Главная - Таиланд
Легенды жигулевских гор. Легенды самарской луки Легенды исчезающее озеро в жигулевских горах

Ширяевская долина на Самарской Луке – одно из самых удивительных мест Поволжья. Расположение ее – вдали от крупной промышленности, меж горными хребтами – позволяет ей сохранять чистую экологию, восхитительную природу и ореол таинственности. Считается, что именно здесь в своем волшебном подземном замке обитает покровительница этих мест – Хозяйка Жигулевских гор. Не удивительно, что крестьяне окрестных сел, основанных сотни лет назад, хранят многочисленные легенды о подземной повелительнице и о прочих чудесах, иногда открывающихся здесь путникам.

Не северное сияние, а Жигулевское

Вот какую байку в свое время записал известный собиратель волжского фольклора Дмитрий Садовников (датируется периодом от 1870 до 1875 годов):

"Поехал ширяевский мужик Иван Муханов после Ильина дня в лес за дровами да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, дров нагрузил знатно – лошаденка-то еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога-то знакомая. Мурлычет под нос себе песню да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Ну, Иван думает: "До дома еще верст семь, не больше, до полуночи доберусь, а воз разгружу завтра".

Вдруг лошадь дернулась и захрапела. "Неужто волки? – вздрогнул Иван. – Да нет, откуда они здесь летом? Они и зимой-то так близко к человеческому жилью не выходят". Подумалось ему и о медведе (в те годы эти животные еще водились в Жигулях – В.Е.). Только вдруг нечаянно глянул он влево – батюшки, свет над горой! Неужто, думает, с дороги сбился и проехал мимо своей деревни? Огляделся. Хоть и темно, но дорогу видно чисто. Да и лошадка близость дома почуяла, припустилась чуть ли не бегом. Ведомо, деревня рядом, версты три всего уж осталось.

А свет над горой разгорается и словно бы столбом стоит. Вот он уже и позади оказался. Мурашки по спине Ивашки побежали – не иначе леший его с пути сбить хочет. Слава богу, лошадь под горку мигом домчала. Сколько раз крестился Иван – не помнит, последний раз осенил себя знамением, когда в ворота въехал. А потом от стариков слышал, что это хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня открывает окна, и свет из ее подземной горницы всю ночь над горой столбом стоит".

"...от стариков слышал, что это хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня открывает окна, и свет из ее подземной горницы всю ночь над горой столбом стоит..."

О волшебнице-хозяйке Жигулевских гор сложено много легенд и былин. По преданию, она живет в таинственном замке в глубине горного хребта, лишь изредка появляясь на поверхности и показываясь людям. Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная Чаша…

Первопоселенцы Самарской Луки поначалу боялись властительницы жигулевских подземелий и подолгу здесь жить не рисковали. Однако вскоре все убедились, что волшебница отличается мирным нравом. Людей она никогда не обижала и даже иногда помогала им в беде.

Ширяевская долина издавна считается местом сосредоточения различных аномальных явлений, в том числе и "классических" НЛО в виде ярких шаров разного цвета, групп таких шаров и даже чего-то, по форме напоминающего "тарелки". Но наиболее загадочное видение, которое в окрестностях Каменной Чаши уфологам встречается чуть ли не каждый год, именуется "столбами белого света"

Подземной хозяйке служили странные существа – прозрачные белые карлики, которые могли внезапно исчезать в одном месте и тут же появляться в другом. От жителей жигулевских сел по сей день можно услышать рассказы о том, как путника, заблудившегося на горной дороге в ночной тьме или в зимней вьюге, неожиданно встречали эти необыкновенные существа, сквозь которых виднелись окрестные деревья. За считанные минуты карлики выводили обессилевшего человека прямо к дому, а затем, сделав свое доброе дело, на глазах у всех словно бы проваливались сквозь землю.

Ширяево от слова «ширь»...

Первые упоминания о старинном волжском селе Ширяево в архивных документах датируются 1643 годом. В то время местные жители занимались в основном рыболовством и охотой, благо что и зверя в Жигулях, и рыбы в Волге тогда водилось поболее, нежели сейчас.

Топонимисты считают, что слово "Ширяево" русского происхождения. Возникло оно, скорее всего, по причине необыкновенного простора и шири, открывающихся при взгляде с Волги на овражную долину, в которой и стоит село. И в самом деле, в этом месте ширина Ширяевского оврага превышает три с половиной километра. Ничего подобного по размерам больше нет во всем Среднем Поволжье. Правда, во времена графа Орлова село пытались переименовать в Богоявленское, но новое название не прижилось.

Как известно, именно в Ширяеве Илья Репин писал этюды для своей знаменитой картины "Бурлаки на Волге". А еще это село является малой родиной весьма известного поэта Александра Абрамова, который в зрелом возрасте взял себе псевдоним Ширяевец. В 1920-е гг. он издал в Москве несколько поэтических сборников, в которые в числе других вошли и стихи о Жигулях и волжском крае. В 1978 года в Ширяеве был открыт мемориальный музей Александра Ширяевца.

Ныне справа от села на склоне горы хорошо видны квадратные "окна" штолен. В этих местах еще в конце XIX века разрабатывался строительный камень, однако большинство видимых ныне штолен были заложены в 20-е – 30-е гг. ХХ столетия с целью добычи извести для нужд местной химической промышленности. Разработка камня закрытым способом в окрестностях Ширяева прекратилась лишь в начале 50-х гг.

Представьте себе длинный цилиндрообразный сияющий сгусток, висящий в воздухе на фоне ночной горной гряды, покрытой лесом, и вы получите приблизительное представление об увиденном.

Ширяевская долина издавна считается местом сосредоточения различных аномальных явлений. Сведения о некоторых из них в виде легенд и преданий дошли до нас еще с тех времен, когда русские люди впервые поселились на Самарской Луке. Но и в наши дни можно наблюдать некоторые из таких явлений. Часто это "классические" НЛО в виде ярких шаров разного цвета, групп таких шаров и даже нечто, по форме напоминающее "тарелки". Но наиболее загадочное видение, которое в окрестностях Каменной Чаши уфологам встречается чуть ли не каждый год, именуется "столбами белого света". Внешне они выглядят как светящиеся в темноте цилиндры, неожиданно возникают над лесом или дорогой и так же внезапно исчезают.

Обыкновенное чудо

Вот как прокомментировал это явление вице-президент неправительственной организации "Авеста" Олег Владимирович Ратник, преподаватель Самарского международного авиакосмического лицея:

Что именно может быть источником такого излучения в Жигулях, специалистам еще предстоит разобраться.

– Описанные выше "столбы белого света" мне удалось наблюдать лично в августе 1998 г. Наша исследовательская группа в тот момент находилась в урочище Каменная Чаша. После полуночи мы вдруг увидели, что над горами появилось "нечто". Объект мы заметили не сразу, он словно бы сгустился из воздуха и с каждой минутой светился все ярче и ярче. Когда на него обратили внимание, он выглядел как типичный, будто бы вышедший из местной легенды "столб жесткого света".

