Разделы сайта
Выбор редакции:
- Плитвицкие озера в Хорватии — самостоятельный тур к водопадам
- Летают ли сейчас самолеты в мармарис
- Железнодорожный транспорт в мюнхене
- Дворец бахия Дворец бахия марракеш
- География синт-мартен. Отдых с детьми
- Национальный парк ловчен Ловчен черногория как добраться из будвы
- Парк развлечений Ля Виллет (La Villette) город науки и техники в Париже
- Такс фри в ларнаке режим работы
- Чианграй – северная столица Таиланда
- Лас-пальмас-де-гран-канария Лас пальмас канары
Реклама
Дерпт, тарту, юрьев. Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц Юрьев польский год основания |
Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название город получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях - в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Недалеко от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошла в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска. Оглавление:
Одним из наиболее достоверных и ранних письменных свидетельств об отношении русских князей к прибалтийским народам является летописный рассказ о том, как великий князь Ярослав в 1030 г. отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев (названный так в честь христианского имени князя). «В лето 6538. Семь же лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев» . Предполагают, что поводом к походу Ярослава могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава. Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Эмайыги. Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийские области, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Северной Эстонии и Балтийским морем. В этот период появились многочисленные укрепленные городища, на их месте со временем образовался целый ряд поселений городского типа: Юрьев, Отепя, Линданисе, Вильянди и др. Обострилась межплеменная рознь, участились столкновения с соседними племенами, в частности с варягами. Эсты не только оборонялись от варягов, но и сами предпринимали походы на остров Готланд, в прибрежные районы Швеции и Дании. Примерно такой же характер носили отношения между эстонскими и славянскими племенами. В то же время «проходил и торговый обмен между племенами» , а также с Новгородом и Псковом. Очень скудны сообщения письменных источников до XVI–XVII вв. о возникновении и развитии Юрьева. Кроме упомянутого летописного известия и «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, описывавшей главным образом политические события, касавшиеся Юрьева (Дерпта) начала XIII в., больше нет ничего достойного внимания, поэтому исключительный интерес представляют археологические раскопки 60-х гг. нашего века на территории современного Тарту (Юрьева). Самый древний период существования городища относится, по всей вероятности, к середине I тысячелетия и продолжается до VII–VIII вв. В слое этого периода были найдены «фрагменты лепной керамики разных типов, в том числе незначительное количество текстильной и штрихованной керамики, характерной как для эстонских, так и для славянских древностей первой половины I тысячелетия по Рождеству Христову» . Изучение находок слоя, относящегося к X–XI вв., показало, что здесь преобладают фрагменты керамики, характерные для Новгорода начала и середины XI в., в то время как на других городищах и могильниках Эстонии она нигде не встречается. Это является весьма существенным признаком связи населения Юрьева с русскими ремесленниками и купцами или поселенцами, через них распространялись в городе гончарные изделия русского происхождения. Среди других находок этого же периода можно отметить железные наконечники стрел , похожие на наконечники стрел из древнерусских дружинных курганов и в значительной степени характерные для Новгорода . При раскопках в других областях Эстонии они не найдены, а следовательно, не употреблялись и не были там известны. К предметам, изготовленным русскими ремесленниками, относятся также витые бронзовые браслеты, ключи и замки так называемого киевского типа . Любопытны также несколько черепков красноглиняных амфор домонгольского периода, которые могли попасть в Юрьев только через русских. Амфоры такого типа не встречаются на территории Эстонии нигде, кроме Тарту. Упомянутые находки позволили археологу В. Труммалу сделать вывод, что памятники материальной культуры этого периода могут быть связаны с русским поселением 30-х гг. XI в. Он также считал, что «защитные сооружения и остальные постройки городища могли погибнуть вероятнее всего в результате пожара 1061 г.» . Согласно летописи весной 1061 г. эстонские крестьяне сожгли Юрьев и находящиеся близ него деревни , чтобы избавиться от власти местных князей, а также, по-видимому, свергнуть власть и русского князя. Некоторые ученые, в том числе и Х. А. Моора, в свое время высказывали предположение, что Юрьев мог быть в то время чем-то вроде вотчины русского князя . По-видимому, жившим здесь русским чиновникам построили и соответствующие дома - «хоромы», которые упоминаются в той же летописи. Эти летописные сведения объясняют наличие в Юрьеве материальной культуры древнерусского происхождения. При Ярославе и после него город развивался и рос, укреплялись