние названия...

Местонахождение, жизнь заключенных

Местонахождение, жизнь заключенных

Колония «Полярная сова» - этоисправительное учреждение особого режима. Здесь отбывают свой срок серийные убийцы, государственные преступники,...

Международный аэропорт рас-аль-хайма

Международный аэропорт рас-аль-хайма

Один из самых современных аэропортов в Объединенных Арабских Эмиратах - международный аэропорт Рас-эль-Хайма. Он расположен всего в получасе езды...

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Загадочные вулканы Как образуются вулканы

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Загадочные вулканы Как образуются вулканы

География для самых маленьких. Вулканы. 1.Расскажите ребенку легенду про древнего бога Вулкана (в Др.Риме) или Гефеста (в Др.Греции): В Древней...

feed-image RSS