Кстати, жители жигулевских сел еще называют его просто "свеча". Представьте себе длинный цилиндрообразный сияющий сгусток, висящий в воздухе на фоне ночной горной гряды, покрытой лесом, и вы получите приблизительное представление об увиденном. О размерах объекта в тот раз судить было трудно, поскольку не удалось определить точное расстояние до него. Все же некоторые члены нашей группы оценили его длину от 5 до 10 метров, диаметр – около полуметра. С момента начала наблюдения "столб жесткого света" все время медленно перемещался по направлению от гор к долине и примерно через час растаял в воздухе так же медленно, как и появился.

Именно сюда и именно в этот день мы приехали потому, что как раз в данной точке пространства-времени и была наибольшая вероятность встречи с загадочным явлением. А вычислили мы ее на основе анализа местных легенд и преданий о хозяйке Жигулевских гор, которые уже более ста лет собирают этнографы и фольклористы на Самарской Луке. Честно говоря, мы не очень-то надеялись, что нам удастся что-либо заметить, но, как видите, в тот раз нашей группе повезло.

При этом научные данные говорят, что это явление относится вовсе не к области мистики, а напротив, имеет вполне реалистическую природную основу. В частности, самарские физики считают, что подобное вертикальное свечение воздуха может появиться при его ионизации, а она, свою очередь, обычно возникает в зоне действия мощного электромагнитного или радиационного излучения.

Что именно может быть источником такого излучения в Жигулях, специалистам еще предстоит разобраться. Однако новейшие геологические исследования в Среднем Поволжье показывают, что наш край входит в зону распространения подземных месторождений урана и радия. В частности, в районе Самарской Луки горные породы с промышленным содержанием радиоактивных элементов залегают на глубинах 400-600 метров от поверхности земли.

Поэтому вполне возможно, что в этих местах действительно есть некие "окна", только не в горнице легендарной хозяйки Жигулевских гор, а в виде расщелин в известковых породах. Через них периодически прорывается наружу природная радиация, после чего над горными массивами и появляются столбы ионизированного светящегося воздуха. Однако подтвердить или опровергнуть эту версию можно будет только после дополнительного изучения.

День 3. Жигулевские горы

Жигулевские горы - красивейшее место: со своими скалами, утёсами, крутыми обрывами, глубокими оврагами, балками, лесами спускающимися к подножию Волги.

Есть легенда о об этом необычном и загадочном месте, откуда взялись Жигулевские горы и Волга образуя Самарскую Луку. Самарская Лука примечательна и интересна тем, что Волга при огромной массе и силе водного потока не пробила сложенный мягкими породами перешеек в районе Переволок, а огибает Жигулевские горы огромной петлей (на карте отмечено синей линией)

Согласно одной из легенд, давным-давно жили-были два неразлучных брата: Сокол (левый берег Волги) и Жигуль (правый). Каждый из них слыл отважным и мужественным воином. Всякая девушка почла бы за честь стать женой любому из них. Только и не думали братья свататься. Полюбилась им обоим прекрасная Волга-колдунья и забыли они думать о ком-нибудь другом. Будто хмельным любовным зельем опоила витязей колдовка. Кружила им головы красой и нежным голосом, а сама думала лишь о Каспии. Мудр и хорош собой был Каспий, давно манил он к себе Волгу, обещая любовь и богатства, и задумала она сбежать к нему.

Прознали о том Жигуль и Сокол — разгневались на обманщицу. Заперли они колдунью, а чтобы пленница не сбежала, усадил Сокол своего пса охранять темницу. Заспорили братья — кто возьмет Волгу в жены, да только как под венец идти без согласия невесты. И решили Жигуль и Сокол добиться ответа от Волги. Пусть сама выберет себе из них мужа, а не выберет — так и света белого не увидит.

Опечалилась Волга. Испросила она времени до утра, чтобы подумать, а когда наступила ночь, запела грустно. Полились слова колдовскими переливами, звенели в ночи, заплакали, и не заметно стало клонить братьев в сон. Уснул Жигуль, уснул Сокол, и только верный сторожевой пес не смыкал глаз. Все смотрел он, да принюхивался, и рычал на молодую колдунью, стоило ей лишь шевельнуться. К утру же одолела колдовская дремота и сторожевого пса.

Но лишь ступила Волга один шаг, как поднял голову сторожевой пес и успел залаять: «Тип-Тяв!» Бросилась тогда молодая колдунья между проснувшимися братьями. Превратилась она в реку широкую, Жигуль и Сокол стали горами высокими, а собака Сокола стала кручей у подножья своего окаменевшего хозяина. Никто теперь не мог помешать красавице. Далеко унеслись её бурные волны и влились в объятия мудрого Каспия. Ведь ради возлюбленной стал он глубоким морем.

С тех пор так и стоят братья-богатыри, разлученные рекой Волгой, и лежит у ног Сокола его верная собака, которую до сих пор зовут Тип-Тяв.

1. Гора Тип-Тяв (в легенде Жигуль). На склоне горы виден старый известняковый карьер. Сейчас работы на заброшенном карьере перенесены выше по реке Сок

2. Серная гора (в легенде Сокол). Серная гора высотою 250 метров над уровнем моря получила своё название от Серного городка, образованного в 1720 году для добычи серы. Сейчас запасы серы истощились

3. Жигулевские Ворота - это самое узкое место на средней Волге. Ширина реки, зажатой горами составляет 925 метров. До Великой Отечественной войны здесь планировалась стройка Жигулёвской ГЭС, но после войны стройка была перенесена вверх по течению

4. Верблюд - гора на берегу Волги между селом Ширяево и поселком Гаврилова Поляна. Известное место тренировки скалолазов и альпинистов

5. Жигулевские горы являются растущими. По различным оценкам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет

6. Вверх по течению от Ширяево находятся старые брошенные каменоломни

7. На Самарской Луке, между селами Ширяево и Богатырь ежегодно летом проводится Грушинский фестиваль

8. Карьер известкового камня на Липовой Поляне в районе поселка Богатырь

9. Карьер открытого типа и в настоящее время действующий

10. Добытую щебенку тут же отправляют на баржи через грузовой причал

11. Богатырь - рабочий поселок на берегу Волги. Получил название от расположенного под горой одноименного известкового завода

12. Множество легенд и преданий связано с Царёвым курганом. Одни рассказывают, что татарский князь Мамон с семью татарскими царями плыл по Волге вверх. Он хотел пройти и покорить всю Россию, но внезапно умер. Воины, которых было огромное множество, сносили на его могилу землю шапками и щитами, и оттого образовался курган

13. Самарская Лука благодаря множеству шахт, штолен, пещер в горах до сих пор служит отличным укрытием. Известно, что в начале 1990-х годов из колонии сбежала группа уголовников и скрывалась в одной из пещер Луки почти целый год до того, как место их пребывания смогла обнаружить милиция