и культурные связи с Русью. Об этом можно судить по найденным в других частях города черепкам глиняных сосудов разных типов, аналогичных керамике Новгорода и Пскова XII–XIII вв. Такая же керамика представлена на городище в слое следующего строительного периода. По археологическим данным, экономические и культурные связи с Новгородом и Псковом продолжались и в течение XIII–XIV вв. По письменным источникам известно о существовании торговых отношений между Юрьевом (Дерптом) и Новгородом в XIII–XV вв. Оба города были связаны с Ганзейским союзом, основанным в конце XIII в., и, судя по документам, Юрьев играл в нем важную роль, потому что всегда упоминался на втором месте вслед за Ригой . Представляет особый интерес вопрос о положении русского населения города после прекращения русского владычества. Летописец говорит, что народ их «хоромы пожгоша» . По более поздним сведениям,
Об этом свидетельствует и найденная в Пскове юрьевская печать XV в., опубликованная В. Л. Яниным . Он отмечал, что эта печать, своей символикой связанная со святым Георгием, подтвердила наличие в Русском конце Юрьева церкви святого Георгия. Об этой церкви на левом берегу реки, а следовательно в русском пригороде, рассказывал Киевский митрополит Исидор, который в 1439 г. направлялся из Москвы на Ферраро-Флорентийский Собор через Юрьев . Среди археологических находок в Заречье есть редкая монета XI в., с образом небесного покровителя князя Ярослава - святым Георгием Победоносцем , а также серебряные украшения начала XII в. По мнению М. Х. Шмидехельм и Е. Ю. Тыниссон, некоторые из этих украшений изготовлены в одном из русских ремесленных центров . Украшения найдены в своеобразном серебряном сосуде, происхождение которого А. В. Банк считает византийским . Эти находки являются бесспорным доказательством существования торговых связей Юрьева с Древней Русью. Священник Н. Когер, изучавший историю храма святого Георгия в Юрьеве, указывал, что во время нападения крестоносцев на город в 1224 г. эта церковь была разрушена . Но существуют данные и о другой церкви в Юрьеве, построенной во имя святителя Николая . Епископ Павел утверждал, что князь Ярослав построил здесь две православные церкви, «одну - во имя св. Николая Чудотворца, другую же - во имя своего ангела, великомученика Георгия» . О существовании двух церквей, по мнению А. Сапунова , говорит и повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря: «Бяше же в то время священник некий, именем Иоанн, от Московския страны, по прозванию Шесник; сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором пресвитером в храме святаго Николая Чудотворца и великомученика Георгия, его же великий князь Ярослав Владимирович Киевский от имения своего устроил» . Память об основании князем Ярославом церквей в Юрьеве сохранялась, и на факт их основания впоследствии неоднократно ссылались в различных дипломатических документах. Так, в частности, царь Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему свои права на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» . При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновиче русские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императора Рудольфа II: «Великого государя нашего прародитель великий князь Ярослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своего имя страстотерпца Христова Георгия поставил» . Во время раскопок в Тарту в 1982 г. на территории Ботанического сада были обнаружены человеческие кости, а впоследствии и остатки выложенной из кирпича и булыжника стены. Ученые высказали предположение, что это древнее кладбище и северная часть фундамента предполагаемой Георгиевской церкви XIV–XV вв. По-видимому, в конце XV в. церковь святого Георгия была уже разрушена, вероятнее всего деятелями Ганзы, мстившими за закрытие Торговой палатой важного для Ганзы «Петровского двора». Еще в 1918 г. местный краевед и историк города Тарту Рихард Отто предположил, что церковь святого Георгия первоначально находилась на улице Лай в районе так называемых Русских ворот, теперь это территория Ботанического сада. Его предположение подтвердилось записью, найденной в одном из протоколов городской ратуши под 1555 г., о том, что церковь святого Георгия находилась во владении некоего Ханса фон Карпена, «что перед Русскими воротами». Эта версия подтверждается также и тем, что одна из угловых башен расположенной здесь городской стены носила название Георгиевской еще в 1590 г. Храм по своему типу напоминал так называемые купеческие церкви, в которых имелись и обширные помещения-склады. К сожалению, конкретные представления о подобных русских церквах отсутствуют. В Риге и Таллине на предполагаемом месте подобных построек расположены теперь новые жилые кварталы, и потому они закрыты для раскопок археологов. Начиная с XVI в. письменные памятники упоминают уже только об одной церкви в Юрьеве (Дерпте) - во имя святителя Николая. Она находилась первоначально на территории двора современной почтовой конторы на углу улицы 21 Июня. В период Реформации здание сильно пострадало. В конце XVI в. церковь принадлежала иезуитам, а к XVII столетию ее здание пришло в полную негодность и было разрушено.