Самарская Лука – один из интереснейших памятников природы и истории. Волга, встретив на пути Жигулевские горы, изменила свое течение, потекла на восток. Пройдя вдоль горного кряжа, река миновала Жигулевские ворота и снова устремилась на юг, образовав излучину длиной 220 километров. Ее и назвали Самарской Лукой. Река Усаделит луку на две части: восточную и западную. Нас интересует прежде всего восточная часть, почти остров, омываемый водами Волги и Усы: возле села Переволоки реки отделяет друг от друга только небольшой перешеек,менее трех километров. Гористая местность, покрытая лесами, изрезанная глубокими оврагами и окруженная почти со всех сторон водой, издавна привлекала внимание людей. Археологи обнаружили здесь следы нескольких городищ, основанных более трех тысяч лет назад, у сел Моркваши, Ширяево, Винновка, Лбище. Люди занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, земледелием. В разные годы Самарской Лукой владели хазары, булгары. В 1236 году по ней прошли орды монголо-татарского хана Батыя, опустошив эти земли. Но свято место пусто не бывает. В ХVI веке сюда стали приходить беглые крестьяне, вольные люди, казаки. Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев. Ушкуйники (так часто называли их по типу используемых ими судов) нападали на богатые купеческие караваны, преимущественно шедшие с низовий Волги, Каспия. Если попытка овладеть товарами не удавалась, они переволакивали (отсюда и название села Переволоки) свои ладьи на реку Усу и по течению сплавлялись по ней, чтобы встретить купцов у Жигулевских ворот. Существует версия, что после убийства в низовья Волги персидского посла людьми атамана Ермака, царь Иван Грозный приказал истребить их беспощадно. Казаки ушли на Самарскую Луку, где и основали свои станы атаманы Иван Кольцо, Барбоша, Митя Бритоусов и сам Ермак. Самарский архитектор и краевед Емельян Филимонович Гурьянов посчитал такую версию вполне реальной и лет тридцать назад попытался обосновать ее. Изучая фортификационную систему на горе Лбище, неприступной со стороны Волги, он пришел к выводу, что она была устроена весьма грамотно и могла выдержать пушечный обстрел.«Создание же такой продуманной обороны было по силам только предусмотрительному и дальновидному атаману», каким и являлся Ермак. По указу Ивана Грозного осенью 1578 года снаряжается специальный отряд, которому надлежало пройти « на судах и по суше на конях» до Астрахани, и воров тех пытать, казнить и вешать. Купцы Строгановы, зная о таком решении царя, пригласили Ермака взять на себя охрану их городов в верховьях Камы. Весной 1579 года Ермак покинул Самарскую Луку и уже в конце июня пришел с дружиной на Каму в Орел-городок. Другие казаки ушли по реке Самаре на Яик (река Урал), а тех, кто остался на Самарской Луке, царские войска убили, их городки сожгли. Однако некоторые казаки все же уцелели, укрывших в потаенных местах Жигулевских гор. Когда беда миновала, вернулись на свои разрушенные станы, возродили их. Отсюда и пошли названия сел Ермаково, Кольцово, Севрюкаево. С волжской вольницей связаны и названия отдельных вершин Жигулевских гор: Караульная, Стрельная, утес Шелудяк. Есть и пещера Степана Разина, Разинский овраг. И даже основание волжских городов Симбирска, Самары, Саратова, Царицына для защиты волжского пути не избавляло реку от разбоев. Академик Лепехин и в 1768 году писал, что гребные купеческие суда, имея до ста рабочих, вооружались пушками «для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов». Желая покончить с волжской вольницей, Павел I издал в 1797 году приказ о патрулировании Волги военными судами, именуемыми гардкоутами. Два года они несли службу на реке, пока астраханский губернатор не сообщил адмиралу Кушелеву о том, что значительная часть «разбойничьих шаек» переловлена, и на реке установилось затишье. Гардкоуты были переданы в распоряжение Казанского адмиралтейства и только временами выходили в плавание для розыска нарушителей закона и патрулирования. Но затишье продолжалось недолго. В 1804 году в Петербург снова поступают сообщения о грабеже судов. И тогда плес от Казани до Астрахани стали патрулировать уже не девять, а 12 гардкоутов. Государство давно пыталось освоить земли Самарской Луки. Сначала с помощь купечества. Так, первыми ее владельцами были уже упомянутые Строгановы. Они организовали возле горы Караульной вываривание соли из воды соляных ключей. В 1631-1632 годах соляные источники в районе современного села Усолья получил в оброчное содержание ярославский купец Надей Андреевич Светешников, на свои средства вооружавший второе ополчение, освободившее Москву от поляков. Он завел здесь крупный солеваренный промысел, построил укрепленный городок, несколько селений. Его земли получили название Надеинское Усолье. Вскоре после постройки Самарской крепости был основан Самарский Спасо-Преображенский монастырь. В 1648 году царь Алексей Михайлович выдал патриарху Иосифу грамоту, по которой монастырю были отданы села и деревни Подкараульная, Терновая Поляна с пустошами, займищами, озерами, с бортными и другими угодьями. Став патриаршим домовым монастырем, в том же году он получил село Рождественское, рыбные ловли на реках Волга и Самара. В 1723 году Петр I издал Указ о ликвидации Спасо-Преображенского монастыря, переводе монахов в Жадовскую пустынь Сызранского уезда и отдаче в оброк его земель и передаче села Рождественского « с селами и деревнями в дворцовое ведомство». Но в 1732 году из Москвы архиепископ казанский и свияжский получил приказание восстановить монастырь и вернуть в него монахов из Жадовской пустыни. Видимо, интерес к Самарской Луке проявляли весьма влиятельные люди при царском дворе, если в 1738 году монастырь снова упразднили. Преображенская церковь при нем сгорела в огне пожара 1765 года. В 1767 году Екатерина II совершала поездку по Волге. В Симбирске ее свиту покинули фавориты Владимир Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы, чтобы посмотреть на Самарскую Луку, о которой так много слышали. Она им столь понравилась, что они стали хлопотать о передаче ее в их владение. Екатерина II согласилась. К этому времени междуречье Волги и Усы было заселено так плотно, что братья организовали переселение крестьян из сел Рождествено, Винновка, Рязань, Переволоки, Брусяны и других на «пустопорожние земли» левобережья Волги. В своих селах братья Орловы открывали школы для детей крестьян, больницы, стремились как-то облегчить положение своих крепостных. Владимир, в частности, в 1801 году писал своему управляющему: « Грешно отягощать подданных излишнею работою…Повторяю тебе иметь благосостояние их на сердце. Польза моя без соблюдения сего более горька будет для меня, нежели сладка». Преобразования, проведенные братьями на Самарской Луке, наиболее ярко отразились на селе Усолье. Летом 1812 года его почти полностью уничтожил пожар. Владимир Орлов приказал отстроить заново по плану крепостного архитектора. Крепостные архитекторы составили проекты и господских каменных зданий в соответствии с пожеланиями владельца «…иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая». Строительство продолжалось несколько лет. Были возведены трехэтажный корпус конторы, жилые двухэтажные флигели, склады, ткацкая, столярная, кузнечная и слесарная мастерские. За конторой разбили парк. После смерти В.