Повесть временных лет. Ч. 1. С. 101; также см.: 3-я Псковская летопись: «В лето 6528-го. Ходил Ярослав Володимерич из Новагорода на Чюдь, и победи, и постави град Юрьев в свое имя» (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 75). Труммал В. К. Русско-эстонские отношения от IX до начала XIII века. Тарту, 1955. С. 12. АКД. Тгummal V. К. Archeoloogilised kaevamised Tartu linnusel // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1965. Т. 161. С. 37-38. Табл. 11 а-с. Там же. С. 24. Рис. 6 а. Медведев А. Ф. Оружие Новгорода Великого // Материалы и исследования по археологии СССР. № 65. М., 1959. Т. 2. С. 121-191. – это не просто территория, объединяющая несколько центральных областей страны: Владимирскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую. — это край живописной и истинно русской природы: хвойные и лиственные леса, чистые озера и реки, свежий воздух и гармоничный, привычный нам с детства климат. — это медленно текущие реки с широкими поймами, занятые заливными лугами. Густые, темные, заросшие мхом, словно заколдованные ельники. Великолепные широколиственные леса, состоящие из огромных дубов, ясеней, кленов. Это солнечные сосняки и веселые, радующие глаз березняки. Густые заросли орешника на ковре высокого папоротника. И прекрасные полянки, усыпанные цветами, источающими упоительные запахи, сменяют огромные острова непроходимых чащоб, где высоченные пушистые ели и сосны живут своей размеренной многовековой жизнью. Они кажутся невероятными великанами, которые неспешно расступаются перед непрошеными гостями. В чащобе повсюду виднеются старые высохшие коряги, которые так причудливо изогнуты, что, казалось, там, за пригорком, притаился леший, а возле камня мирно дремлет симпатичная кикимора. И бескрайние поля, уходящие или в лес или в небо. А вокруг – только пение птиц и стрёкот кузнечиков. Здесь берут свое начало крупнейшие реки Русской равнины : Волга, Днепр, Дон, Ока, Западная Двина. Исток Волги – легенда России, паломничество к которому не прекращается никогда. В средней полосе более тысячи озер. Самое красивое и популярное из них – озеро Селигер. Даже густонаселенная Московская область богата красивейшими озёрами и реками иногда даже не изуродованными коттеджами и высокими заборами. Природа средней полосы, воспетая художниками, поэтами и писателями наполняет человека душевным покоем, открывает глаза на удивительную красоту родной земли. Славится не только своей в буквальном смысле сказочной природой, но также историческими памятниками. Это – лицо русской провинции , кое-где, несмотря ни на что, даже сохранившая архитектурный облик XVIII-XIX веков. В средней полосе находится большинство городов всемирно известного Золотого кольца России – Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Сергиев Посад и другие, старинные помещичьи усадьбы, монастыри и храмы, памятники архитектуры. Их красоту невозможно описать, ее надо увидеть своими глазами и, как говорится, ощутить дыханье старины глубокой. Но самым плодотворным и счастливым для меня, оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу. Писал К.Г. Паустовский. А можно просто забраться в какую-нибудь глухую деревеньку и вдали от цивилизации наслаждаться природой. Люди здесь очень радушные и приветливые. Город Юрьев-Польской - один из нескольких городов-крепостей, основанных Юрием Долгоруким в северо-восточной Руси. Год основания Юрьева-Польского - 1152. В том же году Юрием был основан Переславль-Залесский, а двумя годами позже - Дмитров, и название свое получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Приставка же «Польский» происходит не от страны Польши, а от полей, среди которых стоит Юрьев. Дело в том, что город расположен в природном районе, называемом суздальским опольем - холмистой области с лесостепной растительностью, окруженной густыми лесами. Приставка «Польский» отличает город от двух его тезок - эстонского Тарту, который с 1030 по 1224 назывался Юрьевым, и Белой Церкови, расположенной близ Киева, которая до разрушения монголо-татарами в 1240 году также носила имя Юрьева. Город выстроили для