Г. Орлова Усолье досталось его внуку Владимиру Давыдову. Он решил превратить село в свою летнюю резиденцию. Оно украшалось новыми зданиями, домами для священника, конюхов, волостного правления, садовников. Последние ухаживали за ландшафтным парком, в котором росли специально подобранные породы деревьев и кустарников из жигулевских лесов. Усольская усадьба графа и поныне остается самым значительным архитектурным памятником Самарской Луки (см. фото усадьбы). Красоты Жигулевских гор, легенды, которыми они были овеяны, давно привлекали вынимание самарских жителей. Молодые люди на лодках ходили по маршруту, названному «Жигулевской кругосветкой». Они сплавлялись по Волге до села Переволоки. Перетаскивали лодки на Усу, впадающую в Волгу, по которой и возвращались в город.Прелесть путешествия заключалась и в том, что весь путь, около 200 километров, проходил по течению рек. Обычно поездка занимала в зависимости от погоды 7 – 10 дней. И каждый из них доставлял путешественникам немало радостей, раздумий о былом. Уже у мордовского села Шелехметь в гряде Жигулевских гор привлекают внимание Вислый Камень и гора Ош-Пандо-Нерь, (в переводе с мордовского «город–гора–мыс», на вершине которой сохранились остатки древнего укрепления Х – ХII веков. Существует легенда, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе мордовская царица Анна-Патерь. Царица добрая и справедливая. Очень любили ее мирные землепашцы. Но однажды, когда с дружиной своей она спустилась в долину, враги подкараулили ее, свиту перебили, а саму Анну в полон угнали. За селами Винновка и Осиновка расположено село Ермаково, жители которого считают, что их предки видели и знали знатного атамана, а на горе Лбище находился его стан. Гора эта со стороны Волги почти отвесна, нет никакой растительности. Одна из ее скал похожа на голову горбоносого великана, сосредоточенного и хмурого. Городище на Лбище археологи называют одним из важнейших исторических объектов Самарской Луки. Природоведы утверждают, что она является очень ценным памятником природы, ибо сложена из доломитов иизвестняков, образовавшихся около 250 миллионов лет назад. А ботаники нашли на горе растения, свойственные целинным степям. У села Ермаково хорошо виден с Волги и еще один памятник – часовня с большим крестом. К нему ведут с берега каменные ступени. Здесь похоронен защитник Порт-Артура А.Н. Люпов. Больной туберкулезом штабс-капитан ушел в отставку, в 1911 году решил поселиться у села Ермаково и заняться сельским хозяйством. В одну из осенних ночей был убит грабителями. В 1914 году на месте погребения его брат поставил часовню, а на кресте описал его жизненный путь. После посещения горы Лбище путешественники продолжали путь мимо сел Мордово, Кольцово, Брусяны и Малой Рязани. В Брусянах или Малой Рязани обязательно делали остановку, чтобы приобрести точильные бруски. Жители этих сел делали их из сливного песчаника, добываемого в оврагах. Свои изделия они поставляли не только в волжские города, но и Москву. У села Малая Рязань, основанного в 1770 году, береговые откосы в трещинах и выемках.В них устраивают гнезда красные утки, похожие на лебедей. Они прилетают на Волгу в мае и уже в августе возвращаются на Каспий. Ниже села берег Волги скалист, изрезан оврагами и чем-то напоминает остатки древней крепостной стены. Здесь находится пещера Степана Разина. С реки вход в нее скрывают заросли колючего боярышника. Войти в нее можно только по козьей тропе со стороны Самарской Луки.Пещера имеет большой зал шириной 4, а длиной 20 метров. Высота его в прежние годы доходила до 4 – 5 метров. По обе стороны зала видны ниши и щели. Легенда гласит, что волжский казак не раз укрывался в пещере, совершал набеги на купцов и даже хотел пробить подземный ход отсюда к Молодецкому кургану. В селе Переволоки на подводах путешественники переправляли лодки на живописную речку Усу. В начале двадцатого века ее описание сделал самарский писатель С.Г. Скиталец. «… река Уса до сих пор сохраняет свой прежний разбойничий вид: она течет в Жигулевских дебрях, меж скал и ущелий, дикая, безлюдная, то исчезая в лесу, то снова внезапно появляясь, то широкая и спокойная, то как бурный поток мчится по зубчатым порогам. Высокие крутые берега ее покрывает старый сосновый бор, и ни разу нигде не встречается жилья человеческого. И тихо бывает кругом, когда плывешь по ней на челноке с косым волжским парусом. Места здесь все заповедные, леса – дремучие. И стоят заросшие лесом горы все такими же дикими, как сотни лет назад… Все кругом овеяно поэтической песней, седой легендой…Тени далекого прошлого обитают здесь». По берегам Усы нет сел. При ее впадении Волгу по правую руку возвышается Усинский курган. Каменная стена высотой 60 метров с плоской вершиной иногда называется «Лепешкой». Пристать к кургану невозможно, поэтому в плохую погоду здесь, случалось, гибли люди. Легенда гласит, что на склонегоры зарыт клад Степана Разина: два ведра с золотом до самого верха. А на ведрах тех положен сверху железный лом. Если хочешь взять клад, то лом не должен пошевелить. Люди так и не стали отрывать клад атамана – бояться пошевелить лом, который заговорен. Недалеко от Усинского кургана, но уже на Волге, стоит Молодецкий курган, с которого начинается гряда Жигулевских гор. Это его Волга встретила на своем пути и, не в силах преодолеть, повернула на восток, образуя крутую излучину – Самарскую Луку. Молодецкий курган привлекал внимание всех путешественников. На него поднимались Ян Стрейс, Петр Паллас, Иван Лепехин. Со стороны Усы на его вершину ведет узкая тропа. И мало кто не изъявлял желание подняться по ней, чтобы получить возможность с высоты двухсот метров сразу увидеть и простор Волги, и панораму Усы. К кургану прижалась Девья гора, неприступная со стороны Волги. И снова легенды. Молва гласит, что на Царевом кургане Степан Разин зарыл свою золотую трубку. С той поры часто можно видеть над вершиной дымок. То курится трубка атамана. А Девья гора называется так потому, что сбросила с нее в реку красна девица своего возлюбленного за измену. А на утренней заре и сама бросилась в Волгу.« С тех пор на заре, раз в год в эту ночь, только и слышно, как плачет, причитая, на Девьей горе девушка…» Сказывали люди и по-другому. Один охотник стал атаманом и изменил своей невесте Дарьице с красавицей купчихой. Дарьица сбросила изменника в Волгу, а затем и сама кинулась в воды реки. Атман стал Молодецким курганом, Дарьица – Девьей горой. Миновав Молодецкий курган, путешественники проплывали мимо Яблоневого оврага, получившего свое название от диких яблонь, растущих здесь в большом количестве. Затем их ждала встреча с селом Моркваши, основанном булгарами в ХIII веке, и Лысой горой, белый известковый гребень которой почти лишен какой-либо растительности. А далее они попадали в Жигулевские ворота, самое узкое место Волги, стесненное Серной горой и горой Тип-Тяв –наиболее высокой точкой Сокольих гор, простершихся по левому берегу до Самары. Самое название Серная гора подсказывает, что ее недра содержат серу. Здесь ее и добывали по приказу Петра I для военных нужд. Заводской городок П.