отражения набегов кочевников и Юрьев-Польской стал опорным центром Ополья. В отличие от старших крепостей Владимира и Суздаля, ставившихся в зависимости от естественных условий защиты — высоты оврагов, рек, — горододельцы Юрия Долгорукого строят княжеские крепости там, где этого требуют обстоятельства и градостроительные планы князя. Они поставили город на берегу Колокши, рядом с устьем ее притока — реки Гзы. Возможно, что с запада крепость прикрывала лощина небольшого ручья или овражка, подходившая к Колокше, План крепости имеет почти круглую форму; она была обнесена хорошо сохранившимися высокими валами с деревянными стенами. Ее периметр достигал 1000 м, а вал, шириной в основании 12 м, имел высоту до 7 м. Вал и стены трижды размыкались, образуя ворота на три дороги: на Владимир, Переяславль-Залесский и Москву. За крепостью стоял посад, жители которого укрывались за крепостными стенами в случае вражеского нападения.Это дает представление о масштабах крепостного строительства Юрия Долгорукого. С городской площади войдем в кольцо валов, Перед нами перспектива улицы, замыкаемая огромным кирпичным массивом Троицкого собора, а слева — белые башни и стены княжеского Михайло-Архангельского монастыря, возникшего в XIII веке еще при Святославе и занявшего северо-восточный участок крепости. Существующие здания относятся к позднейшему времени, XVII—XVIII векам. Западная стена монастырской ограды сохранила древнюю стену XVII века и три старые башни. Стена имеет печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели для стрельбы с боевого настила, лежавшего на арках изнутри ограды. Башни сильно перестроены и утеряли свой боевой облик. Остальные части ограды — позднейшие. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. Георгиевская собор был построен в 1230-1234 годах на месте древней церкви 1152 года. Первая церковь простояла меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, была разрушена во время землетрясения: «Маия 3 потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год юрьевский князь Святослав Всеволодович, сын Суздальского князя Всеволода III, повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Постройка нового собора была окончена в 1234 году. Георгиевский собор был украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные сюжетные картины.В середине 1460-х гг. собор неожиданно обрушился, но не целиком. По нынешней белокаменной кладке можно увидеть границу обрушения - она идет наклонно, от верхнего северо-западного угла к нижнему юго-восточному. После обрушения московский князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее. Реставрационные работы были порученыГеоргиевский собор в Юрьеве-Польском знаменитому московскому зодчему и подрядчику Василию Дмитриевичу Ермолину. Георгиевский собор был лебединой песней владимиро-суздальского искусства. Через четыре года после завершения его убранства на Русь обрушились полчища монголов… В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Неподалеку от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошло в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска. В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, правил здесь сын Всеволода III Святослав. Татаро-монгольское иго не миновало и Юрьев: в 1238, 1382 и 1408 годах он был разорен ордынцами. Во времена усиления Московского княжества небольшой город перешел под покровительство Москвы и не раз передавался «в кормление» княжеским вассалам. Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, а в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа и после него - астраханского царевича Кайбулы. Правление Москвы Юрьев принял спокойно. Но когда в Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание. После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему уже при Екатерине II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества. В уездном городе посреди Ополья жизнь шла неспешная, но оставившая немало следов на его улицах и переулках. Собственно, и сейчас Юрьев привлекает и туристов, и кинематографистов именно сохранностью своего старинного колорита. Во время похода благоверного князя Ярослава Мудрого на эстов была поставлена крепость на пойме реки Эмайыги вокруг которой появились укрепленные городища одним из которых был Юрьев.Эти поселения находились на торговых путях и имели большое стратегическое значение. Ответ - Тарту. На реке Омже был основан этот город. Тогда он получил название Юрьев, а до этого там селились древние эсты и поселение называлось Тарбату. Потому в наше время этот город принадлежит Эстонии и носит название Тарту. Правильный ответ на вопрос будет под номером четыре. Это город Тарту . Единственное, что его переименовыввали и не один раз. Сначала он был Юоьев, потом Дорпат (Дрпт), а сейчас называется Тарту. У многих городов было несколько имен. Город строился и получал одно имя, а спустя столетия его переименовывали в результате захвата или же по другой причине. В Эстонии некоторые города тоже меняли свои названия. Так Таллин называли Колывань, Ревель и Линданисе. Город Тарту менял свое название дважды: Тарбату - Юрьев - Тарту. Название Юрьев получил после того как на месте поселения Тарбату появилась крепость, построенная Ярославом Мудрым. Ответ - Тарту (четвертый вариант). В настоящее время - это эстонский город Тарту. Носил ещ имя Дерпт. Принадлежал в разное время Киевской Руси, Новгороду, Дании, ливонцам, Ржечи Посполитой, немцам, России, СССР и сейчас - Эстонии. Знаменит своим университетом, основанном шведами, которому в 2032 году будет 400 лет. Из предложенных вариантов ответа город Юрьев сейчас называется Тарту. Однако при Ярославе Мудром в 11 веке еще как минимум один город назывался Юрьев (также названо в честь князя, так как православное имя Ярослав - это Юрий) - Белая Церковь. Таким образом города, которые были построены Ярославом Мудрым в ХI веке в наше время известны как: Тарту (Эстония), Белая Церковь (Украина). В наши дни город, о котором идт речь в вопросе носит такое название как Тарту. Стоит отметить, что город притерпевал смену названия не один раз. Этот город носил название и Юрьев, а также носил название Дорпат, но сейчас стал Тарту . Город, который сначала носил название Тарбату в 1030 году подвергся захвату Ярославом Мудрым. Естественно, тот захотел дать городу новое название. По скромному решению он назвал город Юрьевым (отталкиваясь от собственного христианского имени). Вплоть до 1919 года города носил данное ему в захвате имя, но Эстония смогла выбить Красную Армию и вернула городу название, схожее на первоначальное - Тарту . Так город и зовется в наше время. Город Юрьев был основан Ярославом Мудрым в 1030 году. Название городу дано в честь христианского имени Ярослава. Это название город носил с самого основания по 1224 года, затем был переименован в Дорпат. С 1993 года городу возвращено старое название - Юрьев. Но уже с 1918 года он носит название, которое сохранилось до наших дней - Тарту. Город второй по численности населения Эстонии после Таллина. Город этот в 1030 основал великий князь Ярослав Мудрый. А назвали Юрьев (Гюргев), потому что именно по-христиански будет Ярослав. Почему этот город сравнивают с современным Тарту, потому что именно в Тарту были раскопки уже в наше время в 20 веке в 1956 году и нашли городище старого Юрьева. Политическим центром Тарту не был, а вот важным стратегическим был. Правильный ответ на вопрос будет именно под номером четыре - Тарту (Эстония). В 1030 году Ярослав Мудрый основал новый город, который был назван город Юрьев. Но в наше время этот город называется Тарту. Расположен этот город в Эстонии. Так что правильным вариантом ответа является вариант номер 4. |
Читайте: |
---|
Новое
- Летают ли сейчас самолеты в мармарис
- Железнодорожный транспорт в мюнхене
- Дворец бахия Дворец бахия марракеш
- География синт-мартен. Отдых с детьми
- Национальный парк ловчен Ловчен черногория как добраться из будвы
- Парк развлечений Ля Виллет (La Villette) город науки и техники в Париже
- Такс фри в ларнаке режим работы
- Чианграй – северная столица Таиланда
- Лас-пальмас-де-гран-канария Лас пальмас канары
- Парк развлечений Ля Виллет (La Villette) город науки и техники в Париже