С. Паллас нашел уже заброшенным. Большая часть домов была разрушена, пустовала, и только в 12 избах жили крепостные люди заводчика. С тех пор прошла не одна сотня лет, но на гребне горы среди густого леса еще можно найти следы горных выработок – квадратные колодцы. В четырех километрах от Морквашей среди скалистых берегов, лишенных растительности, стоит утес Шелудяк. По преданию с его вершины и бросился в Волгу, окруженный врагами, сподвижник Степана Разина. На пути к селу Ширяево (Ширяевский буерак) путешественников ждала встреча с волжскими полянами: Бахиловой, Солнечной, Липовой -прекрасными местами для отдыха. А самой главной достопримечательностью окрестностей села являются штольни. Они были пробиты в начале ХХ века для добычи камня. Квадратные входы в них расположены на склонах Поповой и Монастырской гор.Работы велись закрытым способом, с помощью небольших взрывов. Только потом глыбы известняка разбивались кувалдами и на вагонетках вывозились по рельсам на поверхность. Жигулевский камень шел на мощение самарских улиц. Купец Ванюшин имел здесь и известковый завод, дымовую трубу которого взорвали только в советские годы. Штольни, которые по сей день привлекают туристов, облюбовали летучие мыши 12 видов. Четыре вида: ушан обыкновенный, северный кожанок, ночницы прудовая и водяная - в них и зимуют. На пути к Самаре путешественники встречали гору Верблюд, Гаврилову поляну, после которой Волга отступила от Жигулевских гор, в прибрежной части которых находились села Подгоры, Выползово. Далее интерес представляли только Сокольи горы с Лысой горой, Коптевым и Студеным оврагами, Барбошиной поляной, тоже становищем некогда известного атамана. Этоуже дачная местность Самары.Последние годы сюда стремительно продвигаются городские кварталы. В ХХ веке Самарская Лука сильно изменилась. В 1906 году крестьяне Усолья громили господскую усадьбу, разрушили остекленную башню-светелку, построенную графом на Караульнойгоре. Говорили, в иные дни с нее можно было видеть город Симбирск. В 1918 году по Самарской Луке прошла народная армия КОМУЧа, а потом и Красная Армия. Весной 1919 года на Самарской Луке вспыхнуло восстание крестьян, получившее название «чапанного». Командующий IV армии Восточного фронта М.В. Фрунзе сообщал В.И. Ленину, что оно проходило под лозунгами: «Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции! Долой коммунистов и коммуну! Долой жидов!» Восставшие овладел и многими селами Самарской Луки, Ставрополем,планировали захват Самары, Сызрани, но были разбиты. Обе стороны проявляли в отношении друг друга крайнюю жестокость. По неполным данным при подавлении вооруженного выступления убито «мятежников» не менее 1000, расстреляно свыше 600, село Усинское «сожжено совершенно». Со временем добыча камня была перенесена на Могутову гору и велась открытым способом. На Самарской Луке буровики давно искали нефть. И в 1944 году ее нашли в Яблоневом овраге в пластах девона. Поднялись в Жигулях нефтяные вышки, появились станки-качалки. Жигулевский заповедник, организованный в 1927 году, несколько раз закрывали и открывали заново, сокращали и увеличивали его территорию. Строительство Жигулевской ГЭС привело к образованию Куйбышевского водохранилища, река Уса в нижнем ее течении стала Усинским заливом. А сама Волга в районе Куйбышева - частью Саратовского водохранилища. И все-таки, и все-таки Жигулевская кругосветка никуда не исчезла. Этот водный маршрут прибрел в 6О-е годы еще большую популярность. Он имел не только познавательную ценность, но приобрел и идеологическую окраску. Как же, в юностис друзьями по самарскому марксистскому кружку на лодке «Нимфа» совершил путешествие по Жигулевской кругосветке основатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин. Об этом рассказал в своей книге «Юность вождя» А. Беляков. Книга была художественной, но этого никто не заметил (или не хотели заметить). Тем более, что автор называл в ней реально существовавших людей. Так родился еще один миф, каких было немало в советской истории. И в него поверили. Поверили настолько, что в селе Екатериновка Безенчукского района, основанной, кстати, одним из братьев Орловых, нашли и место не реке Безенчук, где приставала лодка марксистов, и дом, в котором юный Ленин беседовал с местным торговцем П. Нечаевым. И на доме том установили мемориальную доску. Куйбышевское книжное издательство выпустило в 1965 году книжечку краеведа Александра Васильевича Соболева «Жигулевская кругосветка» немыслимым для такого рода литературы 30-тысячным тиражом. Областной совет по туризму взял на себя организацию групп туристов и их отправку с инструкторами на маршрут. Нередко в такие группы входили и местные исполнители первых фестивалей туристической песни имени Валерия Грушина. И каждую неделю в поход отправлялось на весельных ялах несколько десятков молодых людей. Орган Куйбышевского обкома КПСС газета «Волжская коммуна» дважды снаряжала по маршруту Жигулевской кругосветки экспедиции журналистов областного центра на лодке «Нимфа-2». Они рассказывали о красотах природы, промышленных объектах: Междуреченском лесоперевалочном комбинате, нефтепромыслах, Жигулевском комбинате строительных материалов, снабжающем цементом и шифером всю страну. Конечно, о Волжской ГЭС имени В.И. Ленина, Куйбышевском водохранилище, новых городах Жигулевске, Тольятти, о нови древних сел Самарской Луки… Быстро бежит время, стремительно. Отошла хрущевская оттепель, приказала долго жить брежневская эпоха. Грушинский фестиваль все больше превращался в молодежную тусовку. Жигулевская кругосветка оказалась вновь забытой. Пришла горбачевская перестройка, в которую первоначально все поверили, воспрянули духом. Но уже в конце 80- годов все очевиднее становилось, что перестройку заговорили, заболтали. В 1990 году Куйбышевское книжное издательство выпустило, первый и, кажется,последний литературно-публицистический сборник под названием «Голос земли самарской». Была в нем и статья Владимира Казарина «На обочине». В ней шла речь о селах Самарской Луки. И сегодня, спустя пятнадцать лет, мне не стыдно ее воспроизвести. 1773 г. Указом Сената от 22 июля Самара стала безуездным городом. Она исключена из состава Казанской губернии и включена в Оренбургскую. Самарский уезд передан в ведение Сызранской воеводской канцелярии. 24 декабря отряд пугачевцев под командованием И.Ф. Арапова без боя вошел в Самару. Но через несколько дней повстанцы были разбиты подошедшими войсками. Жителей города, встречавших восставших с иконами и молебным пением, секли плетьми. В подавлении выступления пугачевцев и дознании принимал участие Гаврила Романович Державин. Видимо, в наказание, город Самара на правах слободы подчинили уездному городу Ставрополю.

Расположенную на Средней Волге излучину великой русской реки, северную часть которой занимают Жигулевские горы, уфологи всего мира считают одной из точек на карте России, где необычные и во многом таинственные процессы проявляют себя в десятки раз чаще, чем в других районах планеты. Впрочем, у старожилов этого края разного рода тайны уже давно не вызывает удивления.

Местные байки и былины изобилуют самыми невероятными чудесами, и неудивительно, что самарские исследователи родного языка начали записывать их еще в XIX веке. При этом фольклористы еще тогда отмечали, что хотя некоторые из жигулевских народных легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве народов всей Европейской России.

Особенно интересен коллективный персонаж из этих сказаний - так называемые ПОДЗЕМНЫЕ СТАРЦЫ. Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в неведомых людскому глазу пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят благообразными седыми старичками, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. Есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых «географических точек с повышенной аномальностью».

По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов нашей страны постоянно общаются между собой. Вот как, например, описываются эти загадочные подземные отшельники в романе П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах»: «Кирилловы горы расступаются… Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор…» Стоит добавить, что Кирилловы горы находятся в Нижегородской области, у святого ОЗЕРА СВЕТЛОЯР, которое тоже считается одной из наиболее ярко выраженных аномальных зон России.

Во всех легендах таинственные старцы выступают в роли хранителей покоя в опекаемой ими местности. При этом отшельники стремятся сохранить в нетронутости здешнюю природу, а иногда и приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих первой и второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер.
Есть один интересный факт, который тоже можно сопоставить с сообщениями о подземных отшельниках. В путеводителе куйбышевского автора А. Соболева «Жигулевская кругосветка», вышедшем в свет еще в 1965 году, есть такие строки: «В районе села Переволоки еще в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок со сводом.

Ученые из самарской неправительственной научно-исследовательской организации «Авеста» уже около трех десятков лет изучают аномальные явления, которые регулярно отмечаются в окрестностях Жигулевских гор. Объяснение таким явлениям, как это ни странно, исследователи регулярно находят в… местном фольклоре.

Как возникла Самарская Лука

Учеными «Авесты» к настоящему времени уже собрано немало подтверждений для оригинальной гипотезы, суть которой состоит в следующем. Крутая излучина, расположенная в среднем течении Волги и называемая Самарской Лукой, обязана своим возникновением… инженерной деятельности инопланетного разума.

Вот что говорит об этом президент «Авесты» инженер Игорь Павлович:
- Вы никогда не задумывались над такой географической загадкой: почему реке Волге в своем среднем течении вдруг понадобилось огибать кольцом небольшую (всего каких-то сто километров длиной) Жигулевскую горную цепь? Казалось бы, речным водам, в соответствии с законами физики, вместо создания вот такого рода «петель» следовало бы сократить свой путь и направиться восточнее Жигулей, по тем местам, где сейчас проходит русло реки Усы. Так ведь нет — эта крохотная по географическим меркам горная гряда, сложенная из мягких известняков и доломитов, в течение вот уже миллионов лет демонстрирует невиданную стойкость перед ежесекундно набегающими на нее волжскими водами…

«Авестовцы» предполагают, что в толще Жигулевских гор на большой глубине в течение многих миллионов лет работает некое техническое устройство, в свое время созданное древней сверхцивилизацией. Это устройство создает вокруг себя некое силовое поле, которое как раз и препятствует протеканию водных потоков через горную гряду. Вот почему Волга на протяжении всех этих миллионов лет вынуждена огибать Жигулевские горы, делая в своем среднем течении странный изгиб в виде полукруга, который ныне называется Самарской Лукой.

Скорее всего, эта гипотетическая геомашина представляет собой некий сгусток силовых полей — электромагнитных, гравитационных, биологических или других, нам пока еще не известных. Именно эти поля вот уже более десяти миллионов лет и помогают жигулевским известнякам (которые, как известно, весьма подвержены размыву водой) удерживать в стабильном положении древнее русло реки, не допуская даже незначительного его смещения.

Спрашивается, зачем же все это нужно гипотетической внеземной цивилизации? Видимо, для того, чтобы в течение миллионов лет бесперебойно работал подземный энергокомплекс, подпитывающий внепространственный канал, связывающий их мир с земной поверхностью. Такой канал может играть роль своеобразной телекамеры, через которую далекая цивилизация видит все происходящее на нашей планете. Тому доказательство — странные миражи, которые регулярно наблюдаются в небе над Самарской Лукой, как, впрочем, и над некоторыми другими точками нашей планеты.

Геологическое подтверждение

Слова Игоря Павловича комментирует доцент Самарского аэрокосмического университета, кандидат технических наук, аналитик группы «Авеста» Сергей Маркелов.

Читая в одном из научных сборников, изданных МГУ в 1962 году, статью о геологическом строении Волго-Ураль-ского региона, я обнаружил в нем странную схему. На ней был изображен разрез земных слоев в районе Самарской Луки, которые оказались очень похожими на контуры… гигантского конденсатора! Каждый легко вспомнит из школьного курса физики, как устроен этот электротехнический прибор: между расположенными параллельно металлическими пластинами накапливается электрический заряд, и его величина ограничена только пробивной прочностью прокладки между пластинами.

В земной коре под Самарской Лукой роль таких пластин играют параллельно расположенные электропроводящие пласты, между которыми находятся известняки и доломиты. Размеры этого конденсатора поражают — его длина около 70 километров! По сути дела, здесь мы видим материальное воплощение той самой энергетической геомашины, о которой выше говорил Игорь Павлович.

Как показывают расчеты, между пластинами «жигулевского конденсатора» может
долгое время существовать электрическое поле с гигантскими параметрами напряженности. При необходимости электрический заряд легко израсходовать на самые разные цели. Кстати, как видно из устройства этого гигантского «прибора», ни один датчик, расположенный за пределами «хранилища*, не сможет показать наличия электричества в глубине земной коры на этом участке.

Геологические данные говорят о том, что само существование столь колоссального подземного конденсатора — это уникальное явление в коре нашей планеты. Никто из маститых геологов до сей поры никогда не встречался с подобной структурой земных пластов. Можно, конечно же, говорить о естественном происхождении этого уникального геологического объекта, но с равной вероятностью можно рассуждать и о роли неизведанного разума в его возникновении.

Согласно выдвинутой гипотезе, деятельность гипотетической подземной геомашины в районе Жигулевских гор, по всей видимости, вызывает в этих местах загадочные явления — хрономи-ражи. Местные крестьяне наблюдали в небесах призрачные города, воздушные замки и летающие острова еще сотни лет назад, и за это время на их основе сложили многочисленные былины и предания. Вот одно из таких описаний, из коллекции «Авесты»:

«На облаках вдруг возник некий светящийся квадрат, и внутри него появилось изображение ступенчатой пирамиды. Она стояла на каком-то плоскогорье, круто обрывавшемся вниз. Под горой наблюдалась долина, пересеченная рекой. При этом луч зрения был наклонен к плоскости долины примерно на 15 градусов. Впечатление было такое, что долина, река и пирамида наблюдаются с борта самолета, летящего на высоте 8-10 километров».

Наиболее известное из таких явлений — мираж Мирного города, о котором чаще всего рассказывают туристы, отдыхающие близ Молодецкого и Усинского курганов. Другие призраки из того же ряда — Крепость пяти лун, Белая церковь, Фата-моргана и другие. Эти аномалии иногда наблюдаются и среди обширных озерных лабиринтов, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны, на самом юге Самарской Луки. По словам наблюдателей, здесь на рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова.

Следы исчезнувшего народа

По всем признакам, гипотетический инопланетный разум в своей деятельности на нашей планете опирался на некую земную цивилизацию, которая в обмен на сотрудничество получала от пришельцев невероятные по тем временам технические знания и невиданные материалы, следы которых археологи регулярно находят в самых неожиданных местах. Каким именно было это сотрудничество и зачем оно понадобилось внеземному разуму, исследователям еще предстоит разгадать.

Однако инопланетяне, как выясняется, далеко не всегда могли помочь своим земным партнерам. Так, из древних преданий следует, что полуостров Самарской Луки, практически со всех сторон окруженный водой, несколько тысяч лет назад стал последним оплотом некоей великой расы огнепоклонников. Теснимые враждебными племенами, эти люди, в конце концов, добрались до Жигулевского горного массива, где и смогли надежно укрыться от преследований в труднодоступных пещерах и горных ущельях. Странный подземный народ, упоминания о котором можно найти в жигулевских легендах и преданиях, по всей видимости, как раз и представлял собой остатки той самой великой древней расы, которая в течение тысяч лет верой и правдой служила инопланетному разуму.

Сведения о таинственной цивилизации, очень развитой для своего времени и совершенно неожиданно исчезнувшей с лица земли, вполне согласуются со временем существования на Южном Урале, на территории современной Челябинской области, гипотетического города Аркаима, который, видимо, был крупнейшим культурным и хозяйственным центром этого древнего народа. Например, аркаимцы еще тысячи лет назад хорошо знали металлургическое производство, что говорит о высоком уровне их знаний.

Согласно археологическим данным, во втором тысячелетии до нашей эры Аркаим по неизвестной пока причине буквально в один день прекратил свое существование. Вслед за этим с просторов Восточно-Европейской равнины очень быстро исчезла и породившая его таинственная цивилизация. Именно остатки этих племен-огнепоклонников, как предполагается, и укрылись в пещерах Самарской Луки, чтобы впоследствии основать здесь ту самую подземную расу. Впрочем, это опять же всего лишь гипотеза.







Волга "кипит"





















Расположенную на Средней Волге излучину великой русской реки, северную часть которой занимают Жигулевские горы, уфологи всего мира считают одной из точек на карте России, где необычные и во многом таинственные процессы проявляют себя в десятки раз чаще, чем в других районах планеты. Впрочем, у старожилов этого края разного рода тайны уже давно не вызывает удивления.

Местные байки и былины изобилуют самыми невероятными чудесами, и неудивительно, что самарские исследователи родного языка начали записывать их еще в XIX веке. При этом фольклористы еще тогда отмечали, что хотя некоторые из жигулевских народных легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве народов всей Европейской России.

Особенно интересен коллективный персонаж из этих сказаний - так называемые ПОДЗЕМНЫЕ СТАРЦЫ. Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в неведомых людскому глазу пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят благообразными седыми старичками, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. Есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых «географических точек с повышенной аномальностью».

По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов нашей страны постоянно общаются между собой. Вот как, например, описываются эти загадочные подземные отшельники в романе П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах»: «Кирилловы горы расступаются… Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор…» Стоит добавить, что Кирилловы горы находятся в Нижегородской области, у святого ОЗЕРА СВЕТЛОЯР, которое тоже считается одной из наиболее ярко выраженных аномальных зон России.

Во всех легендах таинственные старцы выступают в роли хранителей покоя в опекаемой ими местности. При этом отшельники стремятся сохранить в нетронутости здешнюю природу, а иногда и приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих первой и второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер.
Есть один интересный факт, который тоже можно сопоставить с сообщениями о подземных отшельниках. В путеводителе куйбышевского автора А. Соболева «Жигулевская кругосветка», вышедшем в свет еще в 1965 году, есть такие строки: «В районе села Переволоки еще в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок со сводом.

Ученые из самарской неправительственной научно-исследовательской организации «Авеста» уже около трех десятков лет изучают аномальные явления, которые регулярно отмечаются в окрестностях Жигулевских гор. Объяснение таким явлениям, как это ни странно, исследователи регулярно находят в… местном фольклоре.

Как возникла Самарская Лука

Учеными «Авесты» к настоящему времени уже собрано немало подтверждений для оригинальной гипотезы, суть которой состоит в следующем. Крутая излучина, расположенная в среднем течении Волги и называемая Самарской Лукой, обязана своим возникновением… инженерной деятельности инопланетного разума.

Вот что говорит об этом президент «Авесты» инженер Игорь Павлович:
– Вы никогда не задумывались над такой географической загадкой: почему реке Волге в своем среднем течении вдруг понадобилось огибать кольцом небольшую (всего каких-то сто километров длиной) Жигулевскую горную цепь? Казалось бы, речным водам, в соответствии с законами физики, вместо создания вот такого рода «петель» следовало бы сократить свой путь и направиться восточнее Жигулей, по тем местам, где сейчас проходит русло реки Усы. Так ведь нет — эта крохотная по географическим меркам горная гряда, сложенная из мягких известняков и доломитов, в течение вот уже миллионов лет демонстрирует невиданную стойкость перед ежесекундно набегающими на нее волжскими водами…

«Авестовцы» предполагают, что в толще Жигулевских гор на большой глубине в течение многих миллионов лет работает некое техническое устройство, в свое время созданное древней сверхцивилизацией. Это устройство создает вокруг себя некое силовое поле, которое как раз и препятствует протеканию водных потоков через горную гряду. Вот почему Волга на протяжении всех этих миллионов лет вынуждена огибать Жигулевские горы, делая в своем среднем течении странный изгиб в виде полукруга, который ныне называется Самарской Лукой.

Скорее всего, эта гипотетическая геомашина представляет собой некий сгусток силовых полей — электромагнитных, гравитационных, биологических или других, нам пока еще не известных. Именно эти поля вот уже более десяти миллионов лет и помогают жигулевским известнякам (которые, как известно, весьма подвержены размыву водой) удерживать в стабильном положении древнее русло реки, не допуская даже незначительного его смещения.

Спрашивается, зачем же все это нужно гипотетической внеземной цивилизации? Видимо, для того, чтобы в течение миллионов лет бесперебойно работал подземный энергокомплекс, подпитывающий внепространственный канал, связывающий их мир с земной поверхностью. Такой канал может играть роль своеобразной телекамеры, через которую далекая цивилизация видит все происходящее на нашей планете. Тому доказательство — странные миражи, которые регулярно наблюдаются в небе над Самарской Лукой, как, впрочем, и над некоторыми другими точками нашей планеты.

Геологическое подтверждение

Слова Игоря Павловича комментирует доцент Самарского аэрокосмического университета, кандидат технических наук, аналитик группы «Авеста» Сергей Маркелов.

– Читая в одном из научных сборников, изданных МГУ в 1962 году, статью о геологическом строении Волго-Ураль-ского региона, я обнаружил в нем странную схему. На ней был изображен разрез земных слоев в районе Самарской Луки, которые оказались очень похожими на контуры… гигантского конденсатора! Каждый легко вспомнит из школьного курса физики, как устроен этот электротехнический прибор: между расположенными параллельно металлическими пластинами накапливается электрический заряд, и его величина ограничена только пробивной прочностью прокладки между пластинами.

В земной коре под Самарской Лукой роль таких пластин играют параллельно расположенные электропроводящие пласты, между которыми находятся известняки и доломиты. Размеры этого конденсатора поражают — его длина около 70 километров! По сути дела, здесь мы видим материальное воплощение той самой энергетической геомашины, о которой выше говорил Игорь Павлович.

Как показывают расчеты, между пластинами «жигулевского конденсатора» может
долгое время существовать электрическое поле с гигантскими параметрами напряженности. При необходимости электрический заряд легко израсходовать на самые разные цели. Кстати, как видно из устройства этого гигантского «прибора», ни один датчик, расположенный за пределами «хранилища*, не сможет показать наличия электричества в глубине земной коры на этом участке.

Геологические данные говорят о том, что само существование столь колоссального подземного конденсатора — это уникальное явление в коре нашей планеты. Никто из маститых геологов до сей поры никогда не встречался с подобной структурой земных пластов. Можно, конечно же, говорить о естественном происхождении этого уникального геологического объекта, но с равной вероятностью можно рассуждать и о роли неизведанного разума в его возникновении.

Согласно выдвинутой гипотезе, деятельность гипотетической подземной геомашины в районе Жигулевских гор, по всей видимости, вызывает в этих местах загадочные явления — хрономи-ражи. Местные крестьяне наблюдали в небесах призрачные города, воздушные замки и летающие острова еще сотни лет назад, и за это время на их основе сложили многочисленные былины и предания. Вот одно из таких описаний, из коллекции «Авесты»:

«На облаках вдруг возник некий светящийся квадрат, и внутри него появилось изображение ступенчатой пирамиды. Она стояла на каком-то плоскогорье, круто обрывавшемся вниз. Под горой наблюдалась долина, пересеченная рекой. При этом луч зрения был наклонен к плоскости долины примерно на 15 градусов. Впечатление было такое, что долина, река и пирамида наблюдаются с борта самолета, летящего на высоте 8-10 километров».

Наиболее известное из таких явлений — мираж Мирного города, о котором чаще всего рассказывают туристы, отдыхающие близ Молодецкого и Усинского курганов. Другие призраки из того же ряда — Крепость пяти лун, Белая церковь, Фата-моргана и другие. Эти аномалии иногда наблюдаются и среди обширных озерных лабиринтов, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны, на самом юге Самарской Луки. По словам наблюдателей, здесь на рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова.

Следы исчезнувшего народа

По всем признакам, гипотетический инопланетный разум в своей деятельности на нашей планете опирался на некую земную цивилизацию, которая в обмен на сотрудничество получала от пришельцев невероятные по тем временам технические знания и невиданные материалы, следы которых археологи регулярно находят в самых неожиданных местах. Каким именно было это сотрудничество и зачем оно понадобилось внеземному разуму, исследователям еще предстоит разгадать.

Однако инопланетяне, как выясняется, далеко не всегда могли помочь своим земным партнерам. Так, из древних преданий следует, что полуостров Самарской Луки, практически со всех сторон окруженный водой, несколько тысяч лет назад стал последним оплотом некоей великой расы огнепоклонников. Теснимые враждебными племенами, эти люди, в конце концов, добрались до Жигулевского горного массива, где и смогли надежно укрыться от преследований в труднодоступных пещерах и горных ущельях. Странный подземный народ, упоминания о котором можно найти в жигулевских легендах и преданиях, по всей видимости, как раз и представлял собой остатки той самой великой древней расы, которая в течение тысяч лет верой и правдой служила инопланетному разуму.

Сведения о таинственной цивилизации, очень развитой для своего времени и совершенно неожиданно исчезнувшей с лица земли, вполне согласуются со временем существования на Южном Урале, на территории современной Челябинской области, гипотетического города Аркаима, который, видимо, был крупнейшим культурным и хозяйственным центром этого древнего народа. Например, аркаимцы еще тысячи лет назад хорошо знали металлургическое производство, что говорит о высоком уровне их знаний.

Согласно археологическим данным, во втором тысячелетии до нашей эры Аркаим по неизвестной пока причине буквально в один день прекратил свое существование. Вслед за этим с просторов Восточно-Европейской равнины очень быстро исчезла и породившая его таинственная цивилизация. Именно остатки этих племен-огнепоклонников, как предполагается, и укрылись в пещерах Самарской Луки, чтобы впоследствии основать здесь ту самую подземную расу. Впрочем, это опять же всего лишь гипотеза.



Гора Стрельная – высшая точка Жигулей





Волга "кипит"





















 


Читайте:



Плитвицкие озера в Хорватии — самостоятельный тур к водопадам

Плитвицкие озера в Хорватии — самостоятельный тур к водопадам

Об озерах | Как добраться | Маршруты по Плитвицким озерам | Все о Хорватии Плитвицкие озера расположены в центральной части Хорватии, что...

Летают ли сейчас самолеты в мармарис

Летают ли сейчас самолеты в мармарис

Авиаперелет из Москвы в Мармарис и обратно занимает 3 часа 00 мин. Расстояние между городами составляет около 2220 км. Между городом Мармарис и...

Дворец бахия Дворец бахия марракеш

Дворец бахия Дворец бахия марракеш

Продолжаем нашу прогулку по Марракешу. В первой части мы с вами побывали в усыпальнице Саадитов, еврейском квартале Меллах, садах Менара и вообще в...

География синт-мартен. Отдых с детьми

География синт-мартен. Отдых с детьми

Для въезда на остров Синт-Мартен гражданам России и СНГ требуется виза, которая оформляется в в Москве либо в в Санкт-Петербурге. Документы на визу...

feed